Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Общественно-политическая газета Республики Тува
Кызыл
16 августа, вт

Вечно живущая Найдан

27 ноября 2021
7

Сотрудники музея обновили экспозицию, добавили новые экспонаты, предметы из личного обихода Натальи Дойдаловны. На открытии выставки выступили – ученый секретарь НМ РТ Чойган Ондар, директор ДШИ им. Нади Рушевой Аржаана Олчей, заведующая школьным музеем им. Н. Д. Ажыкмаа-Рушевой в селе Сесерлиг Светлана Бадарчи, доцент Кызылского педагогического института ЛШюбовь Кара-оол Любовь, а также племянник Н.Д. Ажыкмаа-Рушевой Бадарчы Буян. Своими вокальными и танцевальными номерами мероприятие украсили студенты Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола. 

 

Наталья Ажыкмаа родилась 20 ноября 1926 года в местечке Уш-Кожээ местности Баян-Кол Пий-Хемского кожууна в семье простых аратов из рода Салчак. Ей дали имя Ажыкмаа (с тувинского «ажык» означает «простор»), но при вхождении Тувы в состав Советского Союза многое стало меняться при паспортизации – у тувинцев имена стали фамилиями, а имена они брали полюбившиеся, так молодая девушка взяла имя Наталья, а фамилию Ажыкмаа. Она очень рано осталось без родителей - ей было всего 2,5 года. В то время свирепствовала эпидемия оспы, которая унесла жизнь многих людей. Наташу воспитывали бабушка Дундуулак и дядя по матери Балдып. У бабушки Натальи Дойдаловны было две дочери, старшая из которых – Билчит - мать Ажикмы. Из-за болезни она смогла пойти в школу, когда ей было уже 10 лет, в 1936 году. Сначала училась в школе-интернате Даспы-Аксы поблизости от села Черби, а когда не стало бабушки, ее к себе взяла Ошку-Саар угбай, и она стала учиться в городе, в Кызылской объединенной школе. В 1943 году вместе с другими педагогами по искусству в Тувинский областной муздрамтеатр приехал балетмейстер Анатолий Васильевич Шатин, доцент, преподаватель Государственного института театрального искусства имени Луначарского, с женой-танцовщицей Елизаветой Чаровой.

Анатолий Васильевич собрал по районам республики способных юношей и девушек и создал балетную студию. В балетную группу была принята и Наталья Ажикмаа. Началась ее учеба Ажыкмы в балетной студии, первой в истории Тувы, организованной при областном муздрамтеатре. Таким образом, она вошла в мир искусства балета. Прежде чем поставить тувинские танцы, Анатолий Васильевич изучал природу Тувы, национальные орнаменты, внимательно присматривался к жизни и обычаям народа, к особенностям тогдашнего тувинского быта. В результате этих наблюдений возникли бытовые танцы: «Дук салыр», «Тараа», затем постепенно стали складываться танцы более сложные: «Декей-оо», «Юность», «Звенящая нежность».

Кроме тувинских танцев он поставил много танцев народов СССР. Одновременно с учебой ставили концертные программы. Время было тогда тяжелое, шла Великая Отечественная война, люди работали, не покладая рук. Чтобы хоть как-то облегчить тяготы войны, приобщить к прекрасному и скрасить их нелегкий быт, ездили на гастроли по районам республики. Увиденные тогда аратами русские, украинские, молдавские, и, конечно, только что созданные тувинские танцы вызывали большой интерес. С первых уроков среди учеников Шатин выделил способность Наташи Ажыкмаа к балету. Ее тонкая фигура с лебединой шеей, ее прыжки, движения рук сразу обратили его внимание. Анатолий Васильевич говорил про нее, что она танцует, как поет.

В августе 1945 года по приказу Министерства культуры РСФСР в далекую Туву для участия в становлении и развитии национального театра приехал молодой, симпатичный театральный художник Николай Рушев. Увлеченный Востоком, он охотно принял это назначение. Сразу с удовольствием принялся за работу – рисовал декорации и эскизы костюмов к спектаклям «Хайыраан бот», «Донгур-оол», «Лекарь поневоле», «Бедность не порок», и стал главным художником-постановщиком в театре. Ему сразу понравилась молодая танцовщица Наталья Ажыкмаа, они стали встречаться, полюбили друг друга. 28 августа 1946 года сыграли свадьбу. Это была первая в истории молодой республики интернациональная свадьба. Прекрасный облик любимой жены Николай Константинович воспроизвел на живописных полотнах: «Портрет Н. Ажикмаа с лимби», «Портрет Н. Ажикмаа под зонтиком», в большой жанровой картине «Концерт в поле», где стройная Наташа в белом платье показывает зажигательный танец в окружении музыкантов и аратов. Композиция последней картины насыщена яркими светлыми мажорными красками и как бы наполнена торжественно- радостными звуками музыки. Это одно из лучших произведений живописи периода становления тувинского изобразительного искусства.

Танец «Звенящая нежность» был создан в 1944 году к традиционному празднику животноводов – Наадыму и исполнен впервые на сцене Зеленого театра (в городском парке), с тех пор он стал любимым танцем в нашей республике. Впоследствии этот танец стал классикой тувинской хореографии, был поставлен на музыку замечательного композитора и исследователя тувинской народной музыки Алексея Аксенова, первыми его исполнительницами были Екатерина Кыдай, Галина Севилбаа (Бады-Сагаан), Клавдия Веденеева, Аля Сельянова, Лариса Соловьева, Екатерина Харлыг, Фаина Дубовская и Наталья Ажикмаа.

