Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Власти сделают всё для того, чтобы по итогам года рост цен на топливо оказался не выше инфляции

Выбор редакции
31 августа 2023
20

В понедельник, 28 августа, оптовая стоимость бензина АИ-95 в России обновила исторический максимум и приблизилась к 72,36 тыс. рублей за 1 т. Одновременно котировки топлива АИ-92 впервые за месяц поднимались до 63,75 тыс. рублей за 1 т. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Всего с начала 2023-го горючее на торговой площадке подорожало примерно на 70%. Бензин в опте стал уверенно дорожать после резкого удешевления в прошлом году. В тот момент на фоне санкций Запада у российских нефтяников возникли трудности с экспортом, поэтому компании продавали внутри страны больше горючего, чем обычно.

Из-за переизбытка топлива в 2022 году биржевая цена АИ-95 упала примерно на 17%, а котировки АИ-92 снизились на 25%. Впрочем, после этого на рынке наметилась обратная тенденция.

На фоне ажиотажного роста биржевых котировок розничная стоимость горючего в стране тоже начала заметно расти, хотя и не такими стремительными темпами, как в опте. По данным Федеральной службы статистики, с начала года литр АИ-92 на российских АЗС подорожал в среднем на 6,4% — до 50,23 рубля, а литр АИ-95 — на 6,8%, до 54,85 рубля. Причём инфляция за это время составила лишь 3,6%.

Между тем в ряде регионов повышение стоимости топлива для потребителей оказалось более ощутимым. Так, например, на автозаправках Тувы цена бензина за последние восемь месяцев подскочила примерно на 20%, в Дагестане — на 16,5%, на Алтае — на 15,6%, в Ямало-Ненецком автономном округе — на 14%, в Калмыкии — на 11,7%, а в Севастополе — на 10,7%.

Отчасти наблюдаемая динамика может быть связана с сезонными факторами, уверен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, летом российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) останавливаются на плановый ремонт, тогда как потребление горючего в стране увеличивается, поскольку россияне чаще пользуются транспортом.

Вместе с тем, по словам аналитиков, у государства есть инструменты для сдерживания цен на горючее. Так, например, власти уже обязали бизнес нарастить продажи топлива внутри страны с осени.

Если сейчас компании должны реализовывать через биржу 12% от общего объёма произведённого бензина, то уже с 1 сентября норматив будет повышен до 13%. Постановление об этом в начале августа подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Впрочем, если бензин в России всё же продолжит дорожать, руководство страны прибегнет к более радикальным мерам, считает Сергей Пикин. В частности, правительство может ввести экспортные пошлины и тем самым серьёзно ограничить продажу топлива за рубеж.

«Сейчас пока используются довольно мягкие методы, но при необходимости могут быть задействованы и жёсткие меры. Помимо пошлин, можно также обязать нефтяников продавать всё топливо только на оптовых биржах, а не через внутренние каналы вертикально интегрированных компаний», — добавил Пикин.

В целом, по его мнению, власти сделают всё для того, чтобы по итогам года рост цен на топливо оказался не выше инфляции. По прогнозу Центробанка, этот показатель может составить 5—6,5%.

«Власти внимательно следят за уровнем цен в рознице, и когда стоимость топлива перейдёт психологическую отметку, то правительство начнёт принимать меры. Так уже было в 2018 году, когда кабмин пошёл на соглашение с нефтяниками и задействовал все возможные другие инструменты для решения проблемы», — заключил специалист.

Источник: russian.rt.com