Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Забыть обиды и ссоры

25 января 2014
2017

Праздник Шагаа ведет свою историю из глубины веков, его отмечали все народы Востока. Это и встреча Нового года, и первый его месяц, открывающий весну. У тувинцев упоминание о нем относят к VI-VIII векам нашей эры. Дата его проведения варьируется с конца января до конца февраля.

Официальное празднование Шагаа в Туве возродили 12 лет назад, в 1992 году. Это самый значительный праздник тувинского народа, праздник в честь благополучного исхода зимы. В середине зимы определяли день Шагаа по специальным книгам-счётчикам — санакчы. Хорошо проведенный праздник вселял в сердца людей надежду на счастье, поэтому к Шагаа тщательно готовились. Выбирали вожака праздника, им становился самый уважаемый человек в аале или самый богатый. Предпочтение отдавали богатому, так как в его юрте устраивался общий праздничный пир. Вожак должен был знать порядок проведения Шагаа, обряды, благословения.

Юрты одного аала встречали Шагаа всегда вместе. Каждая семья, даже самая бедная, усердно готовилась к встрече гостей. Зажиточная семья забивала двух-трех отгульных, самых жирных баранов, корову или быка. Мясо держали на холоде или закапывали в снег. Говорили, что мясо, предназначенное для Шагаа, неприкосновенно, и в день Шагаа будет «разломано». Бедной юрте трудно было в одиночку готовиться к празднику — выручало товарищество.

За два дня до Шагаа на всей территории аала в скотных дворах, кошарах, вокруг каждой юрты весь сор тщательно убирали и выметали. Юрту очищали от грязи, пыли, мыли посуду. Расплескивая в юрте и кошаре аржаан (родниковую целебную воду), пожилые уважаемые люди произносили благословения. Тувинцы поклонялись буддийским божествам — бурханам. Металлические бурханы стояли на столике с красивой замысловатой резьбой (бурхан ширээзи). На ширээ зажигали лампаду, воскуривали можжевельник — артыш.

В предпраздничную ночь никто не спал. Всюду шёл оживленный разговор о наступающем празднике. В полночь готовили жирную, самую лучшую пищу, которая должна была показать гостеприимство, щедрость и состоятельность хозяев.

По Шагаа определяли возраст. Говорили: «Я встретил столько-то Шагаа». На рассвете все взрослые мужчины аала во главе с вожаком шли к сану — священному очагу, большому жертвеннику, который имела каждая зимовка неподалеку от аала, в виде возвышения из снега или кучи камней. Когда лучи солнца освещали вершины гор, в чашу сана сыпали угли и разжигали костёр. Сжигали всю принесенную пищу, вожак плескал в огонь чай, разбрызгивал его на все четыре стороны вокруг сана. Таков обряд «сан-салыр» — бескровная жертва, «кормление» хозяев земли, очищение места от злых духов. Одновременно с этим вожак произносил новогодние молитвы. Все садились, выдвинув вперед правое колено, и троекратно молились, затем падали головами на юг. Каждый просил бога об исполнении заветных желаний. Затем совершали «очищение» — кувыркались, терлись о снег спиной, трясли одежду, освежали снегом лицо и руки: люди верили, что все плохое, греховное уходит от них вместе с грязью, и они начинают новую жизнь. А главным считалось духовное очищение, нужно было забыть обиды и ссоры. Все восклицали: «Встречаем Новый год! Провожаем старый год!»

Начинался обряд «чолукшуур» — обмен приветствиями, пожеланиями. В юрте вожака собирались на общий праздничный пир (дой), затем наносились взаимные визиты, угощения гостей. В каждую юрту, богатую или бедную, надо было, пусть ненадолго, но зайти. Позор хозяевам, если люди проходили мимо.

Каждый день праздника начинался играми. Особой популярностью пользовались подвижные, спортивные игры-состязания, напоминавшие городки. Они были своеобразной тренировкой, подготовкой к охоте. Самой интересной и азартной была игра «баг кагар»: за каждую городошную палку вносили выкуп (какую-либо вещь) — кто выбивал баг, тот и забирал его себе. Молодежь любила игры в бараньи кости, лодыжки. Старших привлекали спокойные игры: шахматы, домино (даалы). Старики-сказители в течение нескольких ночей рассказывали сказки.

Конец Шагаа старались провести в более богатых аалах. Остатки пищи делили, вожаку за его труды давали лучшее мясо. Люди прощались, желали друг другу счастья, доброго пути. Поздравления продолжались весь лунный месяц.

Оюмаа КУНЗЕК,

главный специалист Архив­ного агентства РТ