Ну вот и наступает осенняя пора, которая, по словам классика «очей очарованье». Может, и очарованье. Но на историю это никак не влияет. И на «гвозди истории» тоже. Жизнь идет своим чередом. Есть проблемы из категории вечных, есть интересные события. Все как всегда. Итак, что же происходило в Туве в разные годы со второго по восьмое октября?
Ну вот, например:
2 октября
1917 год. В Белоцарске начался I съезд русских крестьян Тувы (2-4 октября). Вообще-то вроде, как и второй. I съезд русского населения Тувы прошёл в Белоцарске 20 марта 1917 года по инициативе местных эсеров. Но там были совсем не крестьяне. Там были представители бывших царских чиновников, купцы и предприниматели. Был избран орган власти — Урянхайский временный краевой комитет. А в октябре обсуждали свои проблемы именно крестьяне.
1917 год. Турчанинов вступает в должность комиссара по делам Урянхайского края.
1947 год. Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического труда и награждении орденами и медалями группы работников сельского хозяйства Тувы»
1958 год. В Кызыле проходил II Всетувинский хурал женщин, обсудивший вопрос: «Задачи женщин Тувы в хозяйственном и культурном строительстве области»
4 октября
1876 год. Известный русский исследователь Сибири, Центральной Азии, Монголии и северного Китая Григорий Николаевич Потанин начал путешествие по Туве (1876-1879).
1974 год. Принята в эксплуатацию школа на 320 мест в поселке Кок-Тей. Можно было бы отметить юбилей школы. В Кок-Тее в то время был большой совхоз, который назывался соответственно «Кок-Тей», там была свиноферма, точнее даже свинокомплекс, молочно-товарная ферма, поля, на которых выращивали разные культуры. Строили дома для животноводов и полеводов, был свой медпункт, и, вот, построили школу. Но сейчас это все относится к поселку Каа-Хем. Ничего не пропало, просто изменилось административно-территориальное деление.
5 октября
1938 год. В ТНР принят первый нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы адвокатской практики. Именно эту дату адвокатское сообщество республики определило как момент рождения адвокатуры Тувы.
1977 год. Сразу несколько библиотек (сейчас – филиалы ЦБС) получили имена: библиотека №6 – М. Ю. Лермонтова, библиотека №7 – В.В. Маяковского, библиотека №8 — Чехова и детская библиотека №2 — С.Я. Маршака.
6 октября
1969 год. Принято в эксплуатацию здание Дома политического просвещения. Сейчас в нем размещается Республиканский центр народного творчества и досуга.
7 октября
1941 год. По Штабу народного ополчения Кызыла издан приказ: «Всем военнообязанным мужчинам с 16 до 50 лет, проживающих в Кызыле, явиться 14 октября 1941года в Клуб советских граждан к 6 часам вечера. На сбор военнообязанных не являются добровольцы в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, народоополченцы Кызыла, учащиеся и педагоги Учебного комбината и советской школы». В 1941 году всеобщее обязательное военное обучение мужчин было очень актуально.
1993 год. В Кызыле состоялась международная научная конференция, посвященная 100-летию дешифровки орхоно-енисейской письменности датским ученым Вильгельмом Людвигом Петером Томсеном.
1999 год. В Кызыле открыт буддийский храм Цеченлинг. Он работает уже четверть века.
8 октября
1929 год. На VIII съезде ТНРП принята резолюция, в которой говорится: «С контрреволюционными верхушечными слоями ламства, а также шаманством, должна вестись решительная борьба…». Тоже юбилей. Но грустный – начало репрессий.
1925 год. При помощи Советского Союза построена первая электростанция в г. Кызыле. Сегодня, в здании бывшей электростанции (ул. Ленина, 27) находится отдел литературы по искусству Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Городские проблемы
В этом мире может меняться многое. Неизменными остаются городские проблемы озеленения и застройки, планировки. 5 октября 1931 года Совмин Тувинской Аратской Республики отдает предпочтение озеленению. Этого требовала «возрастающая культурная потребность». В постановлении «О мероприятиях древонасаждения» сказано: «Учитывая быстрый рост городского хозяйства, увеличение городского населения и возрастающую его культурную потребность, а равно создания для него здоровых климатических условий» обязали все организации и частных лиц, независимо от национальности и подданства, произвести на занимаемых участках посадку деревьев – тополей». За неисполнение – штраф от 5 до 100 рублей.
