Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Марина Есенина: "Анна Снегина" – это история о желании сохранить в себе ту Родину, которую Есенин, возможно,сам себе придумал"

Выбор редакции
29 октября 2022
133

«Есенинский гастрольный тур» - большой проект. И цели ставил серьезные. По крайней мере писали так: «В 2022 году «Есенинский гастрольный тур» продолжится, и жители отдаленных регионов нашей страны смогут познакомиться с великим наследием прошлого». Ну вот, мы – жители отдаленного региона – и познакомились.

С поклоном за невероятный подвиг

Сначала была пресс-конференция. Так всегда обычно бывает. Хотя надо бы – наоборот, перед отъездом. Ну какие у нас могут быть вопросы к театру и спектаклям, если их еще не видели? Но такова традиция.

На пресс-конференции руководитель проекта, худрук Рязанского ТЮЗа – Театра на Соборной – Марина Есенина, сказала, что участникам тура очень понравилось в республике: «Мы очень рады тому, что наконец-то прибыли в Туву. Нам очень приятно побывать здесь, показывая спектакль «Анна Снегина». Мы хотим поклониться тувинскому народу за его невероятный подвиг, что в период Второй мировой войны, что и сейчас. С этим проектом при поддержке Фонда сохранения и поддержки культурного наследия Рязанской области мы выиграли Президентский грант. Побывали уже в Якутии и Бурятии. Нам очень интересно наблюдать реакцию зрителей в разных регионах нашей страны. Я очень надеюсь, что в Туве у нас тоже все получится».

Для начала отметим вот это – «Мы хотим поклониться тувинскому народу за его невероятный подвиг, что в период Второй мировой войны, что и сейчас». Да, и в небольшом интервью, которое удалось взять уже после спектакля, Марина Есенина тоже сказала, что их театр поддерживает военную операцию на Донбассе. Уж извините, но сейчас многие разговоры так или иначе сводятся к самой животрепещущей теме последних месяцев.

А потом был спектакль.

Автобиографичная поэма

Все критики так или иначе сходятся на том, что в основе поэмы лежат некоторые факты биографии самого Сергея Есенина. Сам Есенин, как говорят, был крайне доволен собой, считал поэму своим лучшим произведением. В ней переосмыслены события революции, военные действия, политические события и их последствия для России. Причем, переосмыслены очень серьезно. Нет уже юношеского увлечения романтикой революции. Но есть разруха, есть тяжелая жизнь крестьян. Которая стала еще хуже, а просвета не было и в перспективе.

Марина Есенина, в интервью рязанским СМИ говорила: «Поэма меня давно интересовала, и все, что я по ней видела, мне не сильно нравилось. На мой взгляд, в этом произведении поэт затронул довольно мощные социальные пласты, но в постановках, как правило, на первый план почему-то выводят лирическую линию. Хотя, по сути, Анна Снегина – образ собирательный. Ее прототипом стала не только Лидия Кашина, но, пожалуй, в большей степени Ольга Сно, которая, в отличие от Кашиной, уезжает за рубеж, как и Снегина. Но смысл даже не в этом. На мой взгляд, все женские образы в произведении несут в себе образ России и взаимоотношения Есенина со своей Родиной. Мне всегда «читалось» именно так. Я бы не сказала, что «Анна Снегина» – это история о первой любви. Это история о невероятном желании сохранить в себе ту Родину, которую Есенин, возможно, даже где-то сам себе «придумал».

Марина Есенина – дальняя родственница великого поэта, поэтому вдвойне понятен интерес к его творчеству. Тем более что в Рязани шутят: «Есенин в Рязани больше, чем поэт». Он – гордость Рязанской области.

Батуми

А вот это – как говорят – свои пять копеек от автора данного материала. И «Анну Снегину», и «Персидские мотивы» и еще огромное количество стихотворений Есенин написал в Батуми, зимой 1924-1925 года. И сам говорил, что эта зима в Батуми – его Болдинская осень. Именно там, а не в рязанских угодьях ему писалось лучше всего.

В Батуми же он встретился и с Ольгой Сно, это ведь ей посвящено:

«Отвернув к другому ближе плечи

И немного наклонившись вниз,

Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»

Я отвечу: «Добрый вечер, мисс».

Потом он вернется в Петербург, и в том же 1925 году наложит на себя руки. К большому горю поклонников его таланта. И, к сожалению, не сможет увидеть, как жизнь крестьян все же наладится.

