Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Загадка Айланы Чадамба

Выбор редакции
18 февраля 2023
79

Сегодня, 18 февраля, Айлане Леонидовне исполняется 75 лет. Пишу об этом смело, потому что всё равно никто из читателей не поверит: она не знает, что такое старость, она – молодой, талантливейший режиссер, умеющий гениально работать с детьми! Боюсь, что эта загадка так и останется для меня неразгаданной.

На протяжении многих десятилетий слежу за её творчеством и до сих пор удивляюсь, как это у неё так стабильно отлично всё получается? У нормальных творческих людей бывают взлёты и падения, у неё совсем не так. На этот вопрос сама Айлана Чадамба отвечает, что «ничего сложного: просто беру материал, лучше сказку, на ходу переделываю в пьесу (позже, на репетициях дети добавляют свои идеи), представляю, что будет на сцене: так называемые декорации, которых практически нет, чтобы не мешать актерам, сразу вижу костюмы и ткани, из которых они будут сшиты, учитывая наш скромный бюджет. Музыкальное оформление подбирает Софья Кара-оол – и всё готово! Многие годы с душой работает костюмер Нелли Ондар, большой вклад в наше общее дело вносит директор ТЮЗа Татьяна Шляхтина, у нас очень дружный коллектив, влюблённый в театр!»

Театр юного зрителя – это особый вид театра, он предназначен в первую очередь для маленького зрителя. Это сложнее, чем играть для взрослых, дети острее чувствуют фальшь и мгновенно реагируют на нее. Дети точно знают, что плохо, что хорошо. Они никогда не поверят тому, о чем говорят не искренне, даже если это важные слова. Для детей надо играть с открытым сердцем, с чистыми помыслами. И задевать маленького зрителя до самой глубины души, он не должен остаться равнодушным, а пережить все происходящее на сцене вместе с персонажами. Детей невозможно обмануть. Они доверяют только честным и преданным своему делу людям.

Еще труднее режиссеру, если актеры ТЮЗа – дети. Работать с такими исполнителями – задача, с которой справятся немногие. Их действительно единицы. Поэтому в большинстве российских городов Театры юного зрителя – профессиональные театры с дипломированными актерами, имеющие свое амплуа, в частности, травести, исполнители детских ролей и играют их из года в год.

Айлана Леонидовна Чадамба работает в ТЮЗе уже 48 лет, с 1975 года, до этого два года работала в созданном ею Народном театре села Сарыг-Сепа с двумя труппами: детской и взрослой.

Воспитание в семье было особенным. Ее родители были очень талантливыми людьми. Мама – дочь шаманки и китайского предпринимателя. Отец Леонид Чадамба из рода Кол очень любил своих семерых детей, много ими занимался, писал для них стихи. В семье не было ничего лишнего, аскетизм, по словам Айланы Леонидовны, – это шло от руководителя республики Салчака Токи. Все занимались спортом: теннис, волейбол, бег, плавание в Енисее. Было принято непременно посещать театральные премьеры и концерты, смотреть новые фильмы. Все это формировало будущего режиссера как человека разностороннего и полностью лишенного меркантильности. В детстве, играя с пустыми флакончиками от духов, чувствовала свое предназначение: ставила на подоконнике маленькие спектакли.

Айлана Чадамба получила очень качественное профессиональное образование в одном из лучших творческих вузов – Московском институте культуры. В 1986 году поступила на Высшие режиссёрские курсы ГИТИСа. Также, как и ее отец, она стала для многих детей и взрослых настоящим просветителем. Этому ее учили и мастера – актеры Малого театра, Вера Новицкая и Петр Васильев – руководители курса. Сама она признается: «Я воспитана на системе К. С. Станиславского, для меня важно переживание. И еще: мне очень повезло, что я встречала на своем пути очень талантливых людей, дружила с ветеранами московской сцены, представителями старой актерской школы. Кто же, как не я, передаст этот уникальный опыт нашим тувинским детям. Не должна прерываться связь времен».

Первым режиссером Кызылского ТЮЗа был Сергей Баир, он ставил пьесы Сергея Михалкова, затем – Зоя Фёдоровна Саая, готовила спектакли из русской классики со взрослыми, детьми, подростками, в частности, пьесы А. Островского. Именно Зоя Фёдоровна пригласила Айлану Чадамба в ТЮЗ, который тогда «жил» в здании старой балетной школы. В нем тогда было много самодеятельных коллективов. Она вспоминает: в 1976 году в первый раз поехали со стихами А. Блока по пьесе «Гибель» Алмазова в Читу на Всесоюзный конкурс чтецов, зал встал, нас приветствовал, мы заняли второе место единственный раз, остальные призы – только Гран-при. В постановке играли учитель английского Ролланда Конгар, семидесятилетняя самодеятельная артистка Печаткина. Потом встречалась с режиссерами из Ангарска, Братска, вспоминали: спектакль слабый, но цепляет. Потом я начала экспериментировать со сказками. Поняла, что это мое.

