Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Тувинские буддийские паломники XXI века

15 января 2021
90

Движение тувинского паломничества в Индию, Тибет, Непал, Монголию, а также в Бурятию, Калмыкию насчитывает уже два десятка лет. Но до последнего времени оно проходило практически не замеченным научным знанием и даже средствами массовой информации. Более того, не изученным является и история паломничества тувинцев и в прошлые времена – в XIX, начале ХХ веков, когда буддизм был официальной религией Урянхайского края.

Лишь в прошлом году исследователи из отдела религиоведения Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва – Ульяна Бичелдей, Айлаана Монгуш вместе с Чимизой Ламажаа, работающей в том числе над изучением современной буддийской культуры российских регионов в качестве приглашенного исследователя в Калмыцком государственном университете им. Б. Б. Городовикова, обратились к этому вопросу. В феврале-марте 2019 года, перед самым закрытием границ и введением локдауна, ученым удалось взять в Кызыле интервью у организаторов паломнических поездок и паломников. При этом некоторые из них только-только вернулись из поездки, а кто-то собирался в следующие… Всего мы побеседовали по заранее подготовленному вопроснику с 11 респондентами, интересуясь как мотивами поездок, так и разными организационными аспектами таких путешествий.

Социально-антропологическое исследование позволило восстановить некоторые подзабытые исторические события и обозначить ряд интересных моментов. Так, мы помним, религиозная жизнь в Туве, как и в других российских территориях, стала возрождаться с конца 1980-х годов. В 1990 году было официально зарегистрировано Тувинское общество буддистов, в этом же году впервые после долгого перерыва был избран глава буддистов республики – Камбы-лама. Ученики из Тувы в 1991 году поступили в Буддийский институт Даши Чойгхорлинг в Бурятии. Но самым мощным фактором процесса стал официальный визит Его Святейшества Далай-ламы XIV во главе правительственной делегации Тибета в 1992 году, который стал большим событием в культурной жизни республики. Тогда между Тувой и Администрацией Правительства Его Святейшества Далай-ламы XIV было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в области культуры и религиозного образования.

Гости по просьбе тувинской стороны приняли на себя обязательство направить в Туву двух тибетских учителей-лам для оказания помощи в распространении учения Будды среди тувинских верующих (что и было впоследствии сделано). Тувинская сторона выразила желание направить на учебу в тибетские монастыри Индии группу хуураков. Однако, прежде всего в 1995 году в Индию отправилась официальная делегация Республики Тыва (9 человек) на торжества, посвященные 60-летию Его Святейшества Далай-ламы XIV, в г. Нью-Дели и Дхарамсале 3–9 июля. Также при поддержке руководства республики была отдельно сформирована и группа из Тувы (10 человек), которая отправилась туда самостоятельно и тем самым фактически стала первой группой паломников тувинцев-буддистов в Индию постсоветского времени. Обе группы – официальная и паломников – встретились уже в Нью-Дели.

В 1997 году на обучение в Индию отправились первые шесть тувинских юношей. Они были приняты в буддийский университет Гоман монастыря Дрепунг (штат Карнатака). Одним из них был известный в республике Буян башкы или гелонг Тензин Чинба. Он стал отправлять тувинских мальчиков в университет, а также начал помогать организовывать паломнические туры тувинцев-буддистов в Индию. Давал объявления, собирал людей, помогал им оформлять визы и покупать билеты, порой сопровождал в Индию. Другие монахи, а затем уже и побывавшие в паломничествах миряне стали следовать его примеру.

Первые группы состояли из трех десятков человек, затем в 2010-е годы средняя численность групп возросла до 100 человек. Часть паломников, уже ознакомившись с маршрутом, получив опыт и определенные знания, параллельно начала ездить самостоятельно, порой выступая в качестве организаторов паломнических поездок.

Как правило, организаторы поездок за свою помощь, консультации, сопровождение денег не берут, но выезжающие могут им оплачивать билеты, проживание, питание, хотя далеко не всегда это происходит. Порой на свои путевые расходы самим организаторам приходится копить свои средства в течение определенного времени, просить помощи у друзей, родственников.

