Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА

22 марта 2020
34

Музыка – материя фантомная, хрупкость существования только здесь и сейчас, когда речь о «живых» концертах. Получится ли здорово – до начала выступления никто не скажет. Происходит алхимическое соединение настроений многих, особенно– музыкантов, состояние «здоровья» инструментов немаловажно, реакция зала, передающаяся на сцену. Да и много чего еще. В стенах филармонии магия – частый гость. И это здорово. Да и творят ее люди, что немного волшебники.

Какой роскошный подарок случился от «Тува джаз бэнда» в программе «В джазе только мачо». На подъеме, драйв, действительно одни мачо на сцене! Даже двух женщин коллектива решили не утруждать, а посадили в зал. Да еще и цветы им подарили. «Отдохните, Софа, Надя…» Тут только пример для подражания, другого не скажешь.

В ударе – все. Вел коллег вверх и вперед по программе дирижер Саян Салчак. Член коллектива, по совместительству еще и директор филармонии Игорь Дулуш, в традиционной черной шляпе, был на подъеме как ведущий. Непринужденный, раскованный, с улыбками-шутками-прибаутками. Даже не постеснялся признаться, что готовить не умеет, а вкусные блюда – заслуга жены и певицы Софьи Кара-оол. И этот словесный «соус» подан к номеру «Барбекю». «Человек-арбуз» прозвучал в честь наставника башкы-Симонова. Солировали многие, да еще как. Отчугаша Сендажы, на этот раз за роялем, представили, как главного мачо: всю программу без перерыва почти в два часа его не видно за другими – так вывели вперед для приветствия. Или гитарист Наиль Салчак, из молодых, радовал, как и другие солисты на разных инструментах. «Караван», «Европа» («в Центре Азии» добавляется непременно), «Водные лыжи» – слушать и слушать. Звучало много известных композиций, например, на английском «Мой путь» в подаче певца Тэгшээ Цецэндэлгэра, уроженца Монголии.

Было сказано: да, сейчас мужчины и в юбках по улицам ходят, кого-то из них считают маменькиными сынками. А в бэнде таких нет! Тут – мачо. В мелодиях даже слышались тувинские «наигрыши» у солистов. Микст-смешение культур. И постепенно, нота за нотой, пауза за паузой (ее тут умеют держать) настроение и состояние аудитории поднималось вверх. Это тоже уметь надо «нахимичить». В конце концов зал разогрелся-раскалился, на сцене это почувствовали. Эмоции лились через край. Программа исчерпана, а аплодисменты громче. Не стихают. Крики «Бис!», просят «17 регион» (так полюбившийся американский «17 участок» уже переименовали на тувинский лад). И он зазвучал! Да как мощно.

Атмосфера праздника случилась. Получилось! Замечательно!

В середине марта суббота тут прошла под знаком Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ». Из Красноярска приехал «Отель Кали», лучшая группа душевной встречи в Чадане в 2017 году. И связи не прерываются, это одна из особенностей форумов. В прошлом году на Международной универсиаде в Красноярске «отельцы» очень помогли бэнду выступить с джазом на льду. Это во вступительном слове концерта подчеркнул Игорь Дулуш, на этот раз без головного убора.

Еще он подтвердил: фестиваль под номером 21 состоится в этом году! (Наверное, символично: ХХI век, 21 сбор…) «Попросили», оказывается. В планах – заезд 3 июня (так рано не было никогда), открытие 6 числа. И – несколько удивительных дней на традиционной поляне под Чаданом, до 8 июня. Причем 28 мая начнется конный переход нашего знаменитого Духового оркестра в сторону запада, к райцентру Дзун-Хемчика, по пути – остановки в селах, концерты в честь 75-летия Великой Победы.

Пока автор идеи форума затрудняется ответить, кого стоит ждать из известных персон. Из-за мировой пандемии всё может измениться в считанные минуты (Так, увы, из-за коронавируса отменен концерт в марте артистов из США …).

Вернемся к гостям. Красноярцы приехали (нормально добрались) заранее, репетировали, с настроением вышли на сцену. Вместе с ними – за ударной установкой «зажигал» наш Найыс Дулуш. Очень достойно получалось. А рядом с ним расположился уроженец Кызыла перкуссионист Евгений Ткачев, что много лет выступал с Альбертом Кувезиным в «Ят-Ха» (борода – другая, более «яркая»).

Два отделения. Вела встречу солистка Татьяна Пугачева, задушевно, интересно, познавательно. Как она владеет голосом, звуки льются так, как того желает его хозяйка. Непринужденно, легко, интимно. Такое ощущение, что она поет для тебя лично и больше ни для кого. Доверительность интонации, воздушность звучания, непосредственность и желание поделиться Знаниями – такой вот человек из «Кали». Как сказал клавишник-универсал (здесь такие все) Александр Молтянский, очередное воплощений божества в индуизме их Татьяна.

Было ощущение, что чуть-чуть случилась-переместилась в зал та самая заветная чаданская поляна. Что отличает коллектив? Профессионализм и скромность. Исполняют сложнейшие композиции, а как легко. Дают всем солировать, показать свои таланты. Не «звездят». Ноты вроде сами по себе рождаются из различных инструментов. Но всё-таки понимаешь: за всем стоит труд, труд и труд. И фанатичная любовь к избранному делу. Миссии, если хотите. Каждый партию соло играет как в последний раз.

Бразильский джаз. Это в первом отделении. И как-то ощущаешь себя невольно на улочках, набережных этой далекой южно-американской страны. Композиции Антонио Карлоса Жобима, создателя стиля боссановы, плывут по рядам, очаровывают, покоряют. Музыканты влюблены в эту музыку, их ощущения передаются нам. А у солистки португальский и английский – как родные языки, нам всё понятно без переводов. Музыка – великая объединяющая сила. Кто в зале был, согласятся. Один номер посвятили Дэну Рэю из коллектива «Сан Ра», что выступал на «Устуу-Хурээ», это помнится до сих пор. Оказывается, он нас покинул 12 марта…

«Жажда и вода», «Волна», «Утро после карнавала», «Музыкант без голоса и слуха», «Танцуйте самбу», «Самба одной ноты», другие композиции, ласкающие слух. Одну мелодию про «Девочку из Ипанемы» представили специально для Владимира Симчита, который может ее слушать бесконечно. И был еще сюрприз для Маргариты Монгуш от лица ее коллег из госавтоинспекции Красноярска: ей со сцены солистка вручила подарок, красивый букет роз в честь ее юбилея. Бывает же такое. Неожиданно. Крепкие связи человеческие.

Второе отделение – в основном свои мелодии, «Отеля Кали». Вроде бы простые тексты, да есть в них глубокий смысл за легкостью подачи. «Горный цветок»: «Я подарю тебе цветок, что распустился на закате, когда уже померк восток…» Или «поток моих мыслей причудлив как дым благовоний». Или «пьяный запах весны обжигает дыханье». Или «ты говоришь, что моя жизнь проходит как-то не так… не трогай мою – посмотри на свою». «Макияж», «Песенка о наболевшем». И узнаваемая мировая классика, в своей подаче, принимаемая с удовольствием благодарной аудиторией.

Зал остался с восторженными впечатлениями. Звучало «Бис!»  Играли и на бис.

Праздники для души.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

Фото из архива Тувгосфилармонии