Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

В чем причины ДТП?

Выбор редакции
6 сентября 2023
23

Причиной ДТП, и довольно частой, следует считать скорее небрежность животноводов и невнимательность водителей. Но изменить ситуацию как-то надо, поэтому сотрудники ГИБДД в очередной раз посетили подсобное хозяйство, чтобы пометить животных светоотражающими элементами, и объяснить фермеру, для чего это надо делать.

Скифы обходились без ДТП

На берегу реки Ээрбек находится несколько животноводческих хозяйств. Одно из них «Сарыг сиген» «Желтая трава», которую и посетили автоинспекторы. Трава там обычная – зеленая, как и везде. А «желтая» - потому, что здесь неподалеку сенокосные угодья.

И здесь жили люди с древности – неподалеку есть несколько курганов. Не таких, как с «Царской долине» - гораздо скромнее. Вероятно, это и были не цари, а обычные пастухи. Такие, каких и сейчас здесь много.

Вот только аварий у скифов не было. Коровы были, а ДТП, да еще и со смертельным исходом не было. Это уже «изобретение» нашего времени. Всадник в темноте, наверное, может и столкнуться с коровой, но это к трагедии не приведет. Другое дело, кода корова окажется на пути быстро мчащейся машины.

Не надо думать

По дороге на Ээрбек, и тем более после Ээрбека дороги не слишком оживленные. И это, как оказывается, тоже проблема. Фермер думает: дороги почти пустынны, машин мало, пусть коровы погуляют. Водитель думает: дороги почти пустынны, машин мало, можно скорость и прибавить. Но это как раз тот редкий случай, когда думать не надо, надо просто соблюдать правила и быть осторожным. И поскольку корова не будет заниматься проблемами безопасности дорожного движения, делать все это придется фермеру и водителю. Водитель может ехать медленнее, фермер может не выпускать коров пастись безнадзорно.

Но это только гипотетически. По дороге от Енисея к селу мы встретили по крайней мере пять небольших стад, которые паслись вдоль дорог, коровы с телятами стояли вдоль обочины, или меланхолично шли по дороге. Объяснительную работу с пастухами провести не удалось, потому что пастухов не было.

А вот зря не было. Ведь некоторые нехорошие люди вполне могли бы и украсть корову или теленка. Но сотрудники ГИБДД этим не занимаются. Они ехали проводить профилактическую работу.

Не услышали и не увидели?

Давайте сравним несколько показателей за пять месяцев текущего года и за семь. Два месяца назад мы писали, что на территории Тувы произошло 41 ДТП с участием животных, в результате которых погиб один водитель, пять человек – получили травмы различной степени. То есть, с начала года было примерно по восемь ДТП в месяц, по два раза в неделю.

Но вот прошло два месяца. Конечно, цифры изменились. Сейчас насчитывают 59 фактов наезда на животных. Кроме потерь голов домашнего скота и повреждений автотранспорта есть и более серьезные последствия – травмы различной тяжести получили семь человек. Новых погибших, к счастью, не было.

То есть, за два месяца – плюс 18 ДТП и два человека получили травмы. Получается, сейчас стало девять ДТП в месяц.

А ведь о том, что надо соблюдать меры предосторожности сообщали все СМИ республики и с десяток интернет-ресурсов. То есть, так или иначе об этом слышали или читали все. Но, вероятно, не придали этому серьезного значения.

Коровы были недовольны

В ходе акции на рога животных нанесли специальный светоотражающий состав. На шею некоторым коровам повязали ленты – световозвращающие элементы, которые должны обеспечить их видимость в темное время суток. Коровы явно были недовольны действиями сотрудников правоохранительных органов, и сопротивлялись как могли. Это небольшое стадо было как одна большая семья.

Некоторые быки пытались выполнить свой долг и обеспечить будущих телят, коровы внимательно следили за телятами нынешними. Когда одному юному бычку повязывали ленту на шею, рядом стояла его родительница и внимательно следила за тем, что делают с ее теленком. Да, это немного напрягало.

Олег Шыырап, владелец стоянки, сам повязал ленточку на шею своему коню. У капитана полиции Арата Белека есть опыт общения с коровами – его родители держали скот. Поэтому он довольно уверено смог поймать нескольких бычков, для привязывания лент и покрасил светоотражающей краской рога очень большой коровы.

Фермеру оставили пакет с лентами, он сказал, что дальше справится сам. Он ведь действительно заинтересован в сохранности своих животных. И хотя он не допускает самовольного выгула, всегда пасет их сам, но всякое может случиться.

Богатые фермеры?

Наверное, наши скотоводы очень богатые люди, если не опасаются быть оштрафованными. Согласно ст. 5.3 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях, выпас сельскохозяйственных животных без сопровождения их владельцем или уполномоченным (уполномоченными) им лицом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1000 рублей, на должностных лиц - до 2000 рублей, на юридических лиц - до 5000 рублей. Неужели пять тысяч рублей действительно такая ерунда, на которую можно не обращать внимания?

Впрочем, и полицейские пока ведут себя исключительно лояльно. По дороге на Ээрбек, как уже выше было сказано, по крайней мере пять небольших стад гуляли, как хотели, переходили дорогу как хотели. Пастухов при них не было. Но никто и не стал «сидеть в засаде» поджидая хозяев.

Штрафы берут только когда что-то случается. Хотя есть подозрения, что очень скоро штрафами начнут облагать действительно всех, кто допускает неорганизованный выпас скота. Станут ли тогда более внимательными? Трудно сказать.

Дорожные знаки

В ходе поездки некоторые участники акции выразили мнение, что здесь надо бы установить дорожный знак «Перегон скота». На знаке в красном треугольнике изображена корова. Он предупреждает водителя о том, что тот приближается к участку дороги, где возможен выход на проезжую часть крупных домашних животных и перегон скота. Водитель, увидев знак «Перегон скота», должен снизить скорость и быть готовым объехать или пропустить домашний скот.

Предложение интересное, но, будем справедливы, коровы гуляют, где хотят не только на участке дороги от Кызыла до Ээрбека. Количество скота в последние годы постоянно увеличивается. Коров, лошадей, овец, коз можно увидеть абсолютно на всех дорогах республики. Можно устанавливать знаки абсолютно везде и на них уже не будут обращать особого внимания. А можно просто следить за скотом, не допуская самовыпаса.

Кто испугается «горящих» в темного рогов?

После акции провели небольшой опрос водителей, которые ехали в этом направлении. Водители были единодушны в своем мнении – скот не должен гулять по дорогам сам по себе. Некоторые отвечали очень эмоционально – им уже приходилось сталкиваться с этими проблемами. Один мужчина уклонился от ответов на вопросы, он сказал, что его это не касается, потому что он… сам владелец скота.

На самом деле животноводов это касается в большей степени. Вспомним цифры: 59 фактов наезда на животных, семь человек получили травмы, один – погиб. И почти на шестьдесят готов животных стало меньше общее поголовье скота.

Специальные ленты видны в свете фар с расстояния до 400 метров в темноте, что дает водителю возможность избежать наезда. Не испугаются ли водители, увидев в темноте странные полосы и святящиеся рога? Конечно, не испугаются! Как говорят сами водители, будет понятно, что здесь находятся коровы, а когда подъедут поближе, уже сбросив скорость, то в свете фар увидят стадо получше, и смогут объехать. В общем, все просто. Всего лишь нанося метки на скот, фермеры смогут позаботиться о жизни и здоровье своих ближних и всех других водителей Тувы.

Ирина КАЧАН,

член Общественного совета МВД РФ по РТ