А в «Анне Снегиной» так и останутся строки: «Погибла Россия». Может быть, Марина Есенина была все же права, и Есенин сожалел о «придуманной» России, а не о той, которая настоящая?

Но пора переходить к спектаклю. Хоть и не очень хочется. Почему?

Спектакль «Анна Снегина»

А потому что, вот - герой стоит на краю сцены, и обращаясь к залу говорит: «Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез. Я понял, что я - игрушка, В тылу же купцы да знать, И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку, Купил себе «липу», и вот С такою-то подготовкой Я встретил 17-ый год».

На душе становится как-то гадко. Да, не надо ничего говорить, сама знаю, что все по тексту – слово в слово. У режиссера же узнала, что идея появилась в 2019 году, что работа над постановкой шла в 2020 году, что никаких параллелей с 2022 годом нет. И все же…

Многие из зрителей, с кем удалось поговорить, заметили именно вот этот накал. Именно обращение к залу во время сцен (достаточно многочисленных) где говорится о войне, например: «И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще!»

Да, все строго по тексту. Просто не всё и не всегда подходит по времени, чтобы не оказаться в положении героя стихотворения Маршака: «На пути встречает свадьбу Тут бы спеть и поплясать бы, Он же слезы льет рекой И поет заупокой».

Щетинкин – наш!

Ну конечно, в поэме речь идет о германской войне, как ее называют в народе, о Первой мировой. Может, все рязанцы просто игнорировали войну?

А ведь нет! Есть огромное число уроженцев Рязанской губернии, которые отважно воевали, привезли с фронта по четыре Георгиевских креста. В те времена это называлось «большим бантом», впоследствии определение заменили на «полного георгиевского кавалера».

И среди героев Первой мировой на одном из первых мест стоит имя Петра Ефимовича Щетинкина, полного Георгиевского кавалера. Пётр Щетинкин родился в крестьянской семье 2 января 1885 года (на десять лет раньше Есенина) в с. Чуфилово Касимовского уезда (ныне Клепиковский район) Рязанской губернии.

Этот тот самый Щетинкин, который потом воевал в Туве с белогвардейцами, в честь которого назвали улицу в Кызыле. Так что у нас с рязанцами есть больше общего, чем можно было ожидать.

Талант и правда

Талант – он всегда скажет правду, даже если попытается ее замаскировать. Есенин был гениален. Исполнитель роли Есенина пока довольно молод, назовем его просто талантом. Кто знаем, может его потом и гением признают. В любом случае нам повезло, что мы увидели действительно талантливую игру. Которая, впрочем, выдала все тайны поэта. Конечно, он и сам о себе рассказал в поэме, но мы ведь ее в школе просто «проходили» - кто вдумчиво «проходил», кто – «бегом». Ну да, девушка там была, которая «в белой накидке сказала мне ласково: «Нет!», еще что-то было…

Есенина играет Дмитрий Мазепа. Ему 34 года, он чуть старше поэта, когда тот писал «Анну Снегину». А когда начинали работу над спектаклем был почти ровесником. Дмитрий Мазепа, кстати, оказался тем «катализатором», из-за которого пришлось перечитать «Анну Снегину», а заодно и биографию поэта. То есть, как и обещали: «жители отдаленных регионов нашей страны смогут познакомиться с великим наследием прошлого».

А все это потому, что он показал другого Есенина. Не из учебника, не затверженного с детства.

Неужели… Неужели Есенин действительно был таким слабым, трусливым? Никакой ответственности, никакой внутренней опоры. Конечно, талант дается не за добродетели. Талант у Есенина есть, и огромный. Нет чувства собственного достоинства, ответственности. И вроде бы всегда это подразумевалось. Все знают про его несколько жен. Но ведь были и дети – по крайней мере четверо, в жизни которых он не принимал участия. А потом он женился на Толстой, не скрывая, что не любит ее. Может быть именно это постоянное бегство от ответственности привело потом к бегству от жизни?

Не думаю, что Марина Есенина хотела подтолкнуть зрителей к такой мысли. Но тут вступает в действие сила таланта: таланта режиссера, таланта актера, таланта писателя.

Правда искусства всегда побеждает.

Ирина КАЧАН.

"Тувинская правда" № 82 от 29 октября 2022 года.