Плохо, когда о героях забывают. Но бывает и хуже. Это когда о них вроде бы и помнят, и пишут о них достаточно часто, по крайней мере к юбилеям, но каждый добавляет что-то свое. И в результате получаются сплошные несостыковки. Попробуем сейчас реконструировать историю двух совсем молодых парней, двух Героев Советского Союза. И Михаил Бухтуев, и Александр Семирацкий стали Героями, совершив свой последний подвиг.
Без юбилеев
Это совсем не материалы к юбилеям. Просто хотелось сравнить жизнь молодых парней, которые пожертвовали жизнью ради всех нас. Они почти ровесники: Михаил Бухтуев родился 23 ноября 1925 года, Александр Семирацкий – 4 декабря 1923 года. Их именами названы улицы в Кызыле. Улицы не пересекаются, так же, как и не пересекались судьбы. Остались бы живы, может и познакомились бы в Кызыле, но судьба распорядилась иначе.
Попробуем сейчас отслоить загромождения, которые наслоились на их биографии, и, насколько это возможно, найти истину или хотя бы более правдоподобные версии. Причина несоответствий в том, что они жили в разное время в разных населенных пунктах и, соответственно, учились в нескольких школах. А всем хочется получить немного отблеска героя на себя. С одной стороны, это правильно и понятно, это помогает вести патриотическое воспитание. Но с другой стороны, неправдивые факты могут только разрушить всю работу.
Михаил Бухтуев родился в…
А никто уже и не сможет убедительно подтвердить место его рождения. Если сразу не выяснили, не уточнили, то сейчас найти старожилов уже невозможно. В книге «Заслуженные люди Тувы ХХ века» написано, что «Михаил родился 23 ноября 1925 года в семье рабочего в поселке Карагаш Тоджинского кожууна Тувинской Народной Республики». Но, кстати, там же: «В Кызыле именем Михаила Бухтуева названа школа №1, в Сарыг-Сепе и на его родине в Тоора-Хеме его именем названы утопающие летом в зелени улицы». Насчет утопающих в зелени, конечно, преувеличение. То есть, не улица, а переулок в Сарыг-Сепе вполне можно считать утопающим в зелени, улицу в Кызыле – частично. Только почему Тоора-Хем вдруг стал его родиной?
Есть и другие сведения о месте рождения. «Михаил Бухтуев родился 23 ноября 1925 года в местечке Половинка – вверх по Енисею на полпути между Сейбой и Карагашем. Здесь жили три семьи Бухтуевых». Поселка Карагаш и на карте давно нет, а вот Сейба (Севи) есть. Можно примерно представить, где это. Родился ли он именно в местечке Половинка? Может быть и так. Только чаще все же пишут: «В далекой Тодже среди белоствольных кудрявых берез и тонких осин затерялся маленький поселок Карагаш. Здесь, 23 ноября 1925 г., в семье рабочего-плотогона Артемия Ивановича и Раисы Семеновны родился сын Миша».
В 1986 году, тогда еще журналист Дина Оюн брала интервью у Петра Саморокова, который был близко знаком с семьей Бухтуевых. И он сказал: «Карагаш. Небольшая заимка. Пять домов и одна полуземлянка. В трех домах жили братья Бухтуевы — Артемий, Евлампий и Евстигней. Дом Артемия на взгорке, а пониже, под горкой, обитали семьи двух братьев. У Петр Михаилович Самороков. Повесть о Мише (Герое Советского Союза Михаиле Артемьевиче Бухтуеве) этих братьев в семьях по дочери, которым было в то время 14-15 лет». Ну, вроде разобрались. Действительно Карагаш. Хотя пять домов назвать поселком сложно.
А учился Михаил Бухтуев в…
Вот тут тоже есть выбор. С одной стороны, если читать материал про то, как установили мемориальную доску на школе №1 в Сарыг-Сепе, можно наткнуться на такое: «Михаил Бухтуев до седьмого класса учился в Сарыг-Сепской школе №1». Но если смотреть сайты, на которых говорится о том, что кызылской школе №1 присвоили имя героя, то: «Михаил окончил 7 классов в школе № 1 города Кызыла, которая сейчас носит его имя». Что-то не совпадает. Тем более, что у нас есть свидетельство об окончании седьмого класса, выданное именно в Сарыг-Сепе…
Или вот еще: «Однажды на семейном совете было решено отправить его учиться в пятый класс в Кызыльскую школу». А где он учился до того? Или было домашнее обучение? На помощь приходит Петр Самороков: «Подросшие Миша и Иван в 1935 году поступили в первый класс Сыстыг-Хемской начальной школы. Жили на квартире у знакомых. Первым учителем ребят был Сниткин Константин Алексеевич. В этот же год вся семья Бухтуевых переезжает в Сыстыг-Хем. В 1938 году школа в Сыстыг-Хеме закрылась, и семья переезжает в посёлок Севи (русское произношение Сейба)».
Вот насчет полноценных школ в то время на Тодже есть некоторые сомнения. В 1936 и 1937 годах в Сыстыг-Хеме была летняя школа. А про школу поселка Севи в тех годах ничего найти не удалось. В истории образования Тоджинского кожууна пишут только про тоора-хемскую школу, куда возили учеников. Впрочем, это ведь говорит очевидец: «Миша стал учиться в четвёртом классе Севинской школы. Школа была двухкомплектной. Учитель Антипин Филарет Николаевич одновременно вёл занятия со вторым и четвёртым классами. Миша Бухтуев сел за парту к Мише Чистякову, а Ваня Бухтуев – к второкласснику Пете Саморокову (ко мне)».
Но дальше идет все как-то странно: «Первого сентября 1939 года Миша уехал в Сарыг-Сеп. Поступил в пятый класс местной школы. Жил у родственников – Проскуряковых. Летом вернулся на Харал, работал вместе с отцом на прииске. 1 сентября 1940 года продолжил учебу в Сарыг-Сепе. И снова на следующий год тяжкий труд вместе с отцом на прииске. Первого сентября 1941 года Миша поступил в Кызылскую среднюю школу в седьмой класс».
А вот тут непонятно. А как же свидетельство об окончании 7 класса в Сарыг-Сепе?
Да и на сайте Национального музея пишут: «Однажды на семейном совете было решено отправить его учиться в пятый класс в Кызыльскую школу. Новая школа ему понравилась, с первого дня он ее полюбил. А Миша восторженно писал матери и отцу в Тоджу о большой библиотеке, о светлых классах, об уроках физкультуры, пионерских собраниях, о «живом уголке». Наверное, Петр Самороков тоже может ошибаться. Он был тогда ребенком. Как сидел за партой с Мишей – помнит точно, а когда Михаил уехал, мог и запамятовать куда.
Значит, будем считать, что Михаил Бухтуев учился сначала в Сыстыг-Хеме, в четвертый класс (1938 год) пошел в Севи, в пятый класс (1939) в Кызыле, в шестой (1940) вернулся в Сарыг-Сеп, где и окончил семилетку. Как ни считай, иначе не получится выстроить школьную жизнь его детства.
И не надо думать, что у Александра Семирацкого со школами было проще. Там – еще сложнее. Но об этом – в следующем номере.
Ирина Качан
Фото из открытых источников.
1. Памятник Михаилу Бухтуеву в Тоора-Хеме
2. Стенд в Сарыг-Сепской школе – ученики охотно рассказывают о своем герое
3. – Свидетельство об окончании школы в Сарыг-Сепе


