Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Мы любим джаз!

23 августа 2014
1335

И всё-таки он состоялся — концерт народного артиста России, лауреата европейской премии им. Густава Малера (и многих других) Даниила Крамера и народной артистки РТ Саинхо Намчылак. Конечно, при аншлаге. Назывался «С юбилеем, родная Тува!» Один давний знакомый со спутницей специально прилетели на него из Нью-Йорка.

Директор филармонии Игорь Дулуш, в привычном имидже — черной шляпе, тепло представил гостей. Подчеркнул: Саинхо — наша гордость. А увидеть на нашей сцене Даниила Борисовича — фантастика. У мэтра график выступлений расписан надолго вперед. Оказывается, вечером в пятницу он из Кызыла отправился в итальянский Неаполь.

И мы попали на один час 15 минут в волшебный мир двух больших музыкантов, которые открыли своё, неповторимое, царство звуков.

Первым сложную композицию представил Даниил Крамер. Лауреат классических конкурсов пианистов своеобразно интерпретирует джаз, поэтому его импровизации удивительны. Подача знаменитых мелодий Дюка Эллингтона и Джорджа Гершвина — легкая, с настроением, бездна артистизма, даже юмора. Такое впечатление, что музыкант и инструмент… разговаривают друг с другом. Даниил Борисович что-то шепчет роялю, и он ему покоряется, отдается без остатка, рождая дивные звуки. Артист играет каждой клеточкой своего существа.

Прозвучало и «Yesterdays» –«Минувшие дни» Джерома Керна, не путать с битловскими «Вчера». Мелодию юмористы-исполнители ласково переименовали во «Вчерась» (благодаря «s» на конце в английском варианте). Есть в ней и ностальгия, и грусть, и доверительность в подаче Крамера. Уж не говоря про техническое мастерство: пальцы словно «порхают» над клавишами бабочками, легкими и быстрыми.

Саинхо сама вела программу, поблагодарив правительство Тувы за поддержку проекта, вспомнив, что последний раз приезжала на малую родину в 2011 году. Подчеркнула: концерт задумывался как подарок к юбилейным датам. Как всегда, оригинальная прическа с множеством косичек в светлых волосах, короткое блестящее платье из пластинок-чешуек. И — много джаза в новой акустической (в последнее время много внимания отдавала техническим новинкам в музыке, решила от этого отойти) программе, где и премьерные песни, и обработка старых, «из молодости», и своего сочинения. Коротко рассказала об истории этого направления искусства и о том, что оно открыто для всех форм.

А далее — тувинские мелодии в джазовой интерпретации артистки. Причем, с большой долей импровизации, за роялем — Даниил Крамер. Дуэт получился замечательный. Мэтры понимали друг друга на уровне чувств. Как всегда, певица удивила. И экспериментами, и необычным звучанием голоса с вкраплениями горлового пения, и глубоким сопереживанием, артистизмом исполнения. А уж как партнер умеет использовать на все 200 процентов возможности рояля! Не только клавиши задействованы, но и струны, и даже боковая поверхность инструмента. Действительно, многогранность во всей широте понятия. Многогранность звучания, многогранность таланта гостя, многогранность в расширении границ познания. Самих себя, окружающего и — радость поделиться находками со зрителями.

«Ностальгия», «Тува-блюз», «Межегей» (тувинская народная), «Без тебя идут снега» (на тувинском, русском, английском языках), песня о рабочих… Проникало до глубин сознания. Кто-то, может, и всплакнул. Саинхо пела душой, потому и трогало откровенностью и бездной чувств. Передо мной сидели двое музыкантов-японцев, что регулярно приезжают в центр Азии: они впитывали происходящее каждой своей клеточкой и фиксировали концерт. Для истории. Высокое искусство понятно любому человеку на Земле.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол со сцены благодарил гостей за программу, пообещал Саинхо Намчылак в Кызыле квартиру в сентябре: чтобы чаще приезжала на малую родину. В ответ певица вручила ему свои книги и диски с последними записями.

В конце — импровизация втроем: Даниил Крамер, Саинхо Намчылак и Вера Сажина из Москвы, которая каждое лето живет в Шагонаре, практикует как шаманка, знает тувинский язык. Сначала пела столичная гостья (как позже сказала: хотела тувинскую мелодию исполнить, но попросили быструю, так и всплыла, сама по себе, забавная про сковородки; она увлекается северным русским фольклором), а Саинхо играла на хомусе. Потом и она присоединилась к Вере. Ну, а рояль звучал во всех ипостасях под «управлением» знаменитого пианиста. Получилось оригинально, приняли на ура в зале. Оказывается, женщины давно знакомы, уже выступали вместе в Санкт-Петербурге в проектах, посвященных памяти Сергея Курехина. Нашу землячку не раз отмечали наградами в городе на Неве.

Начали прощаться, но из зала потребовали: «Дагларым»! Саинхо было ответила: «Пусть молодые поют». Но тут же: ладно, можно а’капелла. И полилась любимая народом мелодия Ростислава Кенденбиля. Зал внимал, затаив дыхание.

…За кулисами самые смелые брали автографы, фотографировались с гостями. Я попросила у Даниила Борисовича написать пожелания читателям газеты. А он ответил: «Я лучше нарисую». И тут же родился автошарж, где на английском фраза «Я люблю джаз!» У мэтра — оригинальный перстень с семью камнями. Оказывается, это мама подарила. Таким образом она всегда с сыном. Это еще и ее оберег музыканту. А она вместе с папой живет в Германии (пианист в России «прописан», хотя ездит по всему миру), они 1927, 1928 го- дов рождения. Уехали с Украины 16 лет назад в Западную Европу, благодаря чему остались живы в нынешние военные события. А что происходит на малой родине, пианист спокойно смотреть не может. И благодарен Германии за ее отношение к старикам.

Мир тесен. И — открыт для светлых дел. Что и подтвердил концерт представителей трех национальностей, людей планеты Земля, которых объединяет Искусство.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН