Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Из партийной школы – в ветеринарные санитары

25 ноября 2021
39

По началу не все они казались судьбоносными, но сейчас мы на них можем взглянуть более объективно.

Ну, вот например:

22 ноября

1942 год. Состоялась первая конференция писателей Тувы.

1963 год. Вышел в свет первый номер многотиражной газеты «За асбест», в 1991 году переименованной в «Эхо Кара-Даша».

23 ноября

1932 год. В газете «Шын» впервые был объявлен конкурс на лучший рассказ, пьесу, очерк о жизни и быте тувинских аратов. А ведь письменность только появилась! Но уже есть и достаточно много грамотных людей, которые могут уже участвовать в конкурсе.

25 ноября

1934 год. Основана Ильинская средняя школа Каа-Хемского кожууна

26 ноября

1936 год. Родился Калин-оол Сереевич Кужугет, кандидат геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки Республики Тыва, заслуженный ветеран Сибирского отделения РАН. Нынче ему будет 85 лет.

1943 год. Вышел первый номер районной газеты «Чаа орук» («Ленинчи орук») в Чадане.

Хамбо лама должен быть в Белоцарске

В 1916 году комиссар по делам Урянхайского края Григорьев озаботился религиозной ситуацией в Урянхайском крае и 26 ноября написал письмо иркутскому генерал-губернатору «по вопросу создания в Урянхае автономного духовенства» и с предложением о назначении главы духовенства.

«По предположениям профессоров Боголепова и Соболева, в Сойотии количество лам можно определить в 10000 человек. Если принять, что численность урянхов достигает даже 60000 душ обоего пола, то можно читать, что ламы составляют 1/6 часть всех туземцев Урянхая. Есть основания предполагать, что на самом деле относительная численность ламского духовенства в Сойотии значительнее только что отмеченного».

Комиссара тревожило, что ламы жили за счет аратов и это «действует истощающим образом по отношению к материальному благосостоянию туземцев».

Но вопрос о численности лам Григорьев предлагал пока отложить, его гораздо больше беспокоило, что они учатся в Монголии и оттуда получают движение «по ступеням своей иерархии». Поэтому он предлагал сделать ламское духовенство в Урянхае автономным. А главой назначить «рекомендуемого правителями Хемчикских хошунов Хамбо-ламу-бакши Лупсанчжамсуна». Ну так он записал имя Хамбо ламы башкы Лопсан Чамзы.

Видно, что Григорьев был полностью под влиянием хемчикских нойонов, конкретно – Буян-Бадыргы. Он не слишком хорошо отзывается о «сальчжакских куре» - салчакских хурээ, которые расположены на границе с Монголией. И предлагает ставку хамбо-ламы организовать в Белоцарске.

Учиться не хотелось

Не надо ругать нынешних детей, которые не хотят учиться. Раньше было ровно то же самое. «Не хочу учиться, а хочу…» сами знаете что.

Заведующий отделом просвещения ЦК АРП Товарищтай 20 ноября 1934 года давал справку «Сведения о наличии культурной сети» на 1933 и 1934 годы.

Названия кожуунов несколько странные, но тогда писали именно так. Кожуунов было восемь, а к культурной сети относились и образовательные учреждения. Поскольку бОльшая часть населения проживала на чабанских стоянках, то в первые годы были особенно актуальны школы-интернаты.

В 1933 году было по одной школе-интернату почти в каждом кожууне, кроме Каа-Хема. В 1934 году – интернатов не стало и в Бий-Хеме. Количество учащихся заметно уменьшилось везде. Увеличилось количество «приходящих школ» – было две, а стало семь. Но в трех хошунах их не было вообще.

Не надо удивляться тому, что школ мало, и в таблице нет Кызыла. Школ на самом деле было больше, и в Кызыле они были, но русские, точнее – советские школы относились к министерству СССР и в этот список не вошли.   

Может быть, школ кажется маловато еще и потому, что отдельно учитывали «школы малограмотных» и «ликпункты» - пункты ликвидации неграмотности. Но… количество ликпунктов тоже резко уменьшилось – было 18 стало 5.

Еще к культурной сети относилась Кызыльская партшкола. Но и там были проблемы: в 1933 году – 97 учащихся, в 1934 году – 42 учащихся. Хотя не все просто бросили учебу. Некоторые – перевелись: «в Кызыле в 1934 году организованы при Минживземе курсы ветсанитаров – 20 человек (переведены с 3-го курса партшколы)». Интересно, это повышение или понижение статуса – перевестись из партшколы в ветеринарные санитары?

Больше стало учащихся в педтехникуме – было 20, стало – 41.

В культурную сеть входили «красные юрты-передвижки» - по одной в каждом кожууне в 1933 году. В 1934 году их стало всего пять. Ну и как печальный итог «по плану на 1934/1935 учебный год должно быть 572 человека, имеется 501 человек, недовербовка -71 человек». Интересно, были ли санкции за «недовербовку»?

Даржаа Эрестол Даржааевич – оленевод и охотник

Ровно сто лет назад 25 ноября в верховьях стремительной Хамсары, в семье потомственного охотника-промысловика родился Даржаа Эрестол Даржааевич. Он рос в бедной семье, в берестяном чуме. Его родители кочевали с оленями по тайге, добывали пушнину. Так что бедность была относительной: есть олени, есть пушнина – что еще тоджинцу надо?!

Эрестол с малых лет вместе с отцом стал ходить в тайгу, но только в четырнадцать лет получил свое ружьё. Как же юноша обрадовался, когда добыл первого марала! День этот он запомнил на всю жизнь, хотя потом было немало охотничьих успехов и достижений.

Одним из первых он вступил в члены сельхозартели «Советская Тува» Тоджинского района. Его отец за сезон добывал до полусотни соболей и по триста-четыреста белок, причём ни одна шкурка не носили следов пули. Взрослый сын не отставал от отца - в среднем за год он добывал около 30 - 40 соболей и 750 - 800 белок. С начала 1950-х годов только за 13 лет работы добыл 390 соболей, 4760 белок, 27 медведей, 13 волков, 9 рысей на общую сумму 16 400 рублей. Всего же за 30 лет охоты Эрестол Даржааевич добыл более тысячи соболей и более 25 тысяч белок.

Каждый год он перевыполнял план сдачи государству оленины. Работа, которой отдал всю свою жизнь Эрестол Даржаа, оценена очень высоко. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1966 года за достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличения производства и заготовки мяса и другой продукции Эрестол Даржаевич Даржаа удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Ирина КАЧАН

"Тувинская правда" №64 от 24 ноября 2021 года.