Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Прекрасное далёко я в мыслях навещу…

29 августа 2015
1298

Кызылский педагогический колледж ТувГУ в 2015 году отмечает 70 лет со дня образования, а коллектив работает под девизом «70 лучших дел — юбилею колледжа». Много намечено интересных мероприятий, часть из которых уже проведена, что-то еще предстоит сделать.

Как-то так принято, что награждают, вспоминают о заслугах чаще всего по случаю какой-то даты. К стыду своему, и я не исключение из правил. Хочу вспомнить о прошлом колледжа, когда он назывался училищем, о преподавателях, некоторых традициях. Возможно, имена некоторых названных мною преподавателей не всем известны, но их знают и помнят наши выпускники 60–80-х годов ХХ века, работавшие в то время преподаватели.

Я пришла в коллектив молодым, начинающим преподавательскую деятельность педагогом. Тогда мои коллеги — это представители классической педагогической системы, традиционная система подготовки которых себя оправдала, давая хорошие результаты. Главное достоинство старшего поколения преподавателей педучилища того времени — очень высокий уровень квалификации, высокие моральные личностные качества, хорошая базовая подготовка, богатый опыт педагогической деятельности и строгое соответствие занимаемой должности базовому образованию. Поэтому такой коллектив — это школа для овладения секретами педагогического мастерства, нормами взаимоотношений с коллегами, студентами, образец, на который равнялись студенты и молодые педагоги.

С уверенностью заявляю, что молодым педагогам, студентам было с кого брать пример, у кого учиться, просить совет, ждать квалифицированную помощь.

Их педагогическая деятельность — это история училища, а каковы были кадры, администрация того времени, как был организован педагогический процесс, на каком уровне проводились все мероприятия, какой след оставило старшее поколение педагогов-ветеранов в сердцах студентов, таким был и уровень квалификации выпускников. Благодаря усилиям администрации, партийной, комсомольской организаций сложились замечательные традиции, особый микроклимат.

Среди преподавателей были действительно уникальные личности, о некоторых из которых очень хочется рассказать то, что сохранилось в памяти, т. к. они много сделали для становления молодых педагогов как профессионалов, подготовки разносторонних специалистов.

Долгие годы возглавлял училище замечательный человек — Маадыр-оол Ховалыгович Чымба, математик по образованию, педагог старой закалки и подготовки. Во взаимоотношениях он был спокойный, доброжелательный, справедливый, а в жизни — просто красивый, элегантный мужчина, хороший семьянин. Маадыр-оол Ховалыгович был одаренным человеком от природы, обладал красивым голосом, разбирался в литературе, любил поэзию, прекрасно рисовал. Стенды в училище в то время были со вкусом им оформлены.

Он всегда заботился о студентах, брал под контроль группы, отправляемые ежегодно в сентябре в районы, чтобы оказать помощь селянам в уборке урожая. Так, однажды, с целью проверки условий работы, проживания, организации питания, состояния здоровья студентов, вместе со мной, классным руководителем, преподавателем мастерских И. П. Чащухиным выезжали в Каа-Хемский район: Бояровку, Даниловку и другие села, куда были направлены студенты на период уборки урожая. При контакте с местным руководством М. Х. Чымба показал себя принципиальным, отвечающим за жизнь и здоровье студентов руководителем, жёстко потребовав немедленно устранить выявленные по халатности администрации серьезные недостатки, которые угрожали здоровью студентов, организовать отопление помещения, где проживали учащиеся, улучшить их питание.

В коллективе работала преподавателем родного языка и его жена — Капый Санаевна, такая же скромная, простая, милая женщина, которой не было никаких льгот, привилегий от мужа-директора.

В педагогическом коллективе, среди студентов Маадыр-оол Ховалыгович пользовался большим уважением и за деловые, и за положительные личностные качества. Учитывая его способности, знания, опыт, руководителя перевели на работу в министерство просвещения РТ.

