Порой кажется, что жизнь в Туве идет размеренно и неторопливо. Но это только кажется. Стоит только посмотреть ретроспективу, чтобы увидеть, как быстро все делали, все меняли. Так было постоянно, а мы сейчас посмотрим только на то, что происходило в Туве с 13 по 19 ноября в разные годы.
Ну вот, например:
13 ноября
1945 год. В Кызыле создана фельдшерско-акушерская школа, ныне Кызылский медицинский колледж.
1952 год. Открылась областная станция юных натуралистов. Ну, чего не сохранили, того не сохранили. Жалко, конечно, но всегда есть надежда, что не только в районах Тувы, но и в ее столице серьезно будут заниматься с юными натуралистами.
14 ноября
1914 год. Николай II на полях доклада Иркутского генерал-губернатора о завершении процедуры объявления протектората России над Тувой написал «Успешно».
15 ноября
1929 год. Организовано аптечное дело в Туве.
16 ноября
1916 год. Ветеринарное управление ВМД направляет в канцелярию Иркутского генерал-губернатора письмо о том, что ветврач Успенский командирован в распоряжение Переселенческого управления. Это ответ на письмо самого генерал-губернатора, в котором он писал, что считает «организацию ветеринарной помощи в Урянхайской крае делом первостепенной важности».
17 ноября
1948 год. Партийный переулок переименовали в переулок Чехова. Сейчас улица Чехова.
1956 год. Введена в действие первая очередь Кызылской паротурбинной электростанции.
1961 год. В Кызыле открылся широкоэкранный кинотеатр «Найырал» на 500 мест.
19 ноября
1944 год. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о мерах помощи сельскому хозяйству Тувинской автономной области.
Срочно нужен хостел!
13 ноября 1943 года Совмин ТНР постановил предложить строительному управлению построить в Кызыле дом «для приезжающих аратов и крестьян в Кызыл – заезжий дом». Срок окончания строительства – 1 декабря. То есть, дом нужно было построить за полмесяца во второй половине ноября, когда уже стоят морозы. Вряд ли за это время можно было построить большую гостиницу, скорее всего – маленький, как бы мы сейчас назвали хостел.
Транспорт и стройматериалы должен был обеспечить президиум городского Малого Хурала, техническое руководство обеспечивал Стройдоруправление Минпромстроя. Но до 1 декабря, то есть прямо сейчас, принято решение разрешить горхуралу купить дом для временной организации дома заезжих в Кызыле. С чем связана такая срочность в документе не объясняется. Как и то, почему только для аратов и крестьян.
Впрочем, можно предположить, что этот дом предназначался для тех, кто водил «Красные обозы». Им нужно было сдать скот, а потом немного отдохнуть, перед тем, как отправиться обратно.
Срочно нужен город!
Через два года, 17 ноября 1945 года, горком партии уже ставит вопрос гораздо шире: «Город нам надо строить». Население выросло за год существенно. 1 января 1945 года в городе было 6500 человек. А 1 ноября 1945 года – уже 9300 человек. То есть прирост за 10 месяцев на 2800 человек. Менее трех тысяч – вроде не так уж много, но это прирост на 40 с лишним процентом.
Но «качество же коммунальных предприятий, обслуживающих это население, и жилого фонда увеличилось настолько мало, что об этом увеличении и говорить не стоит».
Решили, что в план надо заложить постройку мощного кирпичного и известковых заводов, «если мы этих заводов в первую очередь не построим, то разговоры о строительстве города останутся пустым звуком». Естественно, был вопрос о том, кто должен строить дома, электростанцию, пекарню, больницу, бани и т.д. Основная работа – ответственность строительного треста. Вот только трест не готов к большой работе, да и имеющийся план не выполняет. Но этому есть причины – нет транспорта. «На имеющихся 18 лошадей в тресте имеется только 5 телег. Тов. Чимба добился выделения двух грузовых машин для треста, но тов. Горский за ними не послал людей, кончился квартал – машины пропали».
На 1946 год запланировали замостить дороги и сделать тротуары в городе от парома на улице Ленина до кавполка, и по улице Чульдума от Енисея до деревообделочного комбината. Но дороги строить, по-видимому, было вообще некому. «Дороги, тротуары мы, очевидно, будем строить городским населением. В связи с этим надо тов. Дикову, Чижа и Мелехину иметь в наличии лопаты, кирки, носилки, тачки, молотки, ломы и т.д. Надо запасти их вовремя, потому что воскресники, которые мы проводили летом без инструментов, не дали тех результатов, которых мы ожидали». «Воскресники» - это то, что мы сейчас называем субботниками. Вероятно, жители Кызыла летом 1945 года уже пытались строить дороги своими силами, после основной работы, при этом со своими инструментами.
Срочно нужны библиотеки!
В 1967 году обратили внимание на то, что город уже есть, а вот библиотек не хватает. И исполком горсовета 15 ноября принимает своего рода временные решения. Надо открыть библиотеку (номер шесть!) в доме по улице Кочетова, 102. Не позднее 20 ноября обеспечить библиотеку необходимым инвентарем и книжным фондом. Сроки фантастические. В тот же день «временно до подбора помещения» решено открыть на базе школы № 11 городскую детскую библиотеку №2. Инвентарь, оборудование и книжный фонд нужно было обеспечить до 1 декабря. Тоже очень сжатые сроки.
Срочно нужна дорога!
И не какая-то, а от границы до Кызыла. Средства на дорогу отпущены и со стороны ТНР и со стороны СССР. Со стороны ТНР гораздо больше, что и понятно: этот участок дороги полностью лежит в Туве. В 1933 году был сделан проезд для автомашин по всему тракту в черновом виде, что позволило 7 ноября 1933 года открыть движение. Но, по сути, строительство только началось. За 1933 и 1934 годы сделано 30 км дорог, построено 12 мостов общей протяженностью 100 метров и 28 деревянных водопропускных труб.
В 1935и 1936 году работа будет продолжена, но уже в конце 1914 года начальник строительства констатирует, что гужевые перевозки заменены автомобильными и ТНР «имеет такое количество товаров, которое вполне обеспечивает удовлетворение запросов широких аратских масс». Строят дорогу, по его отчету, «араты», причем тут же идет разделение на русских и тувинцев. Летом на строительстве работает больше тувинцев, в октябре больше русских. Вероятно, местных русских, которых заодно и причислили к «трудовым аратам». Но почему в октябре такая разница? Все просто, начинается охотничий сезон. А среди рабочих достаточно много жителей Тоджи.
О том, какой была дорога можно судить из планов на 1935 год «отделать дорогу, чтобы она была ровной и гладкой (сделать планировку), покрыть мелким камнем участки со слабыми грунтами». Ну да, для начала сделали грунтовку. Дорога нужна хоть какая-то, потому что Усинский тракт без должного ухода быстро пришел в негодность.
Ирина Качан
Фото из открытых источников.