Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

100 лет на службе России. Прошлое и настоящее ревизоров казначейства

Выбор редакции
22 октября 2023
70

100 лет на службе России. Прошлое и настоящее ревизоров казначейства

В этом году исполняется ровно сто лет со дня создания контрольно-ревизионных органов Минфина России. Значение этого события трудно переоценить. Мониторинг финансовых потоков, контроль за работой государственных предприятий и расходованием бюджетных средств – это лишь малая часть задач ревизоров, без которых невозможно функционирование современного государства. О прошлом и настоящем работы ревизоров мы говорили с руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Тыва Солангы Саая.

– Солангы Николаевна, 23 октября 2023 года контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации отмечают 100 лет со дня образования. Расскажите об их главных вехах.

- Становление контрольно-ревизионных органов в нашей стране началось в первые годы советской власти. Советские денежные знаки укрепляли свои позиции, начиналось их повсеместное обращение, народное хозяйство упорядочивало свои бухгалтерии, а значит, возникла необходимость в централизованном профессиональном финансовом контроле. Эту функцию решили возложить на Народный комиссариат финансов СССР и таким образом 23 октября 1923 года в его составе было создано Финансово-контрольное управление. Его создание и дальнейшее развитие стало катализатором становления советского государства и эффективного использования казенных денег.

6 мая 1938 года, этот орган был преобразован в Контрольно-ревизионное управление Минфина СССР, легендарное КРУ. Управление стало единственным независимым надведомственным органом государственного финансового контроля в стране. КРУ получило право проводить ревизии всех структур – от наркоматов до учреждений и предприятий.

Структура органов финансово-бюджетного надзора, центральным из которых было Контрольно-ревизионное управление Минфина СССР, после распада Советского Союза легла в основу органов государственного финансового контроля Российской Федерации. Так, в августе 1998 года был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ и контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ в субъектах Российской Федерации.

Следующий этап развития контрольно-ревизионных органов начался в 2004 году, когда в результате административной реформы, КРУ было реорганизовано в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора – Росфиннадзор. Последнее преобразование произошло 2 февраля 2016 года, когда указом Президента Российской Федерации полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере были переданы Федеральному казначейству.

- Когда появились контрольно-ревизионные органы в Туве?

- Считается, что контрольно-ревизионная служба в Туве была создана в ноябре 1944 года вскоре после вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР, когда в Тувинском областном финансовом отделе было создано контрольно-ревизионное управление.

Однако в результате работы, проведенной сотрудниками Управления в Национальном архиве республики, установлено, что до 1944 года контроль за учетом и расходованием государственных денежных средств и материальных ценностей в Туве осуществляла Комиссия государственного контроля при Совете министров Тувинской Народной Республики, которая начала функционировать еще в начале 30-х годов. Комиссия осуществляла свои функции путем проведения ревизий и проверок состояния хранения и постановки учета государственных средств и материальных ценностей, а также проверок состояния отчетности о расходования указанных средств и ценностей.

Необходимо отметить, что контролеры Комиссии Государственного контроля ТНР пользовались таким методом контроля как обследование, как и должностные лица современных органов государственного финансового контроля. При этом акты проверок и ревизий Комиссии Государственного контроля ТНР показывают, что выявляемые тогда нарушения остаются актуальными и по настоящее время, например, несоответствие фактического наличия материальных ценностей данным бухгалтерского учета, а также нарушения, допускаемые при работе с подотчетными лицами.

- Какие существенные изменения произошли после передачи полномочий по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству?

- Во-первых, начиная с 2020 года правовой основой деятельности Федерального казначейства, как контрольно-ревизионного органа, а также всех органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля страны являются федеральные стандарты, регламентирующие весь цикл контрольной деятельности, начиная от планирования и заканчивая составлением отчетности. Разработка стандартов проводилась при непосредственном участии Федерального казначейства и основывалась на лучших практиках контрольной деятельности страны.

Во-вторых, с передачей Федеральному казначейству контрольных полномочий кардинально изменилась ситуация с автоматизацией и цифровизацией контрольной деятельности. Сегодня ревизоры имеют прямой доступ к информационным системам, операторами или владельцами которых являются Минфин России и Федеральное казначейство.

Кроме того, по инициативе Федерального казначейства на законодательном уровне удалось закрепить право контролеров всей страны на получение доступа к государственным и муниципальным информационным системам объектов контроля.

Работа Федерального казначейства по трансформации внутреннего государственного финансового контроля заложено в ведомственном проекте Министерства финансов Российской Федерации «Электронный СМАРТ-контроль». В рамках этого проекта к 2027 году будет создана единая электронная система формирования данных учета и отчетности государственных финансов, а также единая среда автоматизированного контроллинга, анализа и учета для государственных и муниципальных органов и организаций бюджетной сферы.

Ну, а органам госфинконтроля работа в цифровой среде позволит переориентироваться преимущественно на методы предварительного контроля, применение которых позволит предупреждать бюджетные нарушения, а не только фиксировать уже совершенные. Таким образом, сегодня с уверенностью можно сказать, что в Федеральном казначействе контрольно-ревизионная деятельность находится на интереснейшем отрезке своего развития, фактически полагаясь на три важнейшие точки опоры: закон, многолетний опыт и информационные технологии.

– В преддверии юбилея что бы Вы пожелали своим коллегам?

– Достигнутые Управлением успехи и реализуемые задачи стали возможны благодаря высокому профессионализму ветеранов и сотрудников.

23 октября – особенная дата в календаре для всех тех, кто работает и работал в контрольно-ревизионных органах Минфина России. В связи с этим праздничным событием выражаю глубокую благодарность ветеранам и ревизорам за самоотверженный труд, профессионализм и трудолюбие. Поздравляю всех коллег и ветеранов со 100-летием со дня образования КРО Минфина России. Желаю вам и вашим близким здоровья, добра и благополучия.

Подготовил к печати Федор АРШАНСКИЙ

Приложенные файлы