С теплом и нежностью вспоминается замечательный педагог — завуч Вера Лукинична Ладанова, заслуженный учитель школы РСФСР, отличник народного просвещения. Она проработала завучем около двадцати лет. Вера Лукинична была очень образованным, интеллигентным человеком, в котором сочетались строгость администратора и необыкновенная доброта.

Она обладала изумительной красоты голосом, романсы в ее исполнении с преподавателем музыки Л. И. Носовой звучали на высокопрофессиональном уровне. Ее взаимоотношения с коллегами, студентами — это образец педагогического стиля общения. Она очень ценила, выделяла талантливых, обладающих какими-либо способностями педагогов, студентов и всячески им помогала, поддерживала. Студенты для нее были партнерами, с которыми все дела, мероприятия планировались, продумывались вместе. Она никогда не повышала ни на кого голос, общение выстраивала на уважении к личности, неважно, студент это был или коллега. Она терпеливо учила всех всему: как написать конспект урока, правильно его провести или внеклассное мероприятие, даже просто как выйти на сцену, поклониться и т. п. Она обладала высокой культурой, педагогическим тактом, простотой в общении с окружающими, доброжелательностью.

В. Л. Ладанова имела непререкаемый авторитет среди коллег и студентов, это образец интеллигентности, да просто красивый, светлый человек. Она была умна, строга, но справедлива. По ее инициативе в училище появилось много традиций, которые выгодно его отличали от других учебных заведений. Активно и очень результативно работали студенческий и учительский хоры, вокальные, инструментальные ансамбли, существовал целый ритуал подготовки общеучилищных мероприятий, которому Верой Лукиничной были обучены ответственные за намеченные мероприятия, когда продумывалось всё до мелочей.

В период работы Веры Лукиничны благодаря ее усилиям сложился теплый микроклимат, поэтому мы шли на работу с удовольствием, желанием. А практике студентов, как одному из главных элементов подготовки будущего специалиста, она уделяла особенно серьезное внимание. Поэтому наши выпускники отличались очень высоким уровнем знаний педагогической деятельности, ответственностью и сформированными умениями: все, что предстоит сделать, вначале надо тщательно продумать, спланировать, а затем еще с большим прилежанием подготовить. На работу в детские сады, школы Кызыла, сел предпочитали брать выпускников училища, т. к. по отзывам администрации этих учреждений, они были лучше подготовлены.

Из преподавателей той поры с теплотой вспоминаются педагоги старшего поколения: И. Ч. Эргил-оол, И. П. Чащухин, П. П. Скрипальщикова, К. П. Окулова, М. И. Шейдевандт, О. А. Тава-Самбуу, Л. В. Дятлова и другие.

Очень ценила и уважала Вера Лукинична преподавателя русского языка и литературы Ольгу Алексеевну Тава-Самбуу. В чем-то они были похожи, их можно было назвать дамами из аристократического общества, так как очень трепетно относились обе к своему внешнему виду, всегда строго, со вкусом одеты, подтянуты, элегантны. Даже летом носили капроновые чулки, т. к. у этого сословия не принято было ходить с голыми ногами. Это вроде мелочь, но свидетельствует о том, что они старались всегда оставаться педагогами, не допускали небрежности в прическе, костюме, манерах, знали нормы этикета и соблюдали их. Ольга Алексеевна была очень опытным педагогом, хорошо знающим преподаваемые дисциплины. На склоне лет по возрасту и состоянию здоровья она вынуждена была выехать за пределы Тувы к дочери. Мы долго переписывались с ней, и она писала, что очень скучает, тоскует по Кызылу, Туве, где прожила долгие годы.

Много теплых слов можно сказать о Марии Ивановне Шейдевандт (Тереховой), преподавателе анатомии и физиологии. Она была очень эмоциональным, веселым, оригинальным человеком, о чем могут свидетельствовать имена, которые она дала своим детям: Руслан и Людмила. Там, где она была, всегда раздавался смех, т. к. Мария Ивановна излучала позитивную энергетику, любила и умела пошутить и при этом сама громко и заразительно смеялась. Находиться в ее обществе было приятно, к ней всегда тянуло, вероятно, потому, что она излучала тепло.

