Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Высшая власть в ТНР: Правительство, Великий и Малый Хуралы

7 декабря 2020
106

     Однако на практике заложенная в конституцию структура государственных органов в лице Центрального Совета (правительства) и съезда всех хошунов оказалась не во всем удачной. В соответствии с решением Всетувинского учредительного хурала, 3 октября 1921 г. состоялось первое заседание тувинского Правительства.

Созданы первые министерства и «Временное» правительство       

       Правительство собралось в обстановке назревавшей угрозы вторжения из Северо-Западной Монголии отряда генерала А.С. Бакича. Но его работу трудно назвать конструктивной, направленной на поддержание первых ростков государственности и отражение назревавшей военной угрозы. 

        Надежная структура Правительства стала вырисовываться только через полгода. В феврале 1922 г. В ТНР были созданы Совет Министров и первые четыре министерства: иностранных и внутренних дел, юстиции и военное, в конце того же года – министерство финансов.  Это обновленное Правительство в исторических документах названо «Временным», поскольку его состав не прошел утверждение высшим представительным органом власти.

        Не могло не сказаться на государственном строительстве то, что ТНР в первые годы своего существования оставалась непризнанным государством. Данное обстоятельство сильно ограничивало для Тувы использование опыта соседних стран в государственном строительстве.

         Кроме того, немало времени потребовалось на подготовку к созыву Великого Хурала. Ведь предстояло не только сформировать его путем выборов представителей, но и предложить на его разрешение комплекс первоочередных и жизненно важных вопросов текущей политики и экономики, оформить их в виде пакета законопроектов. Предстояло также тщательно продумать полномочия нового органа власти, повестку дня его работы и наиболее удачное время созыва. Кроме того, торопились сверстать первый бюджет государства, чтобы представить его на обсуждение Великого Хурала. 

         Великий Хурал начал работу

         Только к осени 1923 г. правительство ТНР провело всю необходимую  организационно-правовую работу, благодаря которой можно было созывать I Великий Хурал  ТНР.

         I Великий Хурал ТНР работал с 20 сентября по 1 октября 1923 г. В его работе приняли участие 150 делегата.  Председатель съезда, глава Правительства Монгуш Буян-Бадыргы в своей приветственной речи отметил независимость тувинского государства, обратив внимание на сочувствие и помощь со стороны СССР и недружественную в те годы позицию Внешней Монголии. Делегаты поддержали председателя съезда, выразив надежду, что существующее положение изменится, «когда и в монгольском, и в тувинском Правительстве будут другие лица». Затем выступали с отчетными докладами министры.

          Далее Великие Хуралы с I по VI (включительно) проходили ежегодно, начиная с 1923 г. Они созывались в относительно свободное от хозяйственных занятий время, когда осенне-уборочные работы в основном завершались, а зимние кочевки еще были впереди. Можно сказать, что в этом смысле Великие Хуралы неплохо вписывались в годовой хозяйственный цикл. Никакие, в том числе и политические, события не нарушали порядок их созыва. Вместе с тем, это положительное обстоятельство имело обратную сторону. Ежегодное проведение съездов, а значит и частые смены составов правительства и позднее избранного Малого Хурала не способствовали обретению и закреплению опыта государственного управления. Тем самым происходила осознанная, законодательно обусловленная текучка кадров.

В тени правительства ТНР?      

        Великие Хуралы, проходившие в 1930-е гг., стали собираться реже, при этом четкой периодичности сроков их созыва установлено не было. Так, VII Великий Хурал состоялся через два года после VI, VIII - через 4 года и 9 месяцев после VII, IX - через три года после VIII и Х - через два года после IX.

        По ряду формальных признаков: несоблюдение периодичности сроков созыва, небольшая длительность работы, проведение Великих Хуралов после съездов ТНРП с неизменным одобрением их решений, скупое освещение роли и значения съездов в жизни общества, - можно заключить, что в 1930-е годы  авторитет и роль Великих Хуралов в жизни тувинского общества начинают падать. Они находятся в тени Правительства. К началу 1940-х гг. авангардную роль в ТНР начинает играть ЦК ТНРП, которая в годы Великой Отечественной войны возглавила переход страны на военные рельсы и организацию многосторонней экономической и военной помощи СССР.    

       

Вместе с тем, Великие Хуралы и в этот период сохранили за собой важнейшие государственные функции. Они заслушивали доклады Малого Хурала, Правительства и хошунных управлений, утверждали Конституции и важнейшие законы, определяли и уточняли административно-территориальное деление ТНР, давали оценку международному и внутреннему положению республики, избирали членов Малого Хурала и правительства. Как и в 1920-е гг. Великие Хуралы оставались для представителей народа школой государственного управления, ярким проявлением народовластия.  Учитывая ключевую роль Великих Хуралов в жизни государства и народа, можно сказать, что граждане ТНР являлись не слепыми исполнителями, а активными участниками социально-политических процессов, многие из них были делегатами и депутатами разных уровней.

Фото Моллеров Высшая власть 1

Высший государственный орган          

      С появлением в 1924 г. Малого Хурала, система государственной власти ТНР обрела большую стройность и действенность. Поскольку создание такого института власти напрашивалось, вытекало из насущных потребностей развития государственного строя, Малый Хурал сразу занял освобожденную Правительством нишу: стал высшим государственным органом власти в период между Великими Хуралами и приступил к разработке жизненно важных законов.  Малые Хуралы формировались на съездах из числа делегатов, и отчитывались о своей деятельности перед съездами.  Постоянным рабочим органом Малых Хуралов стали Президиумы Малых Хуралов, имевшие всю полноту власти в период между сессиями Малых Хуралов. 

        Полную самостоятельность Малый Хурал ТНР получает только в 1926 г., когда должность председателя Президиума Малого Хурала становится номенклатурной и постоянной. В постановлении  IV Великого Хурала (1926 г.) говорится о необходимости «выбрать постоянного Председателя Малого Хурала» и далее в скобках дается пояснение, что «до этого Председателем Малого Хурала был Председатель Совета Министров». Все это означает, что представительно-законодательная власть окончательно размежевалась с исполнительной и поднялась над ней.

         Первая сессия Малого Хурала Танну-Тувинской Народной Республики прошла 1-16 марта в 1925 г. г. Кызыле.  Малые Хуралы ТНР сыграли важную историческую роль в период 1924-1944 гг. Их создание придало законодательной деятельности в республике эффективность, а тувинскому обществу - политическую стабильность. Можно без преувеличения констатировать, что они являлись оплотом народовластия в Туве. Они принимали наказы и направляли их для выполнения в министерства и ведомства, а также сами исполняли наказы избирателей. Обязательными для их исполнения были решения Великих Хуралов ТНР. В сложной внутри- и внешнеполитической ситуации Малые Хуралы брали на себя роль Великих Хуралов. Так было в 1933 г., когда произошла существенная корректировка внутриполитического курса развития республики, и в августе 1944 г., когда Малый Хурал принимал историческую  Декларацию о вхождении Тувы в состав советского государства.

Николай МОЛЛЕРОВ,

доктор исторических наук

"Тувинская правда" №90 от 5 декабря 2020 года.