Люди ждут новостей о подвигах спецназовцев, десантников, разведчиков, лётчиков и танкистов. Не редко на второй, а то и на третий план отходит не менее важная и сложная работа военных врачей. Конечно же, их не забывают в СМИ, но и особым вниманием не балуют. А бывает и такое, что обычные гражданские доктора по велению души и сердца срываются с насиженных мест и едут помогать людям за тридевять земель.
Миссия выполнима
Именно так и поступили врачи из Тувы. Наши земляки с самого начала спецоперации на Украине не могли безучастно и холодно смотреть, как страдают и мучаются раненные солдаты. Они, конечно же, знали, что бойцам оказывается всесторонняя и профессиональная помощь. Но всё же грамотные и опытные врачебные кадры никогда не бывают лишними. По поручению группы о поездке на Донбасс рассказал заместитель главного врача Ресбольницы №1 Айдын Серен-оол:
– Нашу гуманитарную миссию возглавил депутат Государственной Думы РФ Айдын Сарыглар. Добровольцев было много, помогать хотели все. Заявления летели со всех уголков республики. В нашу группу хотели войти уже бывалые или только начинающие свою практику доктора обоих полов. Подумав решили, что будем брать только мужчин. Всё-таки отправляемся в экстремальную среду, где идёт военная кампания. Наших замечательных и отважных женщин обидеть не хотели, но и рисковать ими мы не имеем права. Наш небольшой отряд состоял из семи врачей. В него вошли анестезиологи, ортопеды, хирурги и травматологи. В начале апреля мы вылетели в Москву, а затем на поезде добрались до Ростова. Оттуда на микроавтобусе пересекли границу, где нас и встретили коллеги из ЛНР. Мы будто бы попали в другую реальность, где не так безопасно, как у нас. Над нами мирное небо и нам ничего не угрожает. Но Донбасс живёт в состоянии чрезвычайного положения ещё с 2014 год и для людей многое уже стало обыденностью. Жители ЛНР и ДНР - настоящие герои, они всеми силами отстаивают свою независимость, а идеалы Русского мира для них священны. Здорово, что нам удалось помочь им, – с искренним уважением произнёс Айдын Эресович.
Начались почти боевые будни
– Мы были готовы, что нас распределят работать по разным госпиталям. Но всё же хотелось трудиться одной командой. Так и произошло. Нас определили в Центральную больницу Луганска, которую уже перевели на военный уклад. Её палаты были рассчитаны на тысячу коек, но с развёртыванием дополнительных корпусов можно было принимать гораздо больше пациентов. Времени на адаптацию у нас не было, начали привыкать к новому часовому поясу и быстро нашли общий язык с персоналом. Понимание должно быть с полуслова или даже с одного взгляда. Не редко это помогает выиграть заветные секунды и спасти человеку жизнь. За восемь лет боёв луганские врачи накопили колоссальный опыт в лечении минно-взрывных травм, осколочных и пулевых ранений. Мы у них многому научились, сначала запоминали, а в свободные минуты конспектировали эту бесценную информацию. На её основе будут написаны доклады и составлены методические рекомендации. Для мирного времени эти знания тоже актуальны. Помогут устранять последствия несчастных случаев на производстве, лечить людей, подвергшихся нападению животных и попавших в автомобильные аварии. Наши доктора тоже многому обучили своих коллег. Некоторые операции можно делать с миниатюрными разрезами и минимальным кровотечением. Этот щадящий режим позволяет пациенту быстрее поправиться и пройти реабилитацию. Да и донорская кровь сильно экономиться, а этот ресурс неимоверно ценный и его зачастую не хватает. Он на вес золота. Мы учились друг у друга и параллельно передавали свои знания студентам Луганского мединститута. Старшекурсники- ребята толковые, всё схватывали на лету и в будущем из них получатся отличные специалисты.
Первые дни всем было неимоверно трудно, но потом вошли в ритм, и перестали замечать усталость от многочасовых смен. Труд врача всегда напряжен, физически и эмоционально утомителен, но без этого никак нельзя. Такая уж у нас профессия, – поделился воспоминаниями Айдын Серен-оол.
Клятва Гиппократа священна и нерушима
– За две недели нашей работы произошло множество важнейших событий. Гремели ожесточённые бои за города Рубежное, Попасная и Лисичанск. От боевых действий наш госпиталь был за 50 километров, но и это расстояние позволяло слышать эхо канонады и гул взрывов. Мы уже знали, что необходимо запасаться лекарствами, перевязочными материалами и готовить операционные. А через час или два приезжали машины с ранеными. В нашей группе не была такого, что если ты начальник, то занимаешься лёгкой работой, писаниной или оформлением документов. Наоборо, это добавляло ответственности и новых забот. Айдын Сарыглар - великолепный хирург. Он неоднократно брался за самые тяжёлые случаи и блестяще проводил длительные и сложнейшие операции. Нам даже бойцы родом из Тувы попадались. Они парни крепкие, стойкие и смелые. Были рады видеть своих земляков, поговорить по-тувински, и из первых уст услышать новости с малой Родины. Одно из главных лекарств для них - что за них переживают, их любят, ждут и встретят дома, как героев. Мы никому не отказывали в помощи и раненых украинских солдат врачевали с тем же рвением, усердием и отдачей, как и своих. У нуждающегося в лечении и сострадании нельзя спрашивать его национальность, убеждения и вероисповедование. Это всё пустое. Надо спасать человека, следить за его состоянием и ставить на ноги. Разбираться в его биографии - дело военной прокуратуры или разведки, а не врачей. Если есть на нём «кровь» и преступления, то пусть отвечает по закону, но лишь тогда, когда поправится.
Наша мирная и одновременно боевая миссия завершилась успешно. Подобные поездки планируют и осуществляют многие. Добросовестно трудились доктора из Москвы, Санкт-Петербурга, Башкортостана и Рязанской области. Ещё много медиков, которые приедут нам на смену. Эти интернациональные бригады делают и будут делать то, что умеют лучше всего: спасать жизни и сохранять здоровье пациентов, – с уверенностью заключил Айдын Эресович.
Кирилл САМОХВАЛОВ
Фото из архива Айдына САРЫГЛАРА