Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Мой читательский опыт: когда душа требует приключений

24 октября 2015
1509

Студенты филфака бывают разные. Бывают такие, которые из-за больших объёмов обязательного чтения начинают испытывать отвращение к литературе. А встречаются и те, кто читает запоем. Сегодня о своём любимом чтении рассказывает студентка филфака ТувГУ Соня Кузнецова. Она точно не из тех, кто садится за книжку из-под палки. И тем интереснее узнать, что предпочитает читать человек, для которого литература — главный предмет изучения и основное содержание будущей профессии.

 «Мне посчастливилось родиться в читающей семье, — рассказывает Соня. — Сколько себя помню, мои родители всегда держали в руках книги, газеты, всевозможные журналы и постоянно их читали. Естественно, что, глядя на них, и я начала интересоваться книгами. Читать я ещё не умела, и на помощь приходил папа. Мое знакомство с удивительным миром литературы, как и у многих, началось со сказок Пушкина. Как девочка очень впечатлительная и мечтательная, я всегда заворожённо вслушивалась в каждое слово и живо представляла все эпизоды, пропускала все эмоции героев через себя. Для меня все это было настолько удивительно и необычно, что я на полном серьёзе решила: человек живет в трех измерениях — это мир реальный, мир сна и мир удивительный, в котором обитает каждый читатель. Признаться честно, я так и считаю до сих пор.

Серьезное увлечение художественной литературой пришло ко мне в средней школе. Всегда с нетерпением ждала летних каникул, чтобы получить списки для чтения. Получив заветный список, я забывала обо всём на свете и на месяц-два с головой погружалась в чтение. Вот в один из таких «