Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Дирижер с харизмой

13 октября 2024
26

1 октября, в Международный день музыки, в Национальном театре состоялось открытие 22-й концертный сезон Тувинского национального оркестра. Атмосфера была необычайно уютной, а почетным гостем мероприятия на этот раз оказался художественный руководитель и главный дирижёр Московского камерного оркестра новой музыки, выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Чжан Сыцин. Ему доверили три номера: «Хамның самы» (Танец шамана) А.Б. Чыргал-оола в переложении Т. Т. Балдан, «Сылдыс» (Звезда) Р. Д. Кенденбиля с солисткой Шыңгыраа Ондар и тувинскую народную песню «Чавыдак».

Дирижер родился в апреле 2000 года в г. Цзинчжоу. Судя по краткой биографии нашего героя, по возрасту и его достижениям в непростой сфере музыки, можно предполагать о его способностях как человека-вундеркинда или индиго.
– Как ваши родители решили отдать вас в музыку, если сами не музыканты?
– На самом деле я сам выбрал этот путь. Когда я был очень маленьким, на улице услышал народную музыку на китайских народных инструментах. Услышал звуки эрху (струнно-смычковый) и хулусы (деревянно-духовой). Сначала я хотел на хулусы играть, попросил родителей, а также бабушку, дедушку, чтобы они нашли мне педагога. Но, когда мы пришли в данное учреждение родного города, мы не нашли человека, который на этом инструменте играет. Был там учитель игры по классу эрху. И тогда пятилетний я решил, почему бы не играть на эрху, какая разница? Вот так и решилась моя судьба. В 12 лет поступил в музыкальную школу при консерватории г. Ухань, что находилась в полутора часах езды на поезде, на специальность эрху. Кстати, туда попасть очень сложно, поэтому я брал репетиторство по предметам сольфеджио и теории музыки. Во всём Китае мало (почти меньше десяти) музыкальных школ. Шесть лет обучения прошли в необычной системе музыкального образования. Когда там учился, я попал в класс народников-оркестрантов, в котором было два композитора. В 15 лет вместе с друзьями создал свой мини-оркестр. Я был дирижером, ребята играли, а композиторы писали. Таким образом, началась моя дирижерская деятельность. Затем три года я учился у педагога Уханской консерватории, затем поступил в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского.

– Как вам живется в Москве?
– Связь с Россией у меня особенная. Моё имя Сыцин в переводе на русский язык означает ‘желание’. Это желание, чтобы я понравился России. А почему такое имя выбрал папа? Потому что он сам в России учился — сначала в Иркутске, а затем в Москве. В это время я родился, и он на эмоциональном подъеме хотел сначала назвать меня Москва. Потом передумал и завуалировал прямое значение своего желания. Он всегда хотел, чтобы я приехал в Россию учиться. И когда я выбрал дирижирование, папа был очень рад.
Отмечу, что с каждым годом все больше и больше китайских студентов обучаются в высших музыкальных учебных заведениях России.

– Находите ли схожие черты между китайским эрху и тувинским игил?
– Они разные, но имеют общие черты — по тембру и диапазону, а также пентатоническому строю.
– А как ваши пути пересеклись с Тувинским национальным оркестром?
– В апреле 2024 года я участвовал в фестивале «Струны Сибири» в Новосибирске, а затем посетил концерты оркестра в Москве и был очарован. Услышав прекрасную музыку, наполненную звуками природы и гор, я нарисовал и представил неописуемую красоту Тувы. Поэтому с удовольствием принял приглашение. Здесь я увидел именно то, что предполагал, и одновременно удивился.
– Как вы восприняли эффект искусства хоомея и поющего оркестра во время дирижирования?
– Я знал, что это единственная техника двухголосного звучания, то есть искусство мастера уметь сразу выпустить два голоса. Вживую это услышал благодаря выступлениям оркестра. Воспринимаю искусство хоомея как единый комплекс гармонического созвучия, мне вполне комфортно оказаться в окружении этих загадочных звуков.

– Какие ощущения были во время дирижирования номером «Хамның самы»?
– История началась интересно. В первый день репетиции я не очень хорошо ощущал музыку. Ранее я представлял шамана просто как на картинке. Но на второй день всё изменилось. После первой репетиции наш дирижер Эртине Тумат отвёз меня в красивое место Алдын-Булак. Там иногда шаманы «работают», проводят обряды. Они рассказали мне, как это все происходит. Именно в это время я ощущал, что это находится и в моей крови. Шаманизм, хотя он не считается религией, но существует у нас в генах, в культуре. Мы на самом деле тоже относимся к культу природы и другим людям также, как тувинцы. После уединения с природой во второй день я ощутил произведение гораздо глубже. Естественным образом почувствовал одну волну с композитором, который придумал это произведение.
– У вас был опыт дирижирования с солистами? Как выступалось с певицей Шынгыраа Ондар?
– Шынгыраа — замечательная певица с чистым и особенным голосом. И она очень музыкально все преподнесла. Без усилия и напряжения, я просто наслаждался этой красотой.

– Как вы видите будущее Тувинского национального оркестра?
– Уверен я в большом успехе этого оркестра. Я думаю, что состав оркестра будет больше. Особенно струнно-смычковой группы. Когда оркестр станет еще более академическим, еще более профессиональным, тогда станет более акустическим. Тогда и добьётся более натурального звука, без электронной техники. Тувинский национальный оркестр будет известен всему миру, ведь национальное и традиционное всегда актуально.

– Какие советы вы можете дать молодым дирижерам?
– Кроме того, как слушать и знать народную музыку, все равно надо предпочитать, классику, заниматься академической музыкой. Потому что искусство дирижирования и его происхождение – это фундамент оркестровой музыки. Только через Гайдна, Моцарта, Бетховена, потом через Чайковского, Шостаковича, через Вагнера получается профессия. У народной музыки есть уникальность, но есть и минусы. В фольклоре превалирует унисон, гомофония, то есть одноголосие. В китайской народной музыке тоже в унисон играют. Поэтому именно ансамблевое звучание, одним словом, многоголосие – это основа оркестровой музыки, то, на чем она базируется.

– У вас есть ритуалы перед концертом, чтобы справиться с волнением?
– (смеется) У нашего нового дирижера Анчы Тамдына на этом концерте состоялся дебют. Он сказал, что очень волновался. Ему, а также ребятам после концерта сказал, что волнение — это особенный и редкий опыт чувствовать себя живым. Ведь мы родились для того, чтобы чувствовать. Когда я это осознаю, ко мне постепенно приходит спокойствие. Клин клином вышибают говорят.
– Расскажите, пожалуйста, о своей семье, родителях
– Я единственный сын в семье. Моей маме 51 год, она работает в банке в родном городе. Папе 54 года, он экономист.
– Очень рада знакомству с вами. Здорово, что вы так хорошо владеете русским языком. Ощущаю, что вы родились с особой миссией служить миру посредством музыки. Надеюсь, когда-нибудь встретимся.
– Обязательно! Я на сто процентов уверен, что буду приезжать в Туву. Думаю, что скоро это время наступит.
– Будем на связи, берегите себя.
– Спасибо, вы тоже.

Ульяна Донорова, научный сотрудник ТИГПИ, г.н.с. академии «Хоомей», к.филол.н., член Союза писателей РФ.
Фото автора и из открытых источников.

Приложенные файлы