Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Хранители мирового достояния

Выбор редакции
26 октября 2022
31

Нет никакой нашей заслуги в том, что земля Тувы наполнена историческими сокровищами, скрывающими (или открывающими!) загадки Древнего Мира. Но есть огромная наша обязанность сохранить их, раскрыть для всего человечества. 21 октября во Дворце молодежи подписано Соглашение между Правительством Тувы и Государственным Эрмитажем об условиях изучения, реставрации и реконструкции археологических предметов из раскопок кургана «Чинге-Тэй I».

Соглашение

Своих археологов в Туве пока еще очень мало. Пальцев одной руки хватит, чтобы сосчитать. Но Константин Чугунов, по сути, давно уже наш. Много лет он теплое время года проводит в Туве на раскопках, а когда становится холодно, изучает то, что нашел в Туве. То есть, он либо в Туве, либо думает о Туве – других вариантов практически нет.

Но вот чего у нас еще нет (кроме археологов), так это высокотехнологических лабораторий, где все найденные предметы можно было бы изучать, реставрировать, реконструировать… Их вообще очень мало – кроме больших средств на оборудование, надо еще изыскать классных специалистов.

В общем – нам повезло, что такой серьезной работой будут заниматься сотрудники Эрмитажа. Почему повезло именно нам? Потому то после всего комплекса работ сокровища кургана вернутся в Туву, чтобы украсить собой блестящую скифскую коллекцию Национального музея Тувы.

Именно это и значилось в Соглашении, которое подписали со стороны Государственного Эрмитажа генеральный директор Михаил Пиотровский, со стороны Правительства Тувы Глава Республики Владислав Ховалыг.

Дополнительные обязательства

Сам Владислав Ховалыг в своем паблике пишет: «Сотрудничество с Государственным Эрмитажем – одним из самых крупных и именитых музеев мира – большая честь для Тувы. Мы зафиксировали весь алгоритм действий по работе с археологическими находками, обнаруженными в комплексе «Чинге-Тей-I». Этим летом там обнаружили захоронение знатного скифского воина.

Мы понимаем всю ответственность за хранение бесценных сокровищ. В наших планах расширение экспозиции «Сокровища Долины царей», так как не все артефакты еще представлены для посетителей. Изыщем все возможности для создания необходимых условий безопасности и сохранности золотой коллекции, особенно с учетом новых находок».

Ну, Главу Тувы как-то не принято «ловить на слове». Хотя… Он же сам сказал о расширении экспозиции. То есть, правительство изыщет возможность, сделать наш музей еще интереснее. Сложно сказать за счет чего это будет сделано. Может быть за счет помещений в «Алдын-Дошка»?

А вот что сказал журналистам после подписания Соглашения генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский: «Мы сегодня представляем очередную археологическую сенсацию. Много лет назад мы представляли курган «Аржан-2», теперь опять курган, представляющий скифские памятники. Вещь редкая, расширяющая наши знания и представляющая нам прекрасные вещи великого скифского искусства. Эти вещи найдены в Туве, и они поедут в Туву обратно. В промежутке они должны исследоваться. Наше Соглашение о том, что Эрмитаж, найдя, их реставрирует, исследует, консервирует, публикует». По словам Пиотровского, в научных отделах и реставрационных лабораториях Эрмитажа предстоит провести десятки различных видов исследований, включая физико-химические, генетические, реставрационные и консервационные работы.

А вот здесь «зацепимся» за слово «публикует». Опубликование научных материалов, связанных с изучением скифских памятников истории и искусства, говорит о том, что о них узнает огромное число людей, и не только специалистов, а всех, кто интересуется историей. Это можно считать почти рекламой туристического потенциала нашей республики.

Талант Индианы Джонса

Да, я знаю, что среди археологов Индиана Джонс не пользуется большим уважением. Хотя бы потому, что он и не совсем археолог, по крайней мере мы его не видим за работой на раскопках.

Кстати, Константин Чугунов был в свое время экспертом по Индиане. Когда вышел на экраны последний фильм, про королевство хрустального черепа, ему позвонили, и предложили выступить после сеанса с анализом фильма. Он пытался отказаться, но организаторы показа были настойчивы. Последний фильм, если кто помнит, самый абсурдный. Чего только стоит пляска вприсядку русских солдат под гармошку в джунглях. Так что анализ много места не занял. Зато Константин Владимирович рассказал всем кинозрителям об «Аржаане-2».