Со студентами Мария Ивановна оставалась такой же веселой, жизнерадостной, доброй, они ее за эти качества очень любили. Она была постоянной участницей концертных программ художественной самодеятельности, любила поэзию и всегда читала стихи со сцены. Зрители тепло принимали юмористическое произведение, шуточную «Лекцию» тети Маши, которую по просьбе окружающих Мария Ивановна часто читала на концертах. Она так же привлекала к выступлениям и своего мужа, который играл не на музыкальном инструменте, а на… обычной пиле, которую мы используем для пилки дров.

Прекрасные взаимоотношения со студентами были у преподавателя мастерских И. П. Чащухина, который в совершенстве знал предмет, а успешно обучать студентов на уроках ему помогал спокойный покладистый характер, свободное владение тувинским языком. Он много умел сам и многому учил юношей по работе со столярными инструментами, обработке материала из дерева, картона и т. п. Его отеческие, теплые отношения к учащимся — характерная особенность и пример построения взаимоотношений с окружающими не только в группах, но и с коллегами в коллективе.

Он, имея собственную машину, был безотказен, очень много помогал училищу. Например, съездить в сельскую местность с целью контроля педагогической практики, положения студентов в селе во время уборки урожая и т. п.

В нашем коллективе было много талантливых педагогов физкультуры: В. М. Петров, Л. С. Седип, В. М. Калошина, В. И. Туров и др., подготовленные ими студенты занимали призовые места в соревнованиях по лыжному, легкоатлетическому спорту, гимнастике.

Добрых слов заслуживает всеми нами любимая, неутомимая труженица, руководитель педагогической практики, преподаватель математики и методики Альбина Владимировна Бахарева, до фанатичности преданная училищу, работе. Ей в полной мере могут быть адресованы кем-то написанные слова: «Я люблю свою работу, я приду сюда в субботу и, конечно, в воскресенье. Здесь я встречу день рожденья, Новый год, 8 Марта, ночевать здесь буду завтра…». Мы ее знали именно такой: всю себя отдавала работе, студентам, кропотливо, профессионально готовя их, не считаясь со временем, к проведению уроков в школе. Училище для нее было даже не вторым, а первым домом, она постоянно кого-то из студентов консультировала, кому-то помогала, отправляла студентов на практику с грудой подготовленной наглядности, специфика предмета этого требовала. Ею проведено большое количество математических олимпиад, конкурсов и других внеклассных мероприятий по математике. Мы, педагоги, благодарные выпускники, которые знали ее, помним, любим этого светлого, доброго человека и никогда не забудем.

Подобно Альбине Владимировне, сегодня рядом с нами работает такой же неугомонный, энергичный человек — Мария Таировна Саражакова. Сколько же энергии в этом человеке, как много она умеет, делает для колледжа. Насколько не равнодушна она к тому, как выглядит колледж, можно судить по тому, что она не пройдет мимо, если увидит бумажку на полу, если что-то криво висит и т. п. Она обладает хорошим эстетическим вкусом, руками Марии Таировны и ее детей отремонтирован не один кабинет, причем, на уровне евроремонта. Создается впечатление, что её девиз — всё во благо уюта, красоты в колледже, на его участке. Можно быть спокойным, что к любому мероприятию она на высоком уровне оформит помещение, никого не будет ждать, не попросит, разве что членов своей семьи.

Каждое лето она проводит со студентами на практике в лагерях отдыха детей, это любимое ее дело, ему она отдается всей душой. Ей постоянно поручали кураторство в группах юношей: технологов, физкультурников, и это были идеальные группы, отличавшиеся своим внешним видом (всегда в костюмах, с галстуками), поведением, сплоченностью, уровнем проведенных мероприятий. Мария Таировна очень прямой человек, может критическое, справедливое замечание сделать кому угодно, если человек в чем-то неправ. Она в избытке креативна, спасибо Марии Таировне огромное за все ее дела, внимание к проблемам и моментальное их решение без указаний сверху.