Это неслучайная инициатива. Возьмем Приказ городского самоуправления от 6 октября 1936 года: на основании постановления Совмина все учреждения и организации, владельцы усадеб и лица, проживающие в коммунальных домах должны приступить к посадке деревьев на протяжении занимаемой усадьбы, как выходящей на главные улицы, так и по переулкам. Инструкции традиционно публикуются в газетах «Новый путь» (а то как раз и есть наша «Тувинская правда») и «Шын». Уклонистам грозили суровые штрафы. При небольшой заработной плате штрафы составляли 15-25 акша. Злостные уклонисты должны были бы заплатить 50-100 акша. Плюс оплатить посадку деревьев, которую город сделает своими силами.
А в октября 1942 года было принято постановление ЦК ТНРП и Совмина ТНР о реконструкции столицы. Власти заметили, что разные министерства и организации застраивают Кызыл по своему усмотрению, без всякой перспективы, не считаясь с интересами дальнейшего развития города. Для «устранения хаоса» решили составить проект реконструкции, создать архитектурно-планировочный совет, на который возлагали отвод участков для строительства.
Довоенная промышленность
Все мы знаем, как много сделала Тува в помощь фронту. Люди работали по несколько смен подряд, ночевали прямо в цехах, чтобы сдать положенную норму, чтобы отправить на фронт больше полушубков и рукавиц, лыж и разной другой продукции.
Их трудовой подвиг будет более понятным, если учесть в каком состоянии находилось производство перед войной. В начале октября 1940 года Министерство торговли и промышленности ТНР перечислило объекты, которые находились в его ведомстве, и их производственные мощности. Предприятий было всего четыре: кирпичный, пимокатно-кожевенный заводы, лесозавод и типография. В 1939 году кирпичный завод изготовил 1011,5 тыс. кирпича, план на 1940 год – 900 тысяч. Судя по тому, как шли дела, ожидаемое исполнение – 960 тысяч. Максимальная производительность завода (при четырех существующих печах) – 1100 тысяч штук. Вообще-то это очень мало. Завод представлял собой кустарное производство с полным отсутствием механизации. И в нем не было постоянных рабочих – заключали контракт с сезонными артелями.
У пимокатно-кожевенного завода было два цеха: кожевенный и пимокатный. За первое полугодие 1940 года цех выработал 1.547 кож. Это 60% от плана. Но, как считает Министерство торговли и промышленности ТНР, максимальная производительность – 6000 кож в год. Вот эту максимальную производительность и смогли дать во время войны. Пимокатный цех за полгода (1940) выполнил план на 78%. Недостаточные поставки шерсти, недостаточно квалифицированных рабочих… Те же рабочие через год будут перевыполнять план, шерсть будет поступать непрерывно, даже с учетом того, что много скота отправят бойцам на фронт.
У лесозавода тоже невыполнение плана из-за отсутствия квалифицированных рабочих. План на 1940 год – 19656 кбм древесины, или 1052220 погонных метров пиломатериалов. План составлен из расчета выхода в смену 130 концов бревен. Но получалось только 70. И здесь все скоро изменится. Не только пиломатериалы, но и много другого дополнительного материала будут выпускать с превышением плана.
У типографии были другие проблемы: есть мощности, но нет заказов. Всего в типографии шесть печатных машин, но две придется законсервировать – нет заказов. А могла бы напечатать 4214 экз. газет, 153 тыс. экз. книг, 133 тыс. экз. журналов и столько же брошюр. В годы войны ушли на фронт типографские рабочие, за станки встали женщины.
Ирина Качан.
Фото из открытых источников.