Но у Индианы есть настоящий талант – находить сокровища. Вот в этом ему точно не откажешь. И этот талант есть у Константина Чугунова.

После мировой сенсации – «Аржаана-2» (2000-2004 годы), его имя долгое время было на слуху. Но именно в связи с историей раскопок. А его самого как-то и не было видно. То есть, мы знали, что он занят раскопками кургана в Долине Царей. Но – не торопясь. Другие, большие, экспедиции работали быстро. Особенно вдоль будущей железнодорожной трассы.

А Константин Владимирович с 2008 года руководил проектом по исследованию курганного комплекса «Чинге-Тей». Но это пока был просто проект. Собственно, раскопками он занялся в 2015 году. Спокойно снимал слой за слоем. Никто не знал, что хранится в недрах кургана, да и есть ли там что-то вообще. Его ведь могли еще в древности обчистить предприимчивые современники.

В лагере было как-то совсем спокойно, по-домашнему. «Прижились» два оленных камня. Один из них нашли буквально на обочине дороги. Конечно, конечно, потом их передали музею. На камнях – изображение скифских воинов. Но вот что странно – аккуратно выбивают огромные серьги, они порой захватывают всю поверхность камня. Обтесывают камень так, что отчетливо видны лук или иное оружие. Почему-то «ожерелье». А вместо лица – три косых черты. Почему? Есть разные гипотезы. Вообще в разных находках немало странного. С этим потом уже разбираются историки.

Так вот, об Индиане Джонсе, то есть о Константине Чугунове. Как кошка мышку он выследил-таки вновь скифское золото. И пусть для археологов больше значения имеют редкие образцы керамики, зато для туристов, для посетителей музея – золото интереснее.

Пектораль!

Пектораль из кургана «Аржаан-2» была уникальной. Когда ее обнаружили, даже не поверили, что этот предмет именно того времени. Она казалась чем-то из эпохи модерна. Но это уже в прошлом – «была уникальной». Потому что сейчас, в поминальном комплексе «Чинге-Тэй 2», нашли другую, очень похожую пектораль.

В «Аржаане-2» она была где-то сбоку, в западном углу на вертикальном столбе. Почему-то решили, что она принадлежит «царице». А в «Чинге-Тэй» - на молодом воине! Были ли у скифов женские и мужские украшения? Или они были одинаковыми?

«Аржаан-2» - чуть постарше, лет на сто. И разница в пекторалях, если приглядеться, есть. На первой – только олени. И спирали, которые кажутся завихрениями воздуха от полетов оленей. На второй – попроще, там есть изображения разных животный, и они более конкретны, более натуралистичны. Тут и кабан, и какой-то хищник, барс, может быть.

Первая пектораль почему-то создает впечатление обрезанной. Может и так, потому что на второй мы видим по краям множество бусинок-петелек. Может быть в них что-то вдевали? Прикрепляли?

На пекторалях, найденных в курганах Причерноморья, есть крошечные литые фигурки разных животных, а вот таких, как у нас – вроде нигде больше и нет. Константин Чугунов сказал, что, вероятно, это была особая, отдельная ювелирная школа.

Но ведь, если таких нигде больше не найдут, то, вероятно, эта школа появилась и развивалась здесь. Был некий поэт-художник-ювелир придумавший такое. Реалистичные фигурки – это ведь проще, понятнее.

Владислав Ховалыг сказал, что «выставка скифского золота в Национальном музее, без преувеличения, является мировой ценностью, становится легендарной. И главное, дает вдохновение для самопознания нашего народа, осознания себя хранителями мирового достояния». Если удивительная школа ювелирного искусства действительно появилась в Туве, то это многое даст для самопознания.

Но еще так много вопросов! Будем надеяться, что исследования в лабораториях Эрмитажа дадут ответы, хотя бы на некоторые из них.

Ирина КАЧАН.

Фото Ады ТЮЛЮШ.

"Тувинская правда" № 81 от 26 октября 2022 года.