Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Общественно-политическая газета Республики Тува
Кызыл
29 сентября, чт

Что можно сделать и что уже делается для воспитания подрастающего поколения в Туве?

Выбор редакции
18 сентября 2022
3

Воспитание – вечная проблема общества. Даже когда все идет нормально, появляются асоциальные элементы и нужно принимать какие-то меры. Еще сложнее во время социальных сдвигов. Что можно сделать и что уже делается для воспитания подрастающего поколения в Туве?

Со всех сторон

Проблема воспитания многогранная, ее можно и нужно рассматривать со всех сторон: государственное управление, теория и практика. То есть, какие меры могут принимать государственные служащие (в частности, Министерство образования), как это должно быть в идеале, чему учат будущих учителей (Тувинский государственный университет) и какие практические наработки у нас уже есть.

Третий аспект – самый широкий, и есть смысл начать именно с него. А потом посмотреть соответствует ли он теории. Конечно, можно было бы начать «сверху», с государственного руководства, но, как известно, наиболее действенными всегда бывают инициативы «снизу». Даже если считать такие инициативы частным случаем, они все-таки работают.

Теория – это важно. Но помните, как у Макаренко? «Профессор педагогики, специалист по вопросам воспитания, пишет записку в ГПУ или НКВД: "Мой мальчик несколько раз меня обкрадывал, дома не ночует, обращаюсь к вам с горячей просьбой..." Спрашивается: почему чекисты должны быть более высокими педагогическими техниками, чем профессора педагогики?» Итак, начинаем с практики. А к сотрудникам министерства и ТувГУ перейдем потом.

На базе Общероссийского Народного фронта создана «Молодёжка ОНФ». Это молодёжное общественное движение, цель которого – общественно полезная деятельность и оперативная помощь населению.

Этому движению уже пять лет, в Туве – три года. Координатор по молодежным проектам ОНФ в РТ – Буян Сонам. Никаких эксцессов с молодыми людьми, поддерживающих это движение, не было. Закономерно, или случайно?

«Идеальных не бывает»

Представление о воспитании у Буяна вполне традиционное. Он полагает, что все начинается с семьи, с примера родителей. «Своим примером родители показывают, как надо жить, как поступать в тех или иных случаях. А вот то, что не сумели сделать родители, приходится дорабатывать обществу».

Никаких серьезных проблем у ребят из «Молодежки ОНФ» нет. Может быть туда набирают идеальных людей? Таких, совершенно правильных, сознательных. Это предположение Буян Сонам отвергает: «Идеальных ребят не бывает». Они часто берут именно проблемных, но через работу в этом движении молодые люди, подростки начинают понимать, что в обществе надо жить по законам общества, взаимодействовать с ним.

Буян начинал работать в кадетском корпусе, была такая должность «офицер-воспитатель». «Офицер» - именно должность, из армии пришел сержантом. Только когда окончил обучение в юридическом вузе, стал настоящим офицером запаса.

Потом он создал клуб «Пионер» - стал тренировать детей из малообеспеченных семей. «Пионер» - не потому, что каким-то образом разделяет пионерские ценности, он пионером и не был. Эта детская организация перестала быть обязательной для всех задолго до того, как он достиг подходящего возраста. Просто клуб был в районе кинотеатра «Пионер». Ребята, которые жили там, называли себя «пионерскими».

И вот там он работал с разными детьми. До некоторых дома не было никакого дела, родители старались заработать деньги и не пытались вникать, чем живет их сын, родители других просто «самоустранились». И спортзал заменил мальчикам семью.

Как раз из этого клуба потом многие перешли в «Молодежку» это была площадка для социализации детей, всё – на живом примере.

Почему борьба

Многое зависит от личности организатора. И на нем все держится. Вспомним, например, знаменитую «Каравеллу» писателя и педагога Крапивина. Многие ребята из его клуба стали известными людьми, заслуженно занимают высокие посты. Многие тоже работают с детьми, хотя вот того клуба уже нет. Объединяющей основой клуба была романтика, необходимость присутствия в жизни высокой идеи, мечты, борьба со злом.

