Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Гвозди истории: И вот он - юбилей

5 апреля 2024
21

Нынешний год – юбилейный – это знают все. Больше того – два юбилея. Два 110-летия. Первое упоминание о Кызыле, пока еще как о некоем городе, без названия, и решение Николая II о протекторате. Но, конечно, традиционно начнем с других событий начала апреля.

Ну вот, например:

3 апреля

1949 год. В Тоджинском кожууне организованы колхозы «Советская Тува», «Первое мая».

1941 год. Вышел первый номер литературно-художественного журнала «Революстуц херели» («Заря революции»).

5 апреля

1914 год. На строительство Белоцарска прибыла первая партия рабочих во главе с десятником Якушевым. Первое здание было построено в августе.

1928 год. В Кызыле открылся парк культуры и отдыха. Позже ему было присвоено имя Н. Гастелло.

8 апреля

1886 год. Русский путешественник Н. М. Ядринцев обнаружил в верховьях реки Орхон три стелы с руникой и китайскими текстами, что позволило датскому лингвисту Томсену в 1893 году найти ключ к прочтению руники.

Кызыл начался с авантюры

5 апреля 1914 года заведующий устройством русского населения в Урянхае Владимир Габаев пишет письмо Буян-Бадыргы о строительстве нового административного центра в местности Виланы при слиянии двух притоков Енисея: «Высшее Российское Правительство, идя навстречу к улучшению быта туземного населения Урянхайского края уполномочило меня создать в местности Виланах при слиянии двух [притоков] Енисея административный центр, при котором открыть русско-урянхайскую школу, больницу, ветеринарный пункт и сельско-хозяйственный склад, в складе продавать по удешевленным ценам урянхайскому населению все необходимые предметы. Там же принимать от туземного населения разные пушные товары, стоимость которых оплачивать согласно ценам, существующим на рынке. В поселках Знаменском, В-Никольском и в первом участке по реке Кемчику также открыть медицинский и ветеринарный пункты с бесплатным лечением и лекарствами. В каждом из упомянутых поселков назначить для наблюдения за порядком по одному полицейскому уряднику. Кроме сего с открытием административного центра будут учреждены управления, находящиеся в моем ведении, где мною будут приниматься разные жалобы и решаться претензии урянхов к русским.

Сообщая для сведения Вам, Почтенный Гун Буянбатархо (так в тексте, прим. авт.), надеюсь, что подобные учреждения не только не пойдут против Ваших желаний, но, наверное, и заслужат с Вашей стороны, Гун Ноян, сочувствие и принесут существенную пользу, для блага Вашего народа».

В чем здесь авантюра? Да не был он уполномочен строить никакой город! Когда об этом узнал прокурор окружного красноярского суда он переполошился и обратился в иркутскую Судебную палату с возмущением. Ведь даже протектората еще не было! Николай II соизволил расписаться на бумагах о протекторате 4 апреля. А Габаев пишет Буян-Бадыргы – пятого. Нужно ли было Габаеву разрешение как он царской власти, так и от Буян-Бадыргы? Абсолютно нет. Еще в феврале 1914 года сюда прибыли инженер-технолог К. В. Гогунцов и топограф М. Я. Крючков (земляк Габаева, с которым он уже работал над другими проектами). 5 апреля - прибыла первая группа рабочих во главе с десятником Якушевым. Только 25 мая Габаев соизволил сообщить иркутскому генерал губернатору Князеву, что в центре Урянхайского края, при слиянии двух главных притоков Енисея, на большой возвышенной равнине, им запроектирован административный центр края, будущий город Белоцарск. Название же это, писал он, дано в честь Державного вождя русского народа известного урянхам под именем «Цаган Хан», что в переводе означает Белый Царь. В общем – сам придумал, сам решил, сам начал строить.

Конечно, сопротивление было. Начальник Переселенческого управления Г. Глинка попытался сопротивляться: «…ограничить все Ваши предположения об устройстве города в Виланах – продолжением устройства переселенческого пункта…отложив впредь до особых распоряжений постройку церкви и отнюдь не присваивая новому поселку произвольно, каких-либо наименований».

В общем – никакого города не должно быть. Габаев не обращает внимания на грозные письма. Сибирь большая, дороги плохие. Всегда можно сказать, что никаких писем не получал. А телефонов-телеграфов пока не провели. И город начали строить. Да, не так быстро, как хотелось бы, а потом и вовсе почти весь сожгли вовремя Белоцарского боя. Но факт остается фактом – город существует.

«Согласен»

4 апреля 1914 года император Николай II на докладной записке министра иностранных дел С. Д. Сазонова по вопросу о принятии населения пяти хошунов Урянхайского края под покровительство российского правительства написал: «Согласен». Это означает, что протекторат (покровительство) России над Тувой объявлен. И юридически закреплен. Тува, под названием Урянхайского края, включена в состав Енисейской губернии с ведением политико-административных дел иркутским генерал-губернатором. Казалось бы, все просто? Но до этого была проведена огромная работа чиновников всех уровней. Если бы все пошло на самотек, то Тува стала бы частью Монголии после революции в самой Монголии. Вот только тогда такого государства не было. А Китай после своей революции трещал по всем швам. Тогда от него начали отваливаться большие территории. Но потом Китай «подсобрался», вернул все свое. Только Внешней Монголии и Туве удалось «сбежать».

Конечно, это было трудно. И без России явно не обошлось. И мы очень мало знаем о Сергее Дмитриевиче Сазонове, который, похоже, и был инициатором протектората. Вот фрагмент доклада Сазонова, на котором император поставил резолюцию: «При личном всеподданнейшем докладе 25 сего марта, повергая на благовоззрение Вашего императорского Величества письмо Иркутского генера-губернатора с приложенным к оным прошениям урянхов хошунов Даа и Бейсе, я почел долгом высказать мои соображения о возможности удовлетворить эти прошения принятием населения Урянхайского края под русское покровительство. Этим путем, не отступая от высочайше одобренной программы мирного проникновения в сказанный край мы положили бы конец колебаниям урянхов между присоединением к автономной Монголии и отдачею себя под русскую власть. Вашему Императорскому Величеству благоугодно было одобрить эти мои предположения».

Сергей Сазнов с 4 сентября 1910 года управляющий МИД Российской империи. C 8 ноября 1910 года – министр иностранных дел. 1 января 1913 года назначен членом Государственного совета. Вероятно, именно он и был инициатором идеи протектората.

Ирина Качан.

Фото из открытых источников.