Она считает, «что надо всю жизнь посвятить своей работе». Существовать по-другому режиссер ТЮЗа не может. На Дельфийских играх члены жюри, режиссеры МХТ, удивлялись, «вроде у вас сказки народные, фольклорные, а почему с современным подходом?» Айлана Чадамба старые сказки адаптирует для современных детей. Так она мыслит, считает, ребята должны воспринимать спектакль как свое, близкое, понятное.

В жизни Кызыла ТЮЗ участвует очень активно, во всех праздниках, городских мероприятиях, особенно в День защиты детей, День матери, новогодних представлениях. Без него невозможно представить любой городской праздник. Айлана Леонидовна работала и в Тувинском музыкально-драматическом театре, в русской труппе ставила «Финист – Ясный сокол», «Госпожа министерша», но никогда не оставляла свой детский коллектив.

И всё же хочется попытаться исследовать её творческий метод, спонтанно сложившийся за 50 лет работы в народных театрах, состоящий из нескольких принципов.

Заменяемость.Коллектив детский, постоянно обновляется, Айлана Чадамба привыкла, что нет актеров, которые играют годами. Если ребенок заболел или уехал, спектакль сразу меняется.

У нее огромный творческий потенциал, ей не трудно убрать из спектакля персонаж, изменить финал. Дети не закрепощены, они мгновенно включаются в новые обстоятельства и решают новые задачи. Она ставит не один, а несколько спектаклей: первый, второй с новыми персонажами, если в театр пришли новые артисты, отдельно для большой сцены, а для фестиваля уже новая версия с мобильными декорациями.

«Однажды, вспоминает бывшая актриса ТЮЗа Долаана Хертек, заболела Долаана Оюн, игравшая Госпожу, и не смогла принять участие в спектакле, тогда вместо нее на сцену вышел мальчик Олча Ооржак. Он легко справился с ролью и сыграл так, что всем очень понравилось. Сейчас, вспоминая этот эпизод, я понимаю, что это было не только выходом из внезапно возникшей ситуации, а еще и добавило иронии и сарказма в образ злой Госпожи». Это не особый случай, это для Айланы Чадамба нормальная каждодневная работа, которая и состоит из сплошных форс-мажоров.

Красочность. Спектакли режиссера всегда впечатляющие, с яркими образами, очевидно, она подсознательно понимает, что тувинским детям не хватает Сказки, Чуда, Зрелищ! С 1975 года она поставила около 100 спектаклей, больших и малых, и совсем не случайно более половины из них – сказки. Про себя она говорит: я – режиссер-сказочник. Семь пьес по тувинским сказкам она написала сама.

Состояние полета. Айлана Леонидовна очень любит птиц, это символично – они умеют летать. Однажды в соцсетях она написала своим вчерашним тюзовцам: вы летите, а я буду с земли вам махать рукой! Никто не считал, сколько у нее спектаклей с образом птицы – десятки. К примеру, «Желтый аист», «Это была замечательная китайская сказка о юном художнике, – вспоминает Долаана Хертек, – который в благодарность за еду нарисовал в Чайной Желтого аиста. С приходом гостей в Чайную аист оживал и танцевал для публики. Единственной просьбой художника было не заставлять аиста танцевать для одного человека. Но злой господин ослушался просьбы, и Желтый аист, станцевав для него в последний раз, умер. Трогательная сказка, поставленная Айланой Леонидовной на сцене ТЮЗа, никого не оставила равнодушным и была высоко оценена зрителями, как взрослыми, так и совсем юными. Спектакль в свое время выиграл городской и республиканский смотры народных театров». А со спектаклем «Птицы Поднебесья» в Сочи получили Гран-при.

