Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Театральные гастроли. Вечные истории

Выбор редакции
15 февраля 2023
37

Впервые на минувшей неделе в Кызыле побывал Минусинский драматический театр. Два дня на сцене Национального театра РТ зрители знакомились с постановкой «Колыбельная для Софьи» по повести Евгения Замятина «Наводнение», написанной в далеком 1929 году. Инсценировку осуществил режиссер Алексей Песегов, заслуженный деятель искусств РФ.

Историю одной семьи в двух действиях зал смотрел очень внимательно, сопереживая, оценивая, погружаясь глубоко и заинтересовано в сюжет. Повествование – из вечных: есть муж и жена, быт заедает, детей нет, приютили сироту, которая стала любовницей хозяина… Как быть дальше? Любовный треугольник как разорвать? Есть решение выхода из ситуации?

Нужно отметить работу Алексея Алексеевича, который с 1999 года в коллективе – художественный руководитель. Уроженец Красноярского края, из села Дубинино Шарыповского района, в этом году 10 марта встретит 70-летний юбилей. Начинал здесь монтировщиком сцены, был и осветителем, заведующим художественно-постановочной частью, с 1991-го – актером. Получил высшее образование в Свердловском государственном театральном институте в 1994-м, через год – уже главный режиссер. В 2007-м удостоен ордена Ломоносова Национального комитета общественных наград РФ, в 2008-м присвоено почетное звание «Народный герой объединенного края». А. Песегов – фанат театра, предан одной сцене всю жизнь. А создан он в 1882-м году, существует 140 лет! Уважаем, известен, имеет в копилке достаточно наград.

Много труппа гастролирует, регулярно выступает на различных фестивалях и конкурсах. Та же «Колыбельная…» была в пяти номинациях (что уже говорит об уровне коллектива) на «Золотой маске». Получила звание лауреата фестиваля «Театральная весна – 2015» в Красноярске в номинации «Лучшая премьера сезона в драматическом театре».

Евгения Замятина (1884 – 1937) мы в основном знаем по перестроечным публикациям, когда увидела свет его антиутопия «Мы». Режиссер обратился к его повести, которая вряд ли известна широкой аудитории. Так что еще гости и кругозор наш расширили. Место событий – Ленинград, Васильевский остров, скромное жилище котельщика, простого работяги. Пространство сцены – и квартира, и второй этаж соседнего здания, и возникающий путь-дорога в глубину – то к храму, то на природу, что создаются подсвеченными картинами, оживающими по ходу действия – четко распределено и очерчено. Прекрасные – профессиональные и творческие одновременно – работы художника-сценографа Никиты Сазонова, художника по костюмам Светланы Ламановой, художника по свету Сергея Гаевого. Музыка – одно из действующих лиц, тут работа Ирины Беловой и Евгении Терехиной выше всяких похвал.

Кредо постановщика – развитие традиции русского психологического театра. И мы это видим в полной мере в представленной работе. Внешне всё происходящее – тягучее, замедленное, малособытийное. Скромный быт семьи: сон, работа, готовка еды, топка печи. Но с первых же минут зрители чувствуют внутренний накал действия, что-то должно произойти. Обязательно. Круг обыденности разорвут непременно. Так и происходит.

Огромная нагрузка в воплощении идеи постановщика ложится на главных исполнителей. Они с ней блестяще справляются. Это легкомысленная вроде бы приемная дочь Ганька (Дарья Савинова), что порхает по жизни и наслаждается своей женской властью над мужским полом. Становится любовницей приемного отца – ну и что, никаких угрызений совести, практически – непонимание трагичности ситуации. Скорее даже наоборот. Главный герой Трофим Иванович (Игорь Фадеев) и взятая из деревни в жены Софья (Ольга Смехова) – великолепная игра мастеров, прекрасное перевоплощение в образы. Творчество минусинцев по достоинству оценили в СТД, присудили диплом за создание гармоничного актерского дуэта.

Образ Ольги Смеховой – Софьи не так и прост, как кажется с первого взгляда. Женщина, вроде бы забитая, знающая своё место домохозяйки, после прозрения в отношении любовных шашней мужа и пригретой сироты, пребывает в растерянности, душевных метаниях. Вслух ничего об этом не говоря. Но – зреет внутри нее критическая масса… Всего лишь миг – и топором зверски покончено с соперницей. Еще и следы преступления умело прячет. Но и душевные муки не дают покоя, в родильной горячке говорит об убийстве.

Муж Трофим Иванович прекрасно воплощен Игорем Фадеевым в образ неспешного, считающего себя хозяином мужика. И не понимает он ни страдания жены, ни тяжести ситуации, что Софья и Ганька оказались под одной крышей. Не знает по-настоящему характеров своих женщин. И, как оказывается, именно они им распоряжаются. Решают его судьбу. Подано всё это на нюансах, на тонкой игре, без назидания и выпячивания «острых» углов. Никакого менторства и нравоучительства.

Но сколько мыслей, чувств, эмоций вызывает у каждого зрителя история ленинградской семьи. Такое было в веке ХХ-м. И сейчас случается. Сюжет актуален и по сей день. Страсти человеческие по-прежнему бушуют. И что гости рассказали нам о них со сцены достойно, задевая струны в глубинах сердец, было понятно в финале – зрители благодарили продолжительными аплодисментами, восторженными возгласами.

Минусинцы с прошлого года собирались в дорогу в центр Азии. И у них получились контакты с коллегами в нашем театре. Их познакомили с тувинской музыкой, горловым пением. Накрыли богатый стол, даже специально заказали торт с названием привезенного спектакля. Свозили на Алдын-Булак, устроили экскурсию в музей полюбоваться скифским золотом. Завязались творческие и человеческие контакты.

Как нам было сказано, есть надежда, что они продолжатся. Будем рады.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из архива редакции