Выезжают паломники за границу разрозненно, Управление Камбы-ламы Республики Тыва в этом деле практически не участвует, и даже если служащие в нем ламы занимаются организацией поездок, то это является зачастую их личным делом. Информация в первые годы передавалась из уст в уста, впоследствии распространились мессенджеры, прежде всего Viber, а из социальных сетей — «ВКонтакте». В них появились общие чаты, группы, страницы. Также паломники ориентируются на информацию, которая размещается на сайтах: фонда «Сохраним Тибет», русскоязычного сайта Его Святейшества Далай-ламы XIV, Централизованной буддийской организации Дже Цонкапа и др. Люди иногда едут в одиночку, семейными группами, но чаще всего объединяются в малые или большие группы, стараются брать с собой детей, даже маленьких. Оформляют сообща визы, покупают вместе или по раздельности билеты, отправляются при помощи своих организаторов-сопровождающих из Тувы, а также присоединяются к группам паломников из Элисты, Москвы. Коллективные выезды удобнее, безопаснее, так как впервые выезжающие боятся потеряться, не владеют иностранными языками, не знают маршрутов, условий, цен и им важно иметь с собой опытного человека.

Поскольку движение это практически стихийное, то общей статистики тувинского паломничества нет. Такая же ситуация и с калмыцкими, бурятскими паломниками. Респонденты-организаторы нам говорили, что на учения Далай-ламы выезжают ежегодно от 100 до 300 тувинцев в отдельные годы. Но в целом, очевидно, можно насчитать 300–500 человек в год, отправляющихся в Индию, Китай (Тибет), Непал. И некоторое количество паломников – 100–200 человек – направляется за Далай-ламой в Латвию или в другую западную страну, где лидер буддистов дает учения, например, в Испанию. Но это лишь приблизительные оценки, паломников из Тувы может быть и больше. Обычно большинство составляют женщины, если же смотреть по национальному признаку, то это только тувинцы.

Главным местом притяжения буддистов всего мира стало местопребывание Его Святейшества Далай-ламы XIV в индийской Дхарамсале и цель паломнических поездок связана в первую очередь с его учениями. Они были и остаются особо востребованными у российских приверженцев в связи с невозможностью приезда Далай-ламы в Россию. При этом специальные учения зимой проходят в Индии (обычно в новогодние каникулы) и весной-летом — в Риге (обычно в майские праздничные и выходные дни). Латвия выбирается организаторами в связи с тем, что она граничит с Россией, а латвийское правительство не боится испортить отношения с КНР, выдавая визу Далай-ламе.

Наши беседы с тувинскими паломниками выявили одну общую закономерность: сначала респонденты считали себя буддистами по традиции («все молятся — и мы молимся»), и лишь по мере взросления, духовных поисков они стали понимать, что этого недостаточно, и им надо стать буддистами по вере — людьми, которые разделяют постулаты религиозного учения. Такая внутренняя эволюция буддиста в самом буддийском учении рассматривается как взращивание «буддийского семени», которое может быть у любого человека и которому надо только дать возможность вырасти.

Отдельные результаты исследования коллектив исследователей представлял на научных конференциях второй половины 2019 года: «Священная география: мультидисциплинарные подходы в пространстве и времени» Назарбаевского университета (Казахстан), 14-й ежегодной конференции азиатских исследований «Голоса и безмолвие в Азии» Палацкого университета (Чешская Республика), 4-й международной конференции «Тибетология и буддология на стыке науки и религии» Института востоковедения РАН (г. Москва), а также на IV Международном научном форуме «Сетевое востоковедение: культурные ценности Востока в орбите современных научных исследований» Калмыцкого госуниверситета. Все эти мероприятия из-за пандемии были переведены в онлайн-формат, что не помешало тем не менее показать коллегам презентации, обменяться мнениями. Полный отчет исследования опубликован в четвертом номере научного журнала «Новые исследования Тувы» 2020 года, с которым можно ознакомиться в открытом доступе в Интернете.

Чимиза ЛАМАЖАА,

доктор философских наук, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва

"Тувинская правда" №1 от 16 января 2021 года.