Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Сами спроектируем, сами издадим

29 октября 2015
1430

Вход сюда отдельный, со двора университета. Узенький коридорчик — и вот мы в разветвлённой сети небольших помещений. Почти все они заставлены разных размеров агрегатами: есть массивные, на полкомнаты — по большей части это уже устаревшее оборудование, которым не пользуются, но которое, однако, по-прежнему здесь и даже задаёт определённое рабочее настроение. Рядом — уже компактные аппараты, современные, «более или менее адекватные», как говорят сотрудники, — на них и выполняется сегодня работа. Половину из них можно без труда перемещать со стола на стол — туда, где удобнее.

Мы — в РИО, редакционно-издательском отделе Тувинского госуниверситета.

РИО — это некое промышленное предприятие в составе государства ТувГУ. Фактически — университетская мини-типография. И всё оборудование, которое громоздится в помещениях, предназначено для осуществления главной деятельности отдела — редакционно-издательской.

…К полудню на пороге появился заказчик — человек из Чадана, там готовится к юбилею местный техникум, и руководство учебного заведения озаботилось тем, чтобы напечатать тираж солидных пригласительных. Обратились сюда, в РИО. Здесь сегодня есть всё, чтобы выполнить заказ клиента «от и до». В штате — всего пять человек, включая руководителя, заведующего отделом, у каждого — свой круг обязанностей, работа чётко налажена, и всё получается. Главная задача заказчика — суметь донести, что он, собственно, надеется получить: форму, размер, желаемые цвета и хотя бы приблизительное «лицо» единицы своего заказа. Дизайнер, он же художественный редактор РИО, разработает макет. Вместе с техническим редактором они создадут при помощи инструментов специального программного обеспечения будущую модель заказа. Потом будет напечатан сигнальный образец — здесь уже дело рук двух других специалистов, которые работают непосредственно с аппаратурой, — и полученный вариант передадут заказчику. Тот уже его оценит и решит, всё ли его устраивает и не нужно ли что-то подработать.

Конечно же, основное поле работы РИО и главный его приоритет — это обслуживание собственных нужд университета: издание научных сборников конференций, монографий, учебных пособий.

Особенно большой объём работы на плечи «печатного цеха» свалился в преддверии юбилея вуза. Но чем больше работы — тем больше возможностей совершенствоваться, оттачивать собственное мастерство. Андрей Шалчима, заведующий отделом, показывает цветной юбилейный альбом, свёрстанный и напечатанный здесь, в РИО. Это как раз один из лучших продуктов, выпущенных отделом, которым сам Андрей не прочь похвастаться. И понятно, почему: красочное глянцевое издание приятно подержать в руках. Со вкусом выполнен дизайн, большое количество довольно качественных цветных фотографий.

— Должен сказать, что раньше, — отмечает Андрей, — глянец отсюда не выходил.

Сам Андрей Шалчима в руководителях совсем недавно — ещё нет и полугода. Его, экономиста по образованию, в 2010 году окончившего Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, приняли на эту должность с конкретной целью: максимально коммерциализовать работу отдела. До сих пор все усилия руководителей направлялись на то, чтобы развивать и совершенствовать собственно издательско-редакционный процесс. Тем временем в российских вузах, при которых тоже созданы такие отделы, они очень быстро выходят на хозрасчёт и не только окупают собственные содержание и расходы, но и зарабатывают для своих университетов. Поэтому и в ТувГУ, наконец, решили изменить политику отдела. Пригласили образованного экономиста, который должен был всё тщательно изучить, посчитать, спрогнозировать и, в общем-то, запустить работу по-новому. Андрей Шалчима на эту роль подошёл идеально: молодой человек к своим 29 годам подкопил разносторонний трудовой опыт (работал и в министерстве, и в банке), а главное — основал собственный бизнес, который и сейчас ведёт, и довольно успешно.

С начала работы Андрей уже слегка подкорректировал штат своих сотрудников: сам принял нового специалиста на место художественного редактора. Претенденты проходили собеседование, руководитель искал такого человека, который бы легко управлялся с современными дизайнерскими программами. От невероятной вёрстки в «Ворде», которой здесь умудрялись обходиться, надо было срочно уходить.

Вместе с новыми сотрудниками в университетской типографии трудятся и те, кто здесь с момента основания отдела. Это Алевтина Ивановна Глушкова, фальцовщица. Кстати сказать, в этом году у РИО — свой юбилей. Пятнадцатилетие. Немудрено, что помещения отдела местами уже захламлены — и старым оборудованием, и кипами папок и коробок. За полтора-то десятка лет не стыдно обрасти накоплениями: это уже история, пусть и не такая долгая. Вот и на громоздких агрегатах, кажется, работали совсем недавно: к примеру, обрезали края изделий на огромном резаке — теперь его заменил современный компактный аппарат.

— Начинали, сами понимаете, ручной клейкой: картон… Склеивали всё, четыре часа выдерживали под прессом — не дай бог достать чуть раньше — всё могло развалиться, — уже улыбается, вспоминая совсем ещё недавнее прошлое бывший заведующий отделом Мерген Люндуп, который сегодня руководит вузовским бизнес-инкубатором.

Приступив к своим обязанностям, Андрей Шалчима обнаружил простаивающее в РИО оборудование. Ламинатор, брошюратор, переплётное оборудование, термоперенос, даже позолотный пресс — задействовав всё это, отдел может значительно расширить свои возможности и не только предлагать издательские услуги населению, но и выйти на рынок с собственной продукцией. Например — можно выпускать настенные календари и разного размера и модификации блокноты с символикой Тувинского госуниверситета. Разные по качеству: простые и переплетённые, с твёрдой заламинированной обложкой. Карманные календарики и даже сувениры от ТувГУ — те же модные сей­час магнитики на холодильник. Штатные дизайнеры придумают и смакетируют то, что будет красоваться на магнитной основе.

Аппарат термопереноса — это перенос любых изображений на футболки или на кружки. Первые футболки в РИО планируют «отпечатать» для спортивных сборных университета. Чтобы ребята выходили на соревнования в своих, фирменных, одеждах «от ТувГУ».

Впрочем, всё вышесказанное пока — перспектива. Но уже — самая реальная. Андрей поставил перед собой и своим коллективом задачу выпустить хотя бы первую партию дизайнерских университетских блокнотов к Новому году. Ну, а конечная цель, достижению которой послужат все предстоящие задачи отдела — вывести РИО на хозрасчёт.

— Продукция у нас, в принципе, конкурентоспособна, — считает Андрей. — Качеством ничем не отличается от продукции фирм, которые есть на местном рынке. То есть не хуже, чем у конкурентов. Чем мы можем себя похвалить? Наверное, немаловажно, что я сам провожу системный контроль на каждом этапе процесса. На выходе каждый продукт смотрю, проверяю, щупаю, чтобы нигде не было никаких погрешностей. Допустим, делали сборник научной конференции для ТИКОПРа. Я сам следил, чтобы всё было по ГОСТу — чтобы потом никто не придрался, что где-то что-то сделано не так, где-то смазано, марко или что-то ещё. Если всё же смазалось — заменим на качественный экземпляр.

— Ну и, я думаю, будем дальше совершенствовать своё мастерство, — добавил завотделом, в сотый, наверное, раз листая цветной юбилейный альбом ТувГУ, — есть к чему стремиться. Хотя согласитесь — хорошо сделано?

Виктория КОНДРАШОВА