Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

В хоре только мальчики

29 октября 2016
3294

Струнно-клавишный инструмент для кабинета музыки начальная школа № 5 приобрела с рук. Некогда чьё-то домашнее, сегодня слегка облупившееся, с фальшивящей «ля» — старенькое пианино обнаруживает восхитительно белозубую улыбку, когда Наталья Кууларовна нежно поднимает крышку. Перебирает клавиши. Пусть уже несколько лет его не касалась рука профессионального настройщика, в школе инструмент зажил новой, более насыщенной жизнью. В кабинете музыки он не одинок: есть ещё баян. А ещё — магнитола, на которой проигрываются фонограммы. Но что такое техника перед живым музыкальным инструментом!

Какой этот инструмент по счёту у Натальи Чульдум — уже и не сосчитать. Самый первый был в детской музыкальной школе Дзун-Хемчикского района, где она получила азы музыкального образования. Самый необычный — в Кунгуртуге. Туда после окончания Кызылского училища искусств в 1977 году Наталью Кууларовну, по диплому руководителя самодеятельного хорового коллектива, отправили развивать музыкальную культуру. Не просто развивать, а буквально поднимать с нуля: с коллегами-баянистами ей предстояло открыть в посёлке музыкальную школу. Помещение выделили: две комнаты в конторе совхоза; а через год школе отдали всё здание. Интересно, что и сегодня кунгуртугская музыкальная школа работает в том же помещении совхозной конторы.

Ну а пианино?

Баяны для школы молодые учителя раздобыли, а вот пианино не было. Привезли инструмент позже, воздухом. Выгрузили на территории аэропорта. Что делать с ним? Оказалось, играть не умеет никто. Послали за Натальей Кууларовной. Прибежала. Откинула крышку — и полились над взлётно-посадочной полосой торжественные звуки «Полонеза» Огинского… Наверняка по сей день помнит тере-хольский аэропорт тот спонтанный концерт — эпизод из области инфернального.

Уже 22-й год Наталья Кууларовна Чульдум знакомит с удивительным миром музыки младшеклашек кызылской школы № 5.

Музыка в общеобразовательной школе — это всего один урок в неделю. Что можно дать детям за сорок минут? По плану, ребятишки должны научиться петь — более или менее сносно. Прослушать кое-какую теорию. Выучить ноты и их прописку на нотном стане. Словом — получить самые приблизительные, базовые знания. Учителя, которые из-за недостатка времени не имеют возможности индивидуальной работы на уроках, стараются побольше с детьми петь. Познакомить с классикой детской песни, вместе выучить слова. Песенный багаж — это максимум, который выносят ребятишки со школьных уроков музыки. Старшики (уроки музыки преподаются до восьмого класса) разучивают патриотические песни и песни военных лет, а малышата упражняются детской песней.

Пока мы с Натальей Кууларовной общаемся, в дверь в нетерпении одна за другой просовываются стриженые головки:

— Здравствуйте! Здравствуйте! А у нас сегодня — будет?

— Будет, будет, — успокаивает их учительница. — Подождите.

Помимо основных занятий, у музыкального педагога ещё хоровой кружок и школьный ансамбль. На хор ребятишки ходят как на дополнительный курс, а ансамбль — это объединение самых голосистых. Это уже та самая индивидуальная работа, которую выдавливает цейтнот на уроках.

Кабинет музыки Натальи Кууларовны — не обычная аудитория. Тут заботу и педагогическую мудрость проявило руководство школы. Кабинет небольшой, раньше в нём проводились уроки творчества, а год назад его принципиально переоборудовали под хоровую деятельность. Стул и парту оставили только педагогу, а для хора — стилизованный трёхэтажный амфитеатр с длинными сплошными столешницами для записывания текстов песен.

Заходишь в кабинет — и сразу понятно: здесь живут музыка и пение.