У Буяна Сонама – борьба. Не потому, что мальчиков Тувы ничто другое не интересует. Просто – это был в свое время его выбор. Борцом был его отец, с детства он приохотил сына к спорту. Так и осталось, основные увлечения – шахматы и борьба.

Но это – именно основные, а не все. Когда он стал тренером, возил детей на соревнования, обязательными считал совместные посещения музеев, театров, концертов. Каждый человек должен видеть жизнь во всем ее разнообразии – в этом Буян Сонам абсолютно уверен.

«Пионерские» ребята теперь составляют костяк «Молодежки», они прекрасно понимают «что такое хорошо и что такое плохо». Они всегда готовы помочь. Недавно был нашумевший случай, когда вандалы осквернили стелу на могиле командира тувинского добровольческого кавалерийского эскадрона Тулуша Кечил-оола. На сообщение ребята среагировали молниеносно – тут же приехали, все очистили, заново покрасили, возложили венок.

Тут не надо никого уговаривать, если они видят необходимость помощи – тут же помогают. А необходимость они понимают, потому что уже видят отличие зла от добра, их не проведешь. Как говорит Буян «их вдохновляют добрые дела». Но вот это именно и результат его работы, даже если он сам порой этого не знает.

«Бабушки и дедушки»

Как представляется, Буян Сонам выстраивает понятие семьи для своих воспитанников и для ребят из «Молодежки». Наверное, это пошло от той схемы семьи, в которой он вырос. Один из главных моментов – уважение и помощь старшим, бабушкам и дедушкам.

Они берут шефство над пожилыми людьми (но между собой называют все-таки бабушками и дедушками!) и относятся к ним, как родственникам. Буян говорит, как он благодарен судьбе, что рядом всегда есть такие люди, как, например, фронтовик Георгий Васильевич Абросимов. Что на таких примерах ребята учатся, как надо жить, чтобы был почет и уважение от людей.

Но, как кажется, тут работает и другой принцип. Не у всех ребят есть полная семья, не у всех есть бабушки и дедушки. А они – необходимый элемент в системе воспитания. Помогая старикам, дети начинают чувствовать свою ответственность, ощущают свое место в истории, могут понимать свою возросшую силу, когда они не только дети, и за ними ухаживают, воспитывают, но уже и сами берут на себя часть обязанностей.

В общем-то это есть и в традиционной педагогике всех стран и народов – сильные помогают слабым, а самые слабые – да хоть котенку или цветку. Но слабых в «Молодежке» нет. А ответственность они уже понимают.

«Мы – один народ»

Ну да, костяк – это от клуба «Пионер». Но у каждого тоже есть свои друзья, знакомые, соседи. И получаются своего рода «группы быстрого реагирования» на любой случай. Пожар в тайге? Поможем. Поехать в Иркутскую область помогать отстраивать дома погорельцам? Тоже поможем.

Ребята из тувинской «Молодежки ОНФ» работают ведь не только в Туве, они работают и в других регионах, и на Донбассе были волонтерами – раздавали продукты и предметы первой необходимости тем, кто оказался в тяжелой ситуации. А до этого еще и собирали подарки Донбассу.

Это не означает, что в других регионах нет своей «Молодежки», наоборот, это означает, что ребята из разных регионов могут объединяться могут быть реальной силой.

И не надо ждать природных катаклизмов, чтобы объединяться и работать. В спокойной мирной ситуации тоже всегда найдется дело. Например, профориентация, «классы доброты», работа в детских лагерях. По сути, они сами теперь много занимаются воспитанием детей. «Айтишники» учат как вести себя в интернете, противостоять интернет-буллингу. Другие специалисты дают уроки финансовой грамотности. Проект «Тренер» - это здоровый образ жизни, это сплоченность и взаимовыручка, это спорт, наставничество и добрые дела.

«Мы – одна семья», - говорит Буяан Сонам, - «а в сложные времена надо понимать шире, надо всем быть добрее друг к другу, забыть про все разногласия, мы – один народ».

Ну вот, такой подход к воспитанию представляется весьма разумным. Более того, он – действует. В последующих номерах газеты мы посмотрим, как это должно быть в теории, и что может сделать государство. Но, разумеется, будем освещать и положительный опят, который уже есть.

Ирина КАЧАН