Особые, нежные чувства испытываю к Г. М. Селиверстовой, кандидату педагогических наук, старшему научному сотруднику, с которой посчастливилось работать в училище. Она его выпускница 1958 года, и об этом писала так: «Всем лучшим мы обязаны училищу, ставшему для нас родным домом, нашим педагогам, которые воспитывали нас силой своего примера». В книге «Педагогическое образование в Туве» (Научная мысль, история, люди, 2003 г.) она очень ярко охарактеризовала стиль взаимоотношений в училище в годы ее учебы, роль некоторых из преподавателей в формировании жажды знаний, совершенствовании умений учащихся. Более умного, мастерски владеющего словом человека я не встречала, в этом Галина Михайловна обладает непревзойденным талантом. В настоящее время она занимается научной деятельностью, пишет учебники русского языка для начальных национальных классов школ РТ. Безмерно люблю, уважаю и желаю Галине Михайловне дальнейших успехов.

Это были воспоминания о преподавателях старшего поколения, далее расскажу о тех, кто пришел им на смену.

Давно искала случай сказать огромное спасибо инициаторам, автору — исполнителю памятника первым русским педагогам, приехавшим в Туву, появившемуся недавно в Кызыле. Бывая у этого памятника, всегда испытываешь чувство горечи, ком стоит в горле и слезы наворачиваются на глаза потому, что в изображенной учительнице я узнаю Тамару Тихоновну Тихонову, Зинаиду Петровну Кочедыкову, Ольгу Алексеевну Тава-Самбуу, Галину Павловну Авагимян, которых, к огромному сожалению, уже нет с нами.

Считаю, что это им, моим коллегам, выпускникам профессиональных учебных заведений России 1950-х годов, которые по распределению были направлены в разные регионы страны, в том числе и в Туву, посвящен этот памятник.

Приехав в Туву, они были направлены Министерством просвещения РТ в школы отдаленных уголков нашей республики.

В нашем коллективе в разные годы работало много преподавателей, проживавших вначале в районах, образовавших там интернациональные семьи, затем переведенных с повышением в учебные заведения Кызыла, в том числе и в педагогическое училище. Это Ирина Владиславовна Шестакова, Зинаида Петровна Кочедыкова, Ольга Алексеевна Петракова (Тава-Самбуу), Лидия Владимировна Новикова, Лидия Ивановна Аран, Августа Михайловна Ондар, Тамара Тихоновна Тихонова.

Характерной особенностью этих учителей было свободное общение со студентами-тувинцами, так как многие из них владели тувинским языком. А студенты обычно на первом году обучения слабо или вообще не владеют русским языком, и тогда педагог объяснял, переводил непонятное ребятам на родной язык.

 Стиль взаимодействия этих педагогов со студентами так же своеобразен, ибо, прожив несколько лет среди тувинского населения, они хорошо знали обычаи, привычки, вкусовые пристрастия, образ жизни в тувинских семьях. И поэтому лучше других понима-ли студентов, толерантно относились ко многим их привычкам, поступкам, выражениям, мане-рам.

Свежи воспоминания о них, хотя с момента их ухода на пенсию прошло немало времени. Это были знающие, опытные педагоги, методисты, руководители практик, кто отдавали много сил, педагогического таланта студентам. Какие замечательные уроки, внеклассные мероприятия проводили в школах подготовленные ими студенты.

Тамара Тихоновна долгие годы проработала в школе Эрзинского района, у нее была интернациональная семья, она воспитывала двоих детей, свободно владела тувинским языком. Как педагог накопила богатый опыт работы в качестве учителя русского языка и щедро передавала его своим студентам, молодым коллегам. Что особенно ценно — она была одним из самых опытных преподавателей методики русского языка. Качество подготовки ею студентов к практике было очень высоким, по отзывам студентки: «У такого педагога есть чему поучиться, все становиться понятно после консультации, а урок в школе проводишь без затруднений». В быту, с коллегами, друзьями Тамара Тихоновна всегда становилась душой компании, так как была очень коммуникабельным, веселым, жизнерадостным человеком, много знала частушек, анекдотов. С ней было всегда легко, интересно, весело. Её дочь Таня окончила дошкольное отделение нашего училища, тоже свободно владела тувинским языком, во время обучения во многом помогала однокурсницам, слабо владеющим русским.

