Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

По согласованию с прокуратурой

26 марта 2016
1196

— Может ли государственная жилищная инспекция проверять управляющие компании многоквартирными домами без согласования с органами прокуратуры?

Александр Иванов; г. Кызыл

На вопрос отвечает первый заместитель прокурора Республики Тыва Михаил САНЧАЙ:

— Прокуратурой Республики Ты­ва установлено, что Службой государственной жилищной инспекции Республики Тыва в декабре 2015 года без согласования с органами прокуратуры проверены три управляющих компании.

В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 мая 2015 года государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, выполняющих деятельность по управлению многоквартирными домами, на основании соответствующей лицензии. Одновременно статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственного жилищного надзора наделены полномочиями по лицензионному контролю в отношении таких организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 — 10 данной статьи.

При применении нормативных правовых актов, имеющих одинаковую юридическую силу, действует специальная норма, регулирующая конкретную сферу пра­воотношений. В этой связи положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, определяющие общие основания проведения внеплановых выездных проверок, не применяются к лицензионному контролю, поскольку частью 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены специальные основания их проведения в отношении лицензиатов.

К таким основаниям, в числе прочих, отнесено поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

В силу части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Однако утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 «Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» не содержит названного перечня.

До устранения правового пробела органы жилищного надзора в силу пунктов 1, 2 части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вправе проводить внеплановые выездные проверки деятельности управляющих компаний-лицензиатов по поступившим обращениям ( информации) о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нанесения ущерба их правам и законным интересам, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайной ситуации техногенного характера.

В силу части 12 статьи 19 Федерального закона от «О лицензировании отдельных видов деятельности» внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по данному основанию после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с Положением о Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, утвержденным постановлением Пра­вительства Республики Тыва от 2 февраля 2011 года № 69, Служба является органом исполнительной власти Республики Тыва, к полномочиям которого в числе других отнесено осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

В нарушение указанных требований федерального законодательства, без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры, на основании распоряжений руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от 10 декабря 2015 года в отношении 3 управляющих компаний проведена внеплановая выездная проверка по обращениям жителей многоквартирных домов по не обеспечению температурного режима в квартирах и подъездах.

По выявленным нарушениям прокуратурой республики в отношении руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва возбуждено 3 административных дела по ст. 19.6.1 КоАП РФ — несоблюдение должностным лицом органа государственного контроля требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры. Дела об административных правонарушениях направлены для рассмотрения в мировой суд.