Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Общественно-политическая газета Республики Тува
Кызыл
30 сентября, пт

Вечно живущая Найдан

27 ноября 2021
10

Сотрудники музея обновили экспозицию, добавили новые экспонаты, предметы из личного обихода Натальи Дойдаловны. На открытии выставки выступили – ученый секретарь НМ РТ Чойган Ондар, директор ДШИ им. Нади Рушевой Аржаана Олчей, заведующая школьным музеем им. Н. Д. Ажыкмаа-Рушевой в селе Сесерлиг Светлана Бадарчи, доцент Кызылского педагогического института ЛШюбовь Кара-оол Любовь, а также племянник Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой Бадарчы Буян. Своими вокальными и танцевальными номерами мероприятие украсили студенты Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола. 

 

Наталья Ажыкмаа родилась 20 ноября 1926 года в местечке Уш-Кожээ местности Баян-Кол Пий-Хемского кожууна в семье простых аратов из рода Салчак. Ей дали имя Ажыкмаа (с тувинского «ажык» означает «простор»), но при вхождении Тувы в состав Советского Союза многое стало меняться при паспортизации – у тувинцев имена стали фамилиями, а имена они брали полюбившиеся, так молодая девушка взяла имя Наталья, а фамилию Ажыкмаа. Она очень рано осталось без родителей - ей было всего 2,5 года. В то время свирепствовала эпидемия оспы, которая унесла жизнь многих людей. Наташу воспитывали бабушка Дундуулак и дядя по матери Балдып. У бабушки Натальи Дойдаловны было две дочери, старшая из которых – Билчит - мать Ажикмы. Из-за болезни она смогла пойти в школу, когда ей было уже 10 лет, в 1936 году. Сначала училась в школе-интернате Даспы-Аксы поблизости от села Черби, а когда не стало бабушки, ее к себе взяла Ошку-Саар угбай, и она стала учиться в городе, в Кызылской объединенной школе. В 1943 году вместе с другими педагогами по искусству в Тувинский областной муздрамтеатр приехал балетмейстер Анатолий Васильевич Шатин, доцент, преподаватель Государственного института театрального искусства имени Луначарского, с женой-танцовщицей Елизаветой Чаровой.

Анатолий Васильевич собрал по районам республики способных юношей и девушек и создал балетную студию. В балетную группу была принята и Наталья Ажикмаа. Началась ее учеба Ажыкмы в балетной студии, первой в истории Тувы, организованной при областном муздрамтеатре. Таким образом, она вошла в мир искусства балета. Прежде чем поставить тувинские танцы, Анатолий Васильевич изучал природу Тувы, национальные орнаменты, внимательно присматривался к жизни и обычаям народа, к особенностям тогдашнего тувинского быта. В результате этих наблюдений возникли бытовые танцы: «Дук салыр», «Тараа», затем постепенно стали складываться танцы более сложные: «Декей-оо», «Юность», «Звенящая нежность».

Кроме тувинских танцев он поставил много танцев народов СССР. Одновременно с учебой ставили концертные программы. Время было тогда тяжелое, шла Великая Отечественная война, люди работали, не покладая рук. Чтобы хоть как-то облегчить тяготы войны, приобщить к прекрасному и скрасить их нелегкий быт, ездили на гастроли по районам республики. Увиденные тогда аратами русские, украинские, молдавские, и, конечно, только что созданные тувинские танцы вызывали большой интерес. С первых уроков среди учеников Шатин выделил способность Наташи Ажыкмаа к балету. Ее тонкая фигура с лебединой шеей, ее прыжки, движения рук сразу обратили его внимание. Анатолий Васильевич говорил про нее, что она танцует, как поет.

В августе 1945 года по приказу Министерства культуры РСФСР в далекую Туву для участия в становлении и развитии национального театра приехал молодой, симпатичный театральный художник Николай Рушев. Увлеченный Востоком, он охотно принял это назначение. Сразу с удовольствием принялся за работу – рисовал декорации и эскизы костюмов к спектаклям «Хайыраан бот», «Донгур-оол», «Лекарь поневоле», «Бедность не порок», и стал главным художником-постановщиком в театре. Ему сразу понравилась молодая танцовщица Наталья Ажыкмаа, они стали встречаться, полюбили друг друга. 28 августа 1946 года сыграли свадьбу. Это была первая в истории молодой республики интернациональная свадьба. Прекрасный облик любимой жены Николай Константинович воспроизвел на живописных полотнах: «Портрет Н. Ажикмаа с лимби», «Портрет Н. Ажикмаа под зонтиком», в большой жанровой картине «Концерт в поле», где стройная Наташа в белом платье показывает зажигательный танец в окружении музыкантов и аратов. Композиция последней картины насыщена яркими светлыми мажорными красками и как бы наполнена торжественно- радостными звуками музыки. Это одно из лучших произведений живописи периода становления тувинского изобразительного искусства.

Танец «Звенящая нежность» был создан в 1944 году к традиционному празднику животноводов – Наадыму и исполнен впервые на сцене Зеленого театра (в городском парке), с тех пор он стал любимым танцем в нашей республике. Впоследствии этот танец стал классикой тувинской хореографии, был поставлен на музыку замечательного композитора и исследователя тувинской народной музыки Алексея Аксенова, первыми его исполнительницами были Екатерина Кыдай, Галина Севилбаа (Бады-Сагаан), Клавдия Веденеева, Аля Сельянова, Лариса Соловьева, Екатерина Харлыг, Фаина Дубовская и Наталья Ажикмаа.

