Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Как в Туве будущих педагогов готовят вести воспитательную работу

Выбор редакции
2 октября 2022
56

В ТувГУ, как и в других учебных заведениях, где готовят будущих школьных учителей, воспитательная работа «двойная»: здесь идет воспитательная работа со студентами, и здесь же обучают будущих педагогов воспитательной работе.

Ну да, масло масленое

Наверное, странно говорить о том, что будущих педагогов здесь обучают, как вести воспитательную работу, потому что вообще педагогика – это наука о воспитании и образовании, а ее предмет - целостный педагогический процесс развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования.

То есть, в любом педвузе студенты в обязательном порядке учатся не только преподавать свой предмет, но и вести воспитательную работу.

Другой вопрос, что в ТувГу обучаются и будущие экономисты, юристы, инженеры и другие специалисты. Но нас сейчас интересуют исключительно будущие учителя. Те самые учителя, которые будут потом работать с детьми в школах. Еще точнее, те – которые будут воспитывать в школах детей и подростков.

Концепция и традиции

Салимаа Ховалыг - проректор по учебной работе и качеству, говорит, что государство всегда уделяло внимание системе воспитания. Принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, она разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию.

То есть, к воспитательной работе относятся очень серьезно. А сама Концепция - методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Это не зависит от желания вуза, тем более от желания каких-то конкретных преподавателей, это – государственный стандарт, которому надо следовать в любом случае.

Другой вопрос, что надо еще и учитывать акценты, уделять определенным направлениями больше внимания.

Салимаа Сергеевна считает, что именно будущим педагогам в ТувГУ уделяют особое внимание. Это связано с условиями жизни республики. Почти половина населения Тувы – сельские жители. А школа – источник развития села, центр притяжения. Не будет школы – не будет села. От того, насколько хорошо она работает зависит все, в том числе и отношение детей к самому селу. И то, захотят ли они сюда возвращаться, получив образование в вузах и сузах.

К слову, по словам Салимы Ховалыг, нынешние педагоги, классные руководители, как и всегда это было в ходе воспитательной работы посещают детей. И ее посещают. Не потому, что выпускники ТувГу не доверяют своему бывшему преподавателю, а потому, что так положено. Надо посмотреть на условия жизни семьи, выяснить, есть ли у ребенка рабочее место и т.д. То есть, определенные формы и методы остаются традиционными и обязательными долгие годы.

Модульные планы

Образование в ТувГУ идет по модульным учебным планам. Есть модули по педагогике, психолого-педагогические модули, есть предметы с разными профилями и везде расписаны цели и задачи.

В частности, говорит Салимаа Сергеевна, биология предполагает экологическое воспитание. Кому-то может показаться, что на уроках физики или математики воспитание проблематично. Но вся школа – это именно воспитание. И не надо забывать об интеллектуальном! Интеллектуальное воспитание – это работа педагога по развитию умственных сил и мышления ребенка. Когда учитель обучает, как искать информацию, это тоже воспитание. В общем, это достаточно сложно, но как раз этому и обучают учителей, которые потом пойдут работать в городские и сельские школы.

А с 2021 года в программе сесть и инклюзивное образование (для детей с разными особенностями развития), и работа с одаренными детьми. То есть подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Дети-то разные, но базовый набор знаний должен получить каждый.

В списке предметов вижу «основы вожатской деятельности». Ну, вроде как что-то знакомое. Но не обучают же здесь старших пионервожатых? Конечно нет. Это – о воспитании в детских лагерях, летнюю практику студенты проходят именно в детских лагерях. Им там понадобится и социальная психология, и здоровье-сберегающий модуль, в который входят возрастная анатомия и физиология…

Действительно все сложно. Но студенты, вчерашние школьники, все же обучаются по этим модулям и довольно успешно.

Бакалавры, магистры…

Что будет дальше с Болонской системой пока никто сказать не может. Вуз- государственный, какие планы дают, по тем и работают. Салимаа Ховалыг говорит, что новых планов у них пока нет. Но 6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Об этом решении Болонская группа объявила еще 11 апреля. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране.

Если раньше, в советское время все оканчивали вуз и получали одинаковые дипломы, то сейчас пока можно учиться 4 года (двухпредметники – 5) и стать бакалавром. Потом можно учиться еще два года очно или два с половиной заочно и стать магистром. Магистров в основном готовят для аспирантуры, больше внимания уделяют научной деятельности.

Наверное, можно оставаться бакалавром, чтобы просто работать в школе? А вот это тоже не факт. Рано и поздно, но некоторые учителя становятся, например, завучами. А вот этого у бакалавров не получится. Даже в самой небольшой сельской школе завучем может стать только тот, кто получил магистерское образование. А тут – работа, семья, дети…

Теоретически их могут вернуть и готовить резерв управленцев. Ехать в город и там жить два года – не все могут. Ну тут как раз и пригодится заочная форма обучения. Хотя очная, конечно, надежнее.

В общем, что-то намудрили что-то с Болонской системой, но в любом случае ТувГУ будет работать по государственным планам, и работать достаточно успешно.

Трудоустройство выпускников

С отслеживанием трудоустройства выпускником тоже не все так просто. Его ввели в 2012 году, потом отменили, теперь снова вернули. Трудоустройство – один из аккредитационных показателей. То есть, чем больше выпускников будет трудоустроено, тем выше рейтинг вуза.

Казалось бы, все просто. Но на самом деле – сложно. Есть сайты на которых регистрируются студенты, туда заходят работодатели и находят себе будущих сотрудников. Это просто только в теории.

Есть проекты по стажировке, студенты решают кейсы и их выбирают реальные работодатели. (Если вы споткнулись на «решении кейсов»: решить кейс означает провести анализ ситуации и найти оптимальное решение. Кейсы решают врачи, когда ставят пациенту диагноз и назначают лечение, юристы – когда разбираются в уголовных или гражданских делах и предлагают выход, менеджеры, когда набирают штат или ищут поставщиков.)

Сейчас, например, несколько наших экономистов работают в Санкт-Петербурге, до этого в разные российские компании взяли наших горняков. Кстати, сейчас и педагоги находят место за Саянами. Это все хорошо и престижно для вуза. А как быть с тувинскими селами?

А вот с селами тоже проблема. Официально в селах Тувы в прошлом году было около 200 вакансий. Это – очень много. Но и с этим помогает справляться вуз. Есть такое понятие – «длительная практика». Это не один-два месяца, это – целый год. Каждый год до 30 студентов проходят длительную практику. Раньше, только студенты пятого курса, сейчас и на четвёртом курсе.

То есть, студент обучает детей в школе, при этом сам учится, пишет дипломную работу, готовится сдавать экзамены, приезжает в университет на зимнюю и весеннюю сессии… Конечно, это очень сложно, но, как говорит Салимаа Сергеевна, самые лучшие дипломные работы бывают именно у тех, кто был на такой длительной практике.

Ну а в целом, ТувГУ, разумеется справляется с задачей подготовки педагогов. Но нехватка учителей в школах, к сожалению, остается. Вероятно, это сказывается и на воспитательной работе в целом. Выпускники просто не хотят ехать в села. О том, как можно изменить ситуацию – в следующих номерах газеты.

Ирина КАЧАН

"Тувинская правда"№ 74 от 1 октября.