Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Почему так живучи «бомбилы»?

28 июня 2014
1224

В актовом зале Кызылского транспортного техникума прошел очередной «круглый стол», инициированный территориальным отделом Госавтонадзора по РТ при поддержке мэрии города. Собрали на него как предпринимателей, чей бизнес непосредственно связан с городскими пассажироперевозками, так и самих водителей «маршруток». В обсуждении приняли участие представители мэрии города, госавтонадзора и ГИБДД. Говорили вновь о проблемах частного извоза пассажиров в Кызыле.

А проблем, как выяснилось в ходе дебатов, в этой сфере не уменьшается. С самого начала она развивалась, скорее, стихийно. По словам руководителя территориального отдела госавтонадзора по РТ Альберта Анчы, помимо традиционного хамства со стороны водителей и кондукторов, столь же традиционной проблемой остаются так называемые «бомбилы»: нигде не зарегистрированные, не имеющие лицензии на извоз пассажиров «маршрутчики», по-прежнему занимают изрядную долю этого рынка. «Бомбилы» не проходят надлежащего медицинского освидетельствования, выходят на маршрут с похмелья или вовсе пьяными, что превращает поездки в дело рискованное для пассажиров. Заместитель начальника УГИБДД МВД по РТ Иван Поляков дополнил этот ряд. По его мнению, основная проблема — перегруз микроавтобусов, с которым регулярно сталкиваются дежурные дорожные патрули:

— Нашему сотруднику достаточно остановить подозрительно «проседающую» маршрутку, а таких в «часы пик» большинство, чтобы зафиксировать перегруз, допущенный водителем.

Справедливости ради отметим, что не только в «часы пик» в «Газели» набивают людей, как сельдь в бочку. Люди сидят и стоят, чуть ли не на друг друге, на крутых виражах упираются лбами в потолок салона, в потную спину или плечо собрата по несчастью, пытаясь сохранить равновесие.

Большинство предпринимателей и водителей признали справедливость упреков Полякова. Но нашлись и такие, кто попытался оправдать нарушения закона бла­гими намерениями.

— Как я не посажу в переполненный салон мальчишку-школьника, когда на дворе стоит мороз под минус 45 градусов?! — с нотками жертвенного благородства заявил один из шоферов. — Что, пусть лучше замерзает на остановке?!

Его товарищ по «баранке», видимо, решив действовать в лучших традициях трактата Сунь-Цзы «Искусство войны», гласящего, что лучшая защита — это нападение, перевел стрелки на Полякова: мол, вы такие-разэтакие, хитрые гаишники, используете перегруз как средство наживы.

— Вы же не высаживаете лишних пассажиров, а просто выписываете водителю штраф и пускаете дальше по маршруту вместе с перегрузом!

На что замначальника ГИБДД МВД по РТ твердо обещал, что послаблений никаких не будет, есть закон, и «маршрутчикам» стоит придерживаться регламента пассажироперевозок, иначе — штраф.

Проблему перегруза принято относить на совесть перевозчиков, готовых ради выручки идти и на более серьезные нарушения правил дорожного движения. Но есть и вполне объективные причины, питающие почву под ней. Дело в том, что количества общественного транспорта недостаточно для того, чтобы в полной мере обеспечить потребности города.

— По информации департамента городского хозяйства мэрии города Кызыла, договоры заклю­чены со 189 предпринимателями на 251 единицу транспортных средств, — доложил первый заместитель мэра по жизнеобеспечению Динмей Болбан-оол и тут же резюмировал: — Это меньше половины от требуемого количества. Чтобы полностью удовлетворить спрос на эту услугу, необходимо 526 микроавтобусов.

Именно поэтому мэрия города Кызала регулярно проводит конкурсы на допуск индивидуальных предпринимателей к перевозке пассажиров. Последний из них объявили 11 июня, подано на него 63 заявки, и все они утверждены мэрией. Под занавес «круглого стола» предпринимателям, прошедшим этот отбор, выдали лицензии и тут же объявили новый конкурс.

Чтобы компенсировать нехватку частного транспорта, мэрия закупила и выпустила на маршруты две партии новых микроавтобусов «Форд» для Пассажирского АТП. Кстати, этот, вроде бы позитивный со всех точек зрения факт, на круглом столе вызвал недовольную реакцию у «газелистов». По их мнению, ГИБДД относится к «муниципальным «Фордам» гораздо лояльнее, чем к водителям частных перевозчиков. И, в принципе, эти утверждения не лишены основания. Дело в том, что, как заметил один из присутствующих «маршрутчиков», «Форды» бегают по городу без лицензии.

— Коль, у них нет лицензии — снимайте их с маршрута! — выкрикнул другой шофер из зала в адрес ГИБДД. — Получается, что они «бомбилы».

И злости в голосе автора реплики было через край. Объясняется она просто. Муниципальные автобусы отнимают у частника солидную долю выручки в лице льготников, имеющих право на бесплатный проезд. Они готовы ждать на остановках транспорт ПАТП по полчаса и более, пропуская стаи «газелей», владельцы которых никаких льгот не признают. Именно поэтому Динмей Болбан-оол возразил на реплику тем, что снять «форды» с маршрутов никак нельзя, поскольку они — часть социального проекта государства». Но вряд ли этот аргумент был воспринят «газелистами» всерьез.

Альберт Анчы, внес в столь горячий диалог небольшую коррективу. Лицензия у МУП КАТП, все же имеется, вот только она уже как полгода просрочена и почему-то МУПовцы продлять ее не спешат, продолжая выпускать своих «форды» на маршруты с просроченной. Но это — тема для отдельного материала.

Этот эпизод взаимонепонимания оказался единственным в своем роде. В остальном, следует признать, диалог состоялся, власть и предприниматели друг друга выслушали и услышали.

Например, Болбан-оол пообещал поспособствовать перевоз­чикам в вопросах тарификационной политики. Стороны сошлись во мнении, что тариф в 15 рублей за проезд уже давно не отвечает реалиям времени. Поляков, в свою очередь, вняв жалобам на то, что сотрудники ГИБДД, проверяя документы, затягивают процедуру (иной раз простая формальность может длиться более 10 минут), пообещал урегулировать эту проблему. Было предложено ввести отличительные знаки в виде голограмм, которые бы клеились под лобовое стекло и служили своего рода предупреждением для постов ГИБДД: «за рулем добросовестный водитель», у которого все в порядке с документами. Предложение принято, но шансов на то, что оно реализуется, честно говоря, немного. Вряд ли минтранс и МВД России станут вносить в регламентирующие нормативные акты, разрешающие подобные новшества. А местным структурам менять что-то в них не дозволено.

Антон ПОСОХИН