Галина Павловна Авагимян — преподаватель технологии, провела немало интересных, оригинальных открытых общеучилищных внеклассных мероприятий. С нею вместе мы веселились на организованных ею праздниках, посвященных Рождеству, становились участниками конкурсов, интегрированных занятий. Интегрированные занятия она особенно любила и провела их много совместно с преподавателями музыки М. Н. Швецовой, Г. Б. Чертовой, Н. Б. Черниковой, Ч. С. Тумат и другими.

Познавательными для студентов и даже для преподавателей стали ее открытые уроки, мастер-классы по приготовлению пищи, на которых всегда узнавали что-то новое, полезное, чему-то учились. А как изумительно вкусно она готовила, всегда выручая кол­лектив при встрече каких-либо именитых гостей любого уровня, могла накрыть любой банкетный стол, приготовить самое экзотическое блюдо, удивить кого угодно изысканной едой. Каким добрым человеком была Галина Павловна по отношению к студентам, можно судить по высказыванию одной студентки: «Она добрая, прямо как моя бабушка». Она была очень гостеприимной хозяйкой, в ее доме было приятно бывать, там отдыхал душой. При встрече она всегда нежно обнимала, целовала, и душа оттаивала от каких-либо тяжелых дум, мыслей. Как же теперь её не хватает, как надрывно плачет душа о потере этого нежного, ласкового человека… 

А какой замечательный, добрый, приветливый человек Ирина Владиславовна Шестакова, знающий и ответственный педагог, образец настоящего коммуниста со всеми его положительными качествами. Не зря она долгие годы возглавляла в училище партийную организацию.

Можно сказать языком того времени — куда партия пошлет, там она и работала. Начинала педагогическую деятельность в Туве, в Кызыл-Мажалыке, в качестве завуча школы, учителя географии и руководителя туристического кружка. Приобщила к туризму школьников и своего мужа, Арбычыга Салчаковича Даржаа (позже стал нашим директором), совершая с ними многочисленные туристические походы во время работы сначала в районе, а затем в Кызыле. По воспоминаниям ее супруга: «Участники этих походов, сейчас уже пенсионеры, вспоминают не школу, а наши походы».

Ирину Владиславовну перевели в Кызыл в 1963 году завучем в школу-интернат, а затем она перешла в училище, работала зав. педпрактикой, преподавателем географии, была избрана секретарем партийной организации. Ирина Владиславовна и Арбычыга Салчакович — исключительно принципиальные порядочные люди, никогда и ни в чем не ставили себя, свои интересы выше общественных, вывели в люди двоих детей.

Будучи директором, Арбычыга Салчакович мог добиться улучшения своих жилищных условий и ему, конечно бы, не отказали, так как с Ириной Владиславовной всю свою жизнь проработали педагогами, заслужили не двухкомнатную «хрущевку», а что-нибудь получше. Но совесть коммуниста говорила о том, что это неприлично, не этично, и поэтому всю жизнь, после переезда в город, семья прожила в таких скромных условиях. Сейчас Арбычыга Салчаковича уже нет с нами, а Ирина Владиславовна, несмотря на преклонный возраст, помогает детям, присматривает за правнуком. Это по-прежнему живая, энергичная женщина, интеллигентный человек, с ней приятно общаться, от природы она наделена чувством юмора, и до сих пор сохранила хорошие качества души.

