Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Первый факел в царстве мглы…

Выбор редакции
23 августа 2023
73

И час настал. Пришла свобода к людям.

И мы порвали рабства кандалы.

И тех богатырей мы не забудем,

Зажегших первый факел в царстве мглы.

Степан САРЫГ-ООЛ

Восстание Алдан-Маадыр или 60 богатырей – крупнейшее в XIX веке выступление тувинцев против местных и китайских властей, управлявших в тот период территорией Тувы. В год 140-летия этого исторического события представляется правильным и необходимым раскрыть некоторые его моменты.

Восстание в исследованиях ученых до революции

Надо отметить, что это восстание уже давно стало предметом изучения исторической науки. Первые сведения о нём появились сразу после мятежа. Например, о нем писал в своём сообщении чиновник особых поручений иркутского генерал-губернатора П. П. Осташкин, специально командированный в Туву для решения конфликтов, возникших во время восстания. Однако, несмотря на его масштаб, событие нашло в работах дореволюционных российских исследователей крайне слабое отражение: лицами, в чьих трудах говорилось о восстаниях тувинского населения, были либо чиновники, либо путешественники. Первые приезжали в Туву по долгу службы, у вторых те же государевы слуги выступали в качестве основных информантов. Как следствие, собиралась информация, актуальная именно для российских подданных, которые были вовлечены в эти события. По этой причине в них чаще звучал не мятеж Алдан-Маадыр, а Хемчикское восстание 1876-1878 годов, в котором пострадал целый ряд русских торговцев.

Одно из немногих более подробных описаний приводится в книге «Очерки Урянхайской земли» Н.Ф. Катанова, побывавшего в Туве в 1889 году. Он пишет, что пять лет назад группой людей, пользовавшихся покровительством тувинских чиновников и угонявших скот в землях соседних дюрбетов, был ограблен казенный китайский караван. За это были наказаны и сами грабители – казнены, а головы их отправлены обратно в Туву, и их покровители-чиновники – разжалованы. Упомянул он и о том, что разбойники даже пытались взять в плен хемчикского ухериду, и что восстание было подавлено военным отрядом. При этом восстание воспринималось как борьба местных властей с расплодившимися под покровительством своих же чиновников воров и грабителей. Катанов писал, что в ходе восстания пострадали и российские торговцы, у которых мятежники отбирали скот, и что итогом этих событий стало создание Усинского пограничного округа. Однако полное отсутствие упоминаний об этом у других авторов позволяет предположить, что масштабы грабежей были незначительны в сравнении с тем, что было ранее.

Какую дату принято считать началом восстания?

После революции 1917 года в России произошла смена оценок восстаний тувинского населения: теперь они трактовались уже не как выступления шаек грабителей или недовольных, а назывались борьбой против захватчиков и угнетателей. И при этом в центре внимания по-прежнему оставалось все то же Хемчикское восстание. Ситуация начинает меняться в 1940-е годы. В этот период начинают собирать и публиковать первые воспоминания участников восстания. Наиболее активное участие в этой работе принимали О.С. Танов и О.Б. Данзын-оол – последний в 1943 году в журнале «Под знаменем Ленина-Сталина» № 8 опубликовал первую статью о восстании Алдан-Маадыр.

Однако первым, кто глубоко исследовал проблематику, стал доктор исторических наук В. И. Дулов. В 1953 году в первом номере Ученых записок ТНИИЯЛИ выходит его статья «Из истории классовой борьбы и национально-освободительного движения в Туве» (к истории выступления 60 дургун в 1883-1885 гг.) информация из которой в дальнейшем дополняется в его монографии «Социально-экономическая история Тувы. XIX-нач. XX в». Одной из наиболее важных заслуг Всеволода Ивановича явилось определение датировки восстания, которое до него иногда относилось к 1879-1881 годам и представлялось чуть ли не продолжением Хемчикского восстания. Он же с привлечением ряда источников, как с российской, так и с тувинской стороны, убедительно доказал, что восстание имело место именно в 1883-1885 годах. Так же учёным подробно были описаны масштабы движения, состав его участников, основные события, причины поражения и, что представляется наиболее ценным, значение выступления для тувинского народа как наиболее крупного национально-освободительного выступления в дореволюционный период.