Совсем недавно её ученик Уран-оол Стал-оол, тюзовец, а ныне один из ведущих артистов Тувинского муздрамтеатра, получил звание «Заслуженный артист РТ». На поздравление Светланы Максимовны Мунзук: «Хорошие учителя создают хороших учеников. (М. Остроградский). Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Д. Менделеев). АЙЛАНА ЛЕОНИДОВНА! С БОЛЬШОЙ РАДОСТЬЮ ПОЗДРАВЛЯЮ и ВАС! ВЫ НЕ ПРОСТО ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ!!! ВЫ – ТАЛАНТЛИВЫЙ, НЕУГОМОННЫЙ, ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ, ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ КРАСИВЫЙ ПЕДАГОГ!!! Уран-оола Стал-оола помню еще с ТЮЗовских времен и помню их выступление на открытии первого нашего кинофестиваля "Живая тропа Дерсу". Он – НАША ГОРДОСТЬ И ВАША!!! ДОБРОГО ВАМ ЗДРАВИЯ, светлый БОЛЬШОЙ РЕЖИССЕР!!!» Айлана Леонидовна с радостью и многозначительно ответила: «Уран-оол – просто красавчик!!!! АРТИСТ!!!!! Все при нем!!! Наш возраст таков, что только и смотришь, что и кого после себя оставляем. Есть только вложенные чувства!»

Сотворчество. Айлана Чадамба говорит: «Атмосфера творческих поисков, когда тебе нужно вжиться в образ другого человека, объяснить его поступки, учиться наблюдать характеры, много дает подрастающему поколению. Во взрослой жизни это выльется и в доброту, и в понимание других людей, и в общительность, и в наблюдательность, и в ответственность, потому что театр – это дело коллективное. Ведь ТЮЗ выполняет сразу несколько функций: эстетическое воспитание, развивает у детей творческое начало и способность сопереживать. Мне кажется, ребенок-зритель больше верит ребенку-актеру».

Опыт выступления дает детям способность видеть по-новому фильмы, спектакли, потому что они понимают, как создается образ. Одна из актрис театра сказала: мы здесь учимся фантазировать, нам дали роль, надо придумать себе образ, надо создать сначала в своей голове образ, потом его показать. Это особое умение, мои одноклассники это не смогут сделать.

Детская непосредственность. Режиссер утверждает, что «Нужно ставить спектакли с самими же детьми. Настало время театров самих юных. Ребята сейчас совсем другие, они много знают, они умнее нас, они быстрее развиваются вместе со своими гаджетами». Айлана Чадамба не делает скидки на детство. Некоторые знают язык зверей, а она - единственная из взрослых знает язык детей, она как Карабас-Барабас и ругает (если ребенок просто показывает, а не вживается в образ, не тратит душевных сил), и эксплуатирует (дети постоянно выступают на городских мероприятиях). Существует потусторонний мир – детский. Взрослые забывают его, а Айлана Чадамба сумела остаться в нем.

Вера в талант каждого ребенка. Это важно для мальчиков и девочек, поскольку специализированные творческие школы отбирают только одаренных детей. Айлана Чадамба уверена, что, на самом деле, все дети одаренные, надо к каждому ребенку найти подход. Она берет всех и присматривается, как отнесется к театральному искусству человек. Бывает, ребенок просто смотрит и мало что чувствует, а другой живет всем, что происходит на сцене. После нескольких занятий дети сами понимают, нужен им театр или нет и нужны ли они театру. Разумеется, многие уходят, но даже и они уже заражены бациллой театра, т. е. творчества.

Айлана Чадамба старается брать детей из неблагополучных семей, это тоже ее принцип. Она создает вокруг себя атмосферу единого целого, все взрослые и дети как одна семья. И все дружат друг с другом. Многие выросшие мальчишки честно признаются, что могли стать преступниками, если бы не Кызылский ТЮЗ.

В современных офисах важен принцип команды, этому она тоже учит, поэтому среди её учеников много успешных людей. Наставниками у нынешних артистов стали тюзовцы, «которые когда-то были такими же начинающими служителями театра, они с радостью передавали свой опыт нам, юным», – вспоминают уже взрослые люди.

Бывший тюзовец, а теперь его работник, Стас Ооржак говорит: «Она прекрасный педагог. Мы понимаем, как надо себя вести. Она не просто режиссер. Действительно, человек меняется, даже по себе могу сказать, я стал намного лучше, когда переступил порог театра. Это грамотный, продуманный подход со стороны А. Чадамба. Я вообще не представляю Кызыл без ТЮЗа, город был бы другим».

Нравственность.Айлана Чадамба говорит: «Я после себя ничего не оставлю, потому что режиссеры, в отличие от художников, музыкантов, писателей, ученых, создают спектакли, которые умирают, они живут здесь и сейчас. Остается верить, что какой-нибудь спектакль сможет изменить человека к лучшему. Мы, режиссеры народных театров, останемся как миф и легенда, надеемся, что след отпечатается в памяти людей, потому что живое творчество всех задевает до глубины души и никогда не отпустит. Я уверена, что мои дети не смогут стать плохими людьми. Наша главная задача – воспитать в детях хороший вкус, чувство такта и порядочность в отношениях».