Долгие годы мы работали вместе с Валентиной Трофимовной Тугариной, преподавателем химии, естествознания, много лет она была завучем училища — колледжа. Это очень ответственный, живой, энергичный человек, а качеству усвоения студентами преподаваемых ею дисциплин уделяла самое серьезное внимание, добиваясь от молодежи осознанности знаний. При подготовке ребят к практике заставляла апробировать свой конспект вначале в аудитории, репетировала, что и как надо сказать детям, какую приготовить и как использовать на уроке наглядность. Одним словом, за качество усвоения преподаваемых ею дисциплин можно было быть спокойным. Даром оценку она никогда не ставила — сначала выучи и ответь то, что она задавала, а потом, удовлетворенная, хвалила нерадивого.

В быту Валентина Трофимовна общительна, доброжелательна, была постоянным участником всевозможных мероприятий: могла спеть, сплясать, в кого угодно нарядиться, если это надо по сценарию.

Отличительную ее особенность подметили студенты в шутливом стихотворении:

Маленькая, шустрая,

словно мотылек,

Не посадишь дома

в теплый уголок.

Знает все проблемы,

знает все дела,

До сих пор, Трофимовна,

ты нам всем мила.

Много лет она посещала клуб ветеранов в городе «Кому за…», пригласила однажды его участников в колледж. Как же мы были очарованы ими, какие у многих красивые голоса, уровня профессиональных исполнителей, несмотря на очень солидный возраст многих участников. Это действительно талантливые люди, это о них в песне поется: «Не стареют душой ветераны», познакомившись с которыми, захотели хоть чуть-чуть походить на них, так же вести активный образ жизни.

Сейчас Валентина Трофимовна на пенсии, как и те, о ком сказано выше, и я желаю им, моим дорогим коллегам, крепкого здоровья, внимания и заботы близких и — никаких проблем.

Считаю своим долгом остановиться на том, что, наверное, всем выпускникам помнится до сих пор и что доставляло радость, способствовало развитию их разнообразных задатков и дарований.

В 1960-70-е годы в Кызыле традиционными стали городские конкурсы художественной самодеятельности между всеми профессиональными учебными заведениями. На них необходимо было представить разные жанры: хор, вокальные и инструментальные ансамбли, сольные номера, танцы, чтецов, и пр. А главное, надо было выдержать идейность, соответствие содержания всех произведений, костюмов, оформление заявленной теме. Поэтому в состав комиссии по разработке сценария входили преподаватели музыки, русского, родного языков, художественного творчества и др.

А последние годы все сценарии к торжественным мероприятиям неизменно на высоком уровне профессионализма разрабатывала Наталья Борисовна Черникова. Правда, смотры художественной самодеятельности между профессиональными учебными заведениями в масштабах города давно не проводятся. А зря, это такая школа сплочения коллектива, овладения участниками огромным количеством необходимых для будущей профессии умений и навыков, а самое главное — занятость студентов добрыми делами, возможность искать, развивать их таланты и, возможно, давать путевку в жизнь.

Основная тяжесть подготовки в училище к смотрам падала на комиссию музыки, самую большую по количественному составу. Среди членов этой предметно-цикловой комиссии были очень талантливые педагоги, руководители танцев, инструментальных ансамблей, вокалистов, хора. Многие из преподавателей музыки сами обладали изумительно красивыми голосами, это Г.В. Минякова, Л.И. Носова, А.Н. Евтифьева, Г.Б. Чертова. Ансамблем тувинских народных инструментов в разные годы руководили: М.К. Кертик-оол, Ч.С. Тумат. Неоднократно радовали зрителей ансамбли исполнителей на детских музыкальных инструментах, руководитель М.Н. Швецова, ложкарей (Н.С. Бурдачева), баянистов (М.П. Верзилов). Вокалистов готовили А.Н. Евтифьева, Г.Б. Чертова, М.А. Гоникер, Н.С. Бурдачева и др.

Хор — гордость училища, в разные годы его возглавляли В.Г. Гильмутдинова, А.Н. Саратовкина, Г.Б. Чертова (Тезикова), Ю.Г. Черников. Все они специалисты высокого уровня, поэтому всегда наш хор в смотрах занимал призовые места. Дольше других руководил хором Ю.Г. Черников, работал до тех пор, пока хор не прекратил существование по причине отказа в оплате. Очень жаль, что многие годы студенты лишены возможности развивать свои вокальные данные, получать огромное эстетическое наслаждение.