Наибольший же вклад в изучение восстания внёс ученик В. И. Дулова, доктор исторических наук Юрий Лудужапович Аранчын. Именно им была написана отдельная монография, в которой он ещё более подробно, чем его предшественник, рассмотрел причины начала восстания, состав его участников, ход и последствия самого восстания. Сумел он расширить и список известных участников восстания, а так же первым опубликовал архивные материалы на тувинском языке.

Установление точной даты начала выступления Алдан-Маадыр затруднено из-за отсутствия конкретных дат в архивных документах и работах исследователей. Так, В. И. Дулов в своей статье относит начало выступления к лету 1883 года, без указания, однако, конкретного месяца. Именно в это время группа Дажымба и Самбажыка уходит на гору Кара-Даг, отказавшись явиться на суд. День и месяц суда, которые, в теории, могли бы позволить назвать более конкретную дату, в документах на данный момент не обнаружены. Другие датировки начального этапа выступления в статье относятся уже к осени 1883 года, когда вокруг первой группы восставших объединилось ещё несколько, увеличив их общую численность до десятков человек. В «Социально-экономической истории Тувы» исследователь указывает на документ, в котором чиновник Осташкин датирует начало восстания сентябрём 1883 года. К сожалению, отсутствие прямой цитаты не позволяет проверить, какой именно из эпизодов восстания российский чиновник относит к его началу в сентябре 1883 года.

Ю. Л. Аранчын в своей книге пишет об этом времени более конкретно, упоминая десятый месяц и 14 ноября (Аранчын, с. 44). Однако даже здесь могут возникнуть сложности с датировками, поскольку лунный календарь, использовавшийся в Туве того периода, не совпадал с современным по продолжительности счетом месяцев, и «10 месяц» может оказаться не октябрём, а ноябрём и частично захватить декабрь, а «14 ноября» окажется одним из дней «11 месяца», который будет декабрём. По этой же причине даже обнаружение даты съезда с судом, на который восставшие не явились, мало помогло бы установлению хотя бы приблизительной даты. С другой стороны, в докладе на конференции 1993 года Ю. Л. Аранчын называет дату начала восстания как сентябрь 1883 года «проверенной», но отсутствие ссылок так же затрудняет проверку подлинности этой даты. Поэтому приходится констатировать следующее – на данный момент, любая дата начала восстания Алдан-Маадыр точнее «лета-осени 1883 г.» будет являться условной. Этот вопрос остается открытым и сегодня. Возможно, дальнейшее изучение темы с привлечением монгольских и китайских архивных документов позволит пролить свет не только на дату начала исторического события, но и на другие моменты и процессы восстания.

В поисках справедливости

Само по себе восстание Алдан-Маадыр не было первым или единственным выступлением против китайской власти. Даже на протяжении XIX века в Туве имели место и действия отдельных кайгалов, выступления недовольных, последнее из которых относилось к 1876-1878 годам. Однако из всех них оно явилось самым крупным. Началось всё в 1883 году, когда группа из 12 человек, угнавших 100 лошадей из стада дюрбетского Уван-хана, отказалась явиться на суд. Произошло это потому, что действовали они по поручению ондарского чангы Сенге и нескольких других чиновников хемчикских кожуунов. И суд был нужен для того, чтобы названные выше чиновники, чтобы скрыть свое участие в организации и подготовке набега, свалили всю вину на его участников. Стоявшие во главе кайгалов арат Самбажик и чиновник Дажыма-чангы вместо этого приняли решение уйти в степь Оргу-Шоль и поселиться на горе Кара-Даг. Вскоре к ним присоединилась еще одна группа кайгалов из четырех человек во главе с Кожагар-Комбулдаем, а в дальнейшем за осень 1883 года численность участников выступления выросла до 60 человек. Восставшие начали устраивать налеты на стада, принадлежавшие чиновникам и угонять скот. На попытки сначала кожуунных чиновников, а затем чиновников амбын-нойона уговорить их вернуться в свои аалы, они ответили отказом, проведя зиму 1883-1884 годов на Кара-Даге.