Айлана Чадамба считает своей задачей сохранить ТЮЗ, он должен существовать в Кызыле, несмотря на то, что власти недостаточно финансируют детские театры в России. У коллектива до сих пор, с самого основания, нет своего здания!

И еще она старается, чтобы ее театр был известным в России. Как и наших спортсменов, театральные постановки из Тувы тоже должны хорошо знать в стране. Кызылский ТЮЗ заслуженно попал в пятерку лучших детских самодеятельных театров России, он входит во Всемирную ассоциацию детских театров. Он обладатель серебряной медали «Дельфийских Игр» 2005 и 2006 годов. Как победитель программы «Одарённые дети России» представлял своё творчество на сцене Колонного зала Дома союзов в Москве.

Спектакль «Мой друг – Золотой Олень» (по мотивам тувинских сказок Тоджи) в 2011 году был отмечен грантом Главы Республики Тува. Айлана Чадамба побеждает, потому что все видят, как работают дети, нет зажатых ребят, все участвуют и чувствуют себя актерами, даже если просто держат декорацию.

За верность самобытной культуре и народным традициям многонациональной Тувы Айлана Леонидовна вполне заслуженно удостоена ордена «Буян-Бадыргы» III степени в 2016 году, она – заслуженный работник культуры Российской Федерации, обладатель Серебряной медали "За полезное".

Я видела спектакли других детских коллективов. Чаще всего это ребята, читающие заученные тексты, немного зажатые (это и понятно: трудно выступать на сцене), а тюзовцы Айланы Чадамба – это особая каста, это инопланетяне, которые играют по-особенному. Ни разу не видела зрителей, даже очень взрослых, оставшихся равнодушными к её постановкам, у всех в глазах радость и восхищение! И такую реакцию она считает абсолютно нормальной, поскольку с этим восторгом она сталкивается на протяжении всех 50 лет работы. Нет, в других театрах, и в профессиональных, это далеко не всегда так, очевидно. Очевидно, это единственное, что ей будет трудно понять.

Айлана КУЖУГЕТ,

театральный критик.

Фото из архива редакции

Достижения ТЮЗа за последние годы:

- 2016 г. – получил звание «Образцовый».

- 2017 г. – получает Золото XVI Дельфийских Игр, г. Екатеринбург Свердловской области, со спектаклем «Мой друг – Золотой Олень» по сказаниям тувинцев Тоджи.

- 2018 г. – участник VIМеждународного конкурса «КИТ» в г. Новосибирске, с новой работой, сказка «Хан – ослиные уши». Постановка осуществлена при финансовой поддержке Министерства культуры России по Федеральному партийному проекту «Театры малых городов». ТЮЗ – лауреат I степени.

- 2019 г., март – участник Международного конкурса «PRO ТВОРЧЕСТВО» в г. Москве, с новой работой, сказка «Алдын кушкаш, Золотая птичка». Постановка осуществлена при финансовой поддержке Министерства культуры России по Федеральному партийному проекту «Театры малых городов». ТЮЗ – лауреат I степени.

- 2019 г., ноябрь – участник XII Международного фестиваля - конкурса «КРЫЛАТЫЙ БАРС» в г. Казане, со сказкой «Мой друг – Золотой олень». Стал обладателем Гран – при.

- 2020 г., июль – участник Международного проекта творческого и личностного развития детей и молодежи «ДЕТИ XXI ВЕКА», г. Москва. «СЕКРЕТ ПОБЕДЫ». Лауреат I степени – Кристина Оюн. Номинация «Художественное слово», тувинская народная сказка «Хан – ослиные уши».

- 2020 г., декабрь– присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества» на 2021 – 2025 гг., приказ Минкультуры России от 7 декабря 2020 г. № 1574.

- 2021 г., апрель- стал обладателем Гран-приМеждународного многожанрового конкурса «Великая моя страна» в рамках творческого проекта «КИТ» с премьерной постановкой «Новые дороги» по книге Степана Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике».

- 2022 г., март- участвовал во Всероссийском фестивале-конкурсе любительских творческих коллективов, стал обладателем Диплома III степени в номинации "Театральные коллективы" 2022 г. В нем участвовали творческие коллективы всех федеральных округов России.

- 2022 г. - с 11 по 13 ноября выезжал для участия в Международном многожанровом конкурсе в рамках творческого проекта «КИТ», г. Омск, с постановкой «Черная курица или Подземные жители» по А. Погорельскому. Стал обладателем Диплома Гран-при и Диплома лауреата I степени конкурса.