В 1948 году семья Рушевых уезжает из Тувы в Душанбе – столицу Таджикистана, куда был командирован Николай Константинович. Там он работает в Русском драматическом театре им В. Маяковского художником- постановщиком, а Наталья Ажыкмаа станет одной из ведущих артисток балета Ашхабадского театра оперы и балета им. С. Айни.

В 1950 году Министерство культуры СССР направляет Николая Рушева в Монголию. В столице Улан- Баторе, где открылся новый Государственный театр оперы и балета, он работает художником-постановщиком, обучает монгольских художников в театральном училище. Наталья Дойдаловна как педагог-балетмейстер обучает в театральном училище монгольских юношей и девушек, передавая им свои знания и большой танцевальный опыт. Так в ее трудовой биографии появилась еще одна страница, связанная с искусством танца и хореографии. 31 января 1952 года в Улан-Баторе у молодых родился долгожданный ребенок, дочь Надежда. Тогда же монгольский академик, лингвист, доктор наук Бямбын Ринчин сообщил родителям родившейся девочки, что имя Надежда – «Найдан» по-древнемонгольски, означает «вечно живущая». В июне 1952 году семья Рушевых возвращается в Москву на постоянное жительство и работу.

Наталья Дойдаловна с рождением дочери полностью отдала себя семье. Для нее долгожданный ребенок стал смыслом жизни. И с этого времени родители большую часть своего времени уделяют воспитанию талантливой дочери Нади. Родители Нади – люди искусства – не могли не заметить художественной одаренности дочери. У Нади Рушевой очень рано проявился яркий, потрясающий художественный талант. Ранний и яркий расцвет дарования Нади Рушевой был замечен сразу.

Ажыкмаа-Рушева мечтала о музее Нади Рушевой в Туве, поэтому она передавала в 1987-1988 годах подлинные рисунки своей дочери, работы Н. Рушева, семейные фотографии, книги, документы. Только в 1993 году был создан музей-филиал Нади Рушевой, постепенно она отправляла графику, фотографии и многое другое, связанное с творчеством семьи Рушевых. Затем в 2007 году Государственным музеем А.С. Пушкина Национальному музею РТ безвозмездно был передан 4721 подлинный рисунок нашей землячки Надежды – Найдан «вечно живущей». Теперь наш музей обладает самым большим по количеству рисунков графики Нади Рушевой. И всегда в этих делах постоянно помогала Наталья Ажыкмаа-Рушева.

В фондах Тувинского музея хранятся переданные матерью рисунки Нади Рушевой из серии «Балет». Вот на рисунке «Соло» нога балерины чуть-чуть длиннее, чем это бывает в жизни. И сделала так Надя специально – иначе бы не возникло ощущение полета. Если вглядеться в рисунок «Соло», это уже не просто застывшая балетная позиция, а движение… В ее рисунках не только сверкающий мир сцены, но и усталость, боль, разочарование, тяжелый труд балерин. Об этом говорят ее рисунки «Юные балерины», «Репетиции в балетном классе», «Юная балерина», «Соло балерины», «Три грации», «Перед выходом на сцену», «Юные балерины в карнавальных костюмах» и другие. Надя любила искусство танца, любила создавать свои графические спектакли, передавать летящей линией экспрессию и выразительность балета.

В основном это рисунки по воображению, ее собственные фантазии. Некоторые балеты юная художница «поставила» в своих рисунках раньше, чем они появились на сценах театров. Это «Анна Каренина», «Гамлет», «Кармен». Посмотрев Надиного «Умирающего лебедя», Народная артистка СССР Майя Плисецкая сказала: «Надин умирающий лебедь» – это само совершенство, но я его обязательно сделаю!» А руководитель Ленинградского хореографического училища, Народная артистка СССР Татьяна Вечеслова, восхищаясь «Испанским танцем», «Шехерезадой», посвятила юной фантазерке свои стихи.

Более 50 лет прошло, как не стало талантливой художницы Нади Рушевой и Николая Константиновича. Но создается такое впечатление, как будто эта семья существует в полном составе до сих пор. Как будто и Надежда, и Николай Константинович рядом со своей любимой мамой Натальей Дойдаловной. Кажется, они где-то рядом, вышли ненадолго и что вот-вот вернутся к своей мамочке…

Роль Натальи Ажыкмаа-Рушевой в сохранении и пропаганде творческого наследия Нади и Николая Рушевых велика. Эта удивительно скромная, добрая и мудрая женщина посвятила всю свою жизнь самым ей дорогим и родным людям и при их жизни, и после. Несмотря на свой преклонный возраст, Наталья Дойдаловна вела переписку с музеями страны, передавала на постоянное хранение музею Нади Рушевой в Кызыле коллекции рисунков дочери, помогала всем, чем может, давала советы, интересовалась выставками рисунков дочери, словом, она всегда в курсе всех дел, связанных с творчеством талантливой дочери. Благодаря ей Надя Рушева остается вечно живущей Найдан.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, член СХ России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, методист отдела КИРК НМ РТ

"Тувинская правда" № 65 от 27 ноября 2021 года.