Весной и летом 1884 года налёты на стада чиновников и феодалов усилились. Разделившись на группы, восставшие действовали в устье Шеми, на Чырганы, Кара-Теле и Шолук-Хову. При этом страдали от их действий исключительно богачи, в то время как с бедняками они охотно делились излишками отобранного. Примеру мятежников следовали и другие араты, так же начавшие устраивать налёты на скот тувинских чиновников и российских торговцев, о чем последние сообщали своим властям. Помимо нападений на стада знати, делались попытки захватить некоторых чиновников, в частности, чангы Сенге, однако последний располагал вооруженной охраной из 50 человек. В этот период численность восставших, к которым постоянно присоединялись араты из различных сумонов двух Хемчикских кожуунов, по разным данным, достигала от 80-100 до 200 и даже 300 человек. Точных данных нет, однако с уверенностью можно говорить, что их было больше 60.

Память о них осталась в сердцах

Нам неизвестно, какими были цели восставших. Существует мнение, что повстанцы намеревались установить свою власть над хемчикскими нойонами либо же создать свою самостоятельную власть. В отдельные моменты, по некоторым сведениям, речь шла просто о замене местных правителей. В случае неудачи планировали уйти на Алтай, в пределы Российской империи. Тем временем амбын-нойон, под давлением китайских властей, которым жаловались с одной стороны дюрбетский хан, а с другой – российские власти, летом 1884 года объявил о мобилизации войск восточных кожуунов. В итоге к осени был набран отряд, насчитывающий по разным данным от 200 до 300 человек, во главе которого был поставлен брат амбын-нойона мээрен Торлук.

Узнав о сборе амбын-нойоном сил, участники Алдан-Маадыр в ноябре 1884 года перешли к активным действиям. В ставке Бээзи кожууна им был захвачен дарга Узорукту, после чего была сделана попытка захватить находившегося в устье Эдегена угер-даа Дугара. Однако предупрежденный об опасности Дугар устроил засаду, попав в которую восставшие, потеряв несколько человек, были вынуждены отступить. После этого они разбились на несколько групп, часть из которых ушла в горы, часть – вниз по Хемчику, а небольшая часть отступила на гору Бош-Даг, где оказалась осаждена войсками хемчикских нойонов и амбын-нойона. После ночного боя им удалось отступить с Бош-Дага и выступить к устью Алаша. Военные отряды следовали за ними, периодически вступая с ними в бой. Так, некоторые восставшие были убиты или бежали в горы, большинство же попало в плен.

Суд состоялся в городе Улясутае, где находилась ставка китайского цзянь-цзюня, под властью которого находилась в том числе и Тува. Итогом его стала казнь 47 восставших, среди них, в частности, был Дажыма-чангы, чьи головы были привезены в Туву и расставлены на перевалах и перекрестках дорог для устрашения. Однако ряд восставших продолжал сопротивляться до лета 1885 года. Самбажик, сумев уйти с поля боя, был схвачен и расстрелян бойцами Сенге-чангы, а Кожагар-Комблудай с несколькими своими товарищами был схвачен недалеко от границы с Россией, которую он хотел перейти, и так же расстрелян. Наказаниям подверглись не только сами восставшие или те, кого считали их соучастниками, но и их родственники. Пострадали сотни людей, целые аалы были рассеяны или уничтожены. Так было подавлено восстание Алдан-Маадыр, в котором принимали участие представителей родов Монгуш, Ондар, Сарыглар, Хомушку, Куулар, Донгак, Кара-Сал, Хертек, Тулуш.

Народ Тувы сохранил в своей исторической памяти героев Алдан-Маадыр. Иллюстрацией этого могут служить народные песни и предания, вроде «Дургуннарның чок дээн бирээзи» (Один из лучших беглецов), «Буура» («Верблюжий утёс»), «Алды баштыг Кара-Дагны» (Шестиглавый Кара-Даг) и «Туттурбайн чорза-чорза» (Я ходил, не сдаваясь врагу), в которых говорится о сочувствии и поддержке восставших простыми аратами, и о ненависти, испытываемой к жестоким чиновникам, которые им противостояли.

Восстание Алдан-Маадыр – одна из страниц тувинской истории, до сих пор вызывающая различные оценки исследователей и требующая внимательного изучения со стороны ученых.

Вячеслав МАРТ-ООЛ,

кандидат исторических наук, директор ТИГПИ при Правительстве Республики Тыва