Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Взмахнул ковшом, как дирижёрской палочкой

Выбор редакции
4 февраля 2023
36

Главная ценность, стимул и сила для развития Тувинской горнорудной компании – это даже не дорогостоящие оборудование, техника или новаторские способы добычи угля. Ведущую роль играет профессиональный, сплочённый и умеющий выполнять поставленные задачи коллектив. Он состоит из опытных тружеников, костяк и золотой фонд которого составляют ветераны, но и про обучение молодежи никто не забывают. Земля не любит отдавать свои сокровища кому попало, а вручает их знающим и работящим. Горняки оттачивают свои навыки годами и зачастую у многих одна запись в трудовой книжке. Обычно «летуны» здесь не приживаются. Ведь быть добытчиком «черного золота» трудно, временами тяжело, но всегда почётно.

«В нашем деле мелочей не бывает»

Эти поистине фантастические или даже космические пейзажи поражают своей строгой, неоднозначной красотой и лаконичностью. Гидом по просторам Каа-Хемского месторождения и по его третьей южной траншее для журналистов, ведущих СМИ республики стал технический директор ТГРК Андрей Видуто. Он познакомил с тонкостями угледобычи и её героями:
– На высвобождение одного метра угля уходит примерно месяц. Но чтобы добраться до ценного минерала нужно снять даже не сотни тысяч, а миллионы тонн породы. По подсчётам, открытым способом можно будет добывать ещё не менее 70 лет, а потом придётся глубже уходить под землю. Ещё долгие годы подрывникам, бурильщикам, операторам экскаваторов и шофёрам работы будет хватать. Их деятельность синхронизирована и зачастую они понимают друг друга с полуслова. На долгие обсуждения просто нет времени. Твердое топливо всегда нужно промышленности, предприятием жизнеобеспечения и народу. Люди особенно любят покупать уголёк крупный, но по техническим условиям один «крупняк» отпускать нельзя. Его продают с разномастными частями, чтобы не получилось: «где-то густо, а где-то пусто». Ведь все хотят приобретать топливо, которое хорошо горит и даёт стабильное тепло. Прямо сейчас его по машинам загружает наш экскаваторщик-ветеран Дмитрий Малышев. Работает с начала 90-х годов, освоил множество агрегатов и стал наставником для нескольких поколений горняков. В нашем деле мелочей не бывает, а умения, подкреплённые опытом и ударным трудом, ценятся на вес золота, – подытожил Андрей Валерьевич.

Укротитель левиафана

Элитой угледобытчиков заслуженно считаются операторы шагающих экскаваторов. С одним из них мне удалось познакомиться. Чтобы управлять этим чудесным железным зверем нужны глубокие знания, нервы, как канаты, крепкие руки и молниеносная реакция. Всё эти данные в избытке у Азията Монгуша. Азият Назын-оолович обманчиво непринуждённым движением руки заставляет ожить 22 метрового исполина, общий вес которого около 700 тонн. На его фоне чествуешь себя даже не песчинкой или молекулой, а атомом. Стальной гигант издаёт гортанный рык и беспрекословно слушается своего хозяина. Одним махом он зачерпывает десятки тонн породы и несёт их в указанное место. С этого момента мелодично начинает грохотать трудовая симфония. Её аккорды стремительно подхватывают средние экскаваторы, могучие БЕЛАЗы и грузовики помельче. Но дирижёром, который задаёт тон и ритм, без сомнения является шагающий гигант. Место оператора язык не поворачивается назвать кабиной или рубкой. По габаритам это целая жилая комната. Помимо рабочего места с рычагами, кнопками и приборами есть ещё много чего. Там умещается микроволновая печь, холодильник, чайник и рукомойник. Азият Монгуш и его шагающий экскаватор – это нечто большее, чем просто работник и его мега-машина. За годы работы они привыкли друг другу, давно стали добрыми друзьями и коллегами по тяжелому труду.

Мой дядя самых честных правил

Азият Назын-оолович более 20 лет посвятил добыче угля. Он видит в этом деле особую ответственность, привлекательность и даже романтику. В профессию пришёл не случайно и ни разу не пожалел о своём выборе:
– Я родом из Сут-Хольского района, села Бора-Тайга. В 2002 году после армии остро встал вопрос: «Кем быть?». Он сам собой разрешился, когда в моей судьбе участие принял мой дядя Хапыр-оол Ооржак. Хапыр-оол Амыр-Ашакович у нас в районе, да и по свей Туве, человек крайне уважаемый и почитаемый. На его груди - целый иконостас российских и региональных орденов и медалей за ударный горный труд. Ему сейчас уже 75 лет, возраст почтенный, но равных в профессии экскаваторщика мало найдётся. Мастер не утратил сноровки, зоркости глаза и силы в руках. До сих пор его показатели вызывают восхищение. У меня после «дембеля» были задумки пойти на контрактную службу, в правоохранительные органы или МЧС. Всерьёз размышлял об этом. Но в один прекрасный день дядя Хапыр-оол пришёл к нам домой и затеял со мной серьёзный разговор. Спросил у меня: «Азият, как дальше жить планируешь? К чему стремишься? Давай ка к нам на угольный разрез работать устраивайся. Труд достойный, всегда востребованный и оплачивается отлично. Подумай хорошенько, но не тяни. Завтра жду от тебя ответа». Такая у нас беседа была и с неё началась новая глава моей жизни, – рассказал Азият Монгуш.

Тяжело в учёбе, легко в работе

– На следующий день я пришёл к Хапыр-оолу Амыр-Ашаковичу и сказал, что хочу учиться на экскаваторщика. Он был искренне рад моему положительному ответу, ведь династия горняков должна крепнуть и развиваться. Мне помогли записаться на курсы и вскоре я отбыл в Черногорск на обучение. Поначалу было трудно, не просто сразу войти в ритм интенсивной подготовки. Теория чередовалась с практикой, а потом пошли контрольные, зачёты и экзамены. С техникой мне всегда было интересно управляться, чем сидеть в кабинете за партой. Решающие испытания я сдал успешно и стал молодым специалистом. Меня всегда привлекали крупногабаритные машины и шагающий экскаватор сразу же пришёлся по душе. Вот уже более 20 лет сижу за его рычагами и благополучно им управляю. Со временем научился чувствовать своего железного подопечного можно сказать, что на ментальном уровне. Любой скрип, скрежет и посторонний шум улавливаю моментально. Мелкий ремонт, профилактику и обслуживание произвожу совместно с помощником, а крупных поломок стараемся не допускать. Наш экскаватор тоже уже ветеран, он 1985 года выпуска. Но у него потрясающее качество изготовления, а металл, из которого он выполнен, просто космической марки. Ему сносу нет. Нашего «старичка» постоянно модернизируют, оснащают новыми деталями и устройствами. Так что он идёт в ногу со временем. Да и его экипаж тоже не отстаёт. Регулярно повышаем свою квалификацию, учимся и подтверждаем свои знания. Себя могу назвать счастливым человеком. Главное, что на работу иду с удовольствием, а не как на каторгу. Когда занимаешься любимым делом, то жить намного проще, веселее и за будущее не опасаешься, – с уверенностью произнёс Азият Назын-оолович.

Кирилл САМОХВАЛОВ.
Фото Буяна ООРЖАКА