Училище гордилось замечательным ансамблем баянистов, в состав которого входили преподаватели: М.П. Верзилов, А.К. Саратовкин, Г.А. Ходакова, В.П. Моисеев, Л.П. Житов, В.С. Четвертаков, С.П. Иванова. Их выступления запомнились на уровне профессиональных исполнителей, им смело можно было гастролировать по Туве, доставляя наслаждение слушателям. А как виртуозно исполнял А.К. Саратовкин на баяне сложнейшее произведение А. Хачатуряна «Танец с саблями», или дуэтом, трио с В.П. Моисеевым, М.П. Верзиловым готовили не менее сложные произведения композиторов для баяна. Но особенно трогательными получались выступления ансамблей в составе преподавателей со своими учениками.

С гордостью могу назвать имена замечательных руководителей танцевальных кружков, которые могли поставить классические, шуточные, современные, молодежные танцы с женским и мужским составом участников: Р.А. Данзын, Н.Д. Сайбуу, А.К. Сайнит, А.У. Байыр-оол. Прошли годы, а то, что было подготовлено, исполнено вышеназванными педагогами, свежо в памяти, т. к. сделано высокопрофессионально, затронуло чувства, доставило радость. Многих наставников, их выступления до сих пор помнят трое моих детей, которых приходилось часто брать с собой на эти вечерние мероприятия из-за боязни оставить дома одних, да и подобных «праздников для души» у нас не так было много.

Много добрых слов можно сказать о педагогах, с которыми долгие годы проработала вместе, с кем организовывали и проводили внеклассные мероприятия, открытые уроки, которые сейчас находятся на заслуженном отдыхе. Это А. И. Леонова, Е. Д. Масленицына, В. А. Чернова, Л. Я. Сергеева, Т. М. Бочкарева, Л. Е. Михайлова, Л. В. Виговская, Н. А. Макарова, М. М.-Ч. Саая.

И сегодня в коллективе ра­ботают ответственные, перспективные, с современным видением проблем. Это администрация колледжа: П.М. Тапышпан — директор, В.Ш. Монгуш — завуч, Л.Д. Аракчаа — зав. педпрактикой, М.М. Оюн — методист. Зав. отделениями: Л.А. Литвинова, И.Д. Ооржак, Д.О. Монгуш. Преподаватели: В.И. Самбыл, А.А. Ооржак, А.О. Кужугет, Л.П. Сагалакова, Л.Т. Суздальцева, А.С. Хижа, Р.Э. Хурбе, Л.Л. Самчад-оол, О.М. Оюн, К.К. Монгуш, Е. Ершов, Е.М. Кенден-оол, В.О. Сендажи, Р.Д. Самбый-оол, Е.Р. Кара-оол и др.

Это краткий рассказ о моих коллегах и любимых мною друзьях, кому хотелось бы сказать слова признания и благодарности за годы совместной работы, поддержку, когда было плохо, трудно, за минуты радости, подаренное душевное тепло, которого порой так не хватало, но больше негде было получить.

Родное училище — колледж, подружило нас, стало нам вторым домом.

И мы приглашаем всех наших выпускников разных лет, коллег обязательно быть на юбилее, встретиться друг с другом, с преподавателями, пообщаться, мысленно вернуться в «прекрасное далеко».

Надеюсь, что, читая написанное, кто-то из коллег, выпускников с удовольствием вспомнит своих педагогов или прочитает добрые слова в свой адрес.

70-летний юбилей колледжа будет отмечаться 2–3 ноября этого года.

Мы ждем вас, приезжайте, будем очень рады видеть вас.

 

Татьяна ДОЛГОПОЛОВА,

преподаватель высшей категории КПК (педагогический стаж — 51 год),

 отличник народного просвещения РФ,

почетный работник СПО РФ, заслуженный работник образования РТ