Мальчишки вваливаются, наконец, в кабинет и рассеиваются по рядам. Притихают. Начинается занятие.

Поют дружно хором, потом рядами, по цепочке — педагог прислушивается, у кого получается лучше, у кого хуже. Приближается к певчим, окунаясь в поток голосов: где звучит чище, а где фальшивят? Ребята порой, как только учитель замирает рядом, принимаются голосить что есть мочи. Но Наталья Кууларовна унимает:

— Ты не старайся погромче — я тебя слышу. Ты чистенько пой — в этом твоя задача.

В хоре у Натальи Чульдум — только мальчики. Это политика школы. Усилить работу именно с подрастающими мальчишками педагога несколько лет назад попросила завуч учебного заведения. В школе заметили, что с ними, входящими в подростковый возраст, разговаривать на языке музыки — получается. А это дорогого стоит. Музыка их и дисциплинирует, и увлекает, и развивает их внутреннее культурное существо.

А кроме всего прочего, хоровики всем коллективом выступают на разных мероприятиях и городских конкурсах. В 2014 году, например, вокалисты Натальи Кууларовны и её коллеги Татьяны Кувезиной завоевали победу на городской «Битве хоров». Заработали чистым талантом, страшно сказать, 25 тысяч рублей. Купили в кабинет музыки огромный ЖК-телевизор — вещь в современном образовательном процессе необходимую.

Для мальчишек это грандиозное событие — лучший стимул заниматься дальше: вот они какие — и таланты, и добытчики в родной школе — настоящие мужчины, словом.

И для педагога тоже стимул: отдача есть, труд вкладывается не впустую. И даже кабинет немного осовременили собственными силами, ни у кого ничего не прося.

С детьми учительница музыки Наталья Чульдум работает всю жизнь — в общей сложности уже 39 лет. Преподавала фортепиано, музыкальную литературу, вокал. Даже какое-то время вместе с младшими школьниками осваивала актёрское мастерство в театре у Айланы Чадамба. Роль у неё была эпизодическая — Ястреб в сказке «Мудрый филин». С этим детским спектаклем на тувинском языке ТЮЗ выезжал во Владивосток, в Евпаторию, Литву. Везде наших артистов встречали горячими аплодисментами, сказку принимали на ура, а в Литве даже потребовали не переводить: дескать, язык искусства и так понятен.

Несколько лет работу в ТЮЗе Наталья Кууларовна совмещала с преподаванием музыки в школе № 5, куда её пригласили, а в 1995 году в школу ушла окончательно. Через её руки за два десятка лет прошло несметное число ребятишек. Были и такие, кого она впервые, почти что за ручку, вывела на сцену, чтобы сегодня со стороны следить за успехами уже профессиональных музыкантов. Так, один из её учеников — известный горловик Ай-Хаан Ооржак. Другой способный юноша Сайынак Монгуш в этом году заканчивает Кызылский колледж искусств.

— Можно ли, — интересуюсь я, — всё-таки развить у ребёнка слух — или он даётся или не даётся — и всё?

— Мо-ожно, — смеётся Наталья Кууларовна. — Знаете, в школе так: есть классы поющие и есть не поющие. Тут такая закономерность: если большинство детей в коллективе поют хорошо — то хорошо поют все. Если большинство петь не могут — то все поют плохо. В коллективе, где много хорошо поющих, ребята с плохим слухом со временем как-то подстраиваются, учатся лучше слышать и чётко звучать в общем хоре. Это правда.

…Мальчишки на хоровой кружок к Наталье Кууларовне ходят с удовольствием. Довольны работой педагога и родители. В прошлом году выпускной четвёртый класс преподнёс любимой учительнице трепетное благодарственное письмо. «…Примите нашу признательность за Ваше профессиональное мастерство, педагогический талант и душевную щедрость, — говорится в нём, — наш талантливый, неповторимый и преданный Учитель...»

Виктория КОНДРАШОВА