В 1948 году семья Рушевых уезжает из Тувы в Душанбе – столицу Таджикистана, куда был командирован Николай Константинович. Там он работает в Русском драматическом театре им В. Маяковского художником- постановщиком, а Наталья Ажыкмаа станет одной из ведущих артисток балета Ашхабадского театра оперы и балета им. С. Айни.

В 1950 году Министерство культуры СССР направляет Николая Рушева в Монголию. В столице Улан- Баторе, где открылся новый Государственный театр оперы и балета, он работает художником-постановщиком, обучает монгольских художников в театральном училище. Наталья Дойдаловна как педагог-балетмейстер обучает в театральном училище монгольских юношей и девушек, передавая им свои знания и большой танцевальный опыт. Так в ее трудовой биографии появилась еще одна страница, связанная с искусством танца и хореографии. 31 января 1952 года в Улан-Баторе у молодых родился долгожданный ребенок, дочь Надежда. Тогда же монгольский академик, лингвист, доктор наук Бямбын Ринчин сообщил родителям родившейся девочки, что имя Надежда – «Найдан» по-древнемонгольски, означает «вечно живущая». В июне 1952 году семья Рушевых возвращается в Москву на постоянное жительство и работу.

Наталья Дойдаловна с рождением дочери полностью отдала себя семье. Для нее долгожданный ребенок стал смыслом жизни. И с этого времени родители большую часть своего времени уделяют воспитанию талантливой дочери Нади. Родители Нади – люди искусства – не могли не заметить художественной одаренности дочери. У Нади Рушевой очень рано проявился яркий, потрясающий художественный талант. Ранний и яркий расцвет дарования Нади Рушевой был замечен сразу.

Ажыкмаа-Рушева мечтала о музее Нади Рушевой в Туве, поэтому она передавала в 1987-1988 годах подлинные рисунки своей дочери, работы Н. Рушева, семейные фотографии, книги, документы. Только в 1993 году был создан музей-филиал Нади Рушевой, постепенно она отправляла графику, фотографии и многое другое, связанное с творчеством семьи Рушевых. Затем в 2007 году Государственным музеем А.С. Пушкина Национальному музею РТ безвозмездно был передан 4721 подлинный рисунок нашей землячки Надежды – Найдан «вечно живущей». Теперь наш музей обладает самым большим по количеству рисунков графики Нади Рушевой. И всегда в этих делах постоянно помогала Наталья Ажыкмаа-Рушева.

В фондах Тувинского музея хранятся переданные матерью рисунки Нади Рушевой из серии «Балет». Вот на рисунке «Соло» нога балерины чуть-чуть длиннее, чем это бывает в жизни. И сделала так Надя специально – иначе бы не возникло ощущение полета. Если вглядеться в рисунок «Соло», это уже не просто застывшая балетная позиция, а движение… В ее рисунках не только сверкающий мир сцены, но и усталость, боль, разочарование, тяжелый труд балерин. Об этом говорят ее рисунки «Юные балерины», «Репетиции в балетном классе», «Юная балерина», «Соло балерины», «Три грации», «Перед выходом на сцену», «Юные балерины в карнавальных костюмах» и другие. Надя любила искусство танца, любила создавать свои графические спектакли, передавать летящей линией экспрессию и выразительность балета.

В основном это рисунки по воображению, ее собственные фантазии. Некоторые балеты юная художница «поставила» в своих рисунках раньше, чем они появились на сценах театров. Это «Анна Каренина», «Гамлет», «Кармен». Посмотрев Надиного «Умирающего лебедя», Народная артистка СССР Майя Плисецкая сказала: «Надин умирающий лебедь» – это само совершенство, но я его обязательно сделаю!» А руководитель Ленинградского хореографического училища, Народная артистка СССР Татьяна Вечеслова, восхищаясь «Испанским танцем», «Шехерезадой», посвятила юной фантазерке свои стихи.

Более 50 лет прошло, как не стало талантливой художницы Нади Рушевой и Николая Константиновича. Но создается такое впечатление, как будто эта семья существует в полном составе до сих пор. Как будто и Надежда, и Николай Константинович рядом со своей любимой мамой Натальей Дойдаловной. Кажется, они где-то рядом, вышли ненадолго и что вот-вот вернутся к своей мамочке…

Роль Натальи Ажыкмаа-Рушевой в сохранении и пропаганде творческого наследия Нади и Николая Рушевых велика. Эта удивительно скромная, добрая и мудрая женщина посвятила всю свою жизнь самым ей дорогим и родным людям и при их жизни, и после. Несмотря на свой преклонный возраст, Наталья Дойдаловна вела переписку с музеями страны, передавала на постоянное хранение музею Нади Рушевой в Кызыле коллекции рисунков дочери, помогала всем, чем может, давала советы, интересовалась выставками рисунков дочери, словом, она всегда в курсе всех дел, связанных с творчеством талантливой дочери. Благодаря ей Надя Рушева остается вечно живущей Найдан.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, член СХ России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, методист отдела КИРК НМ РТ

"Тувинская правда" № 65 от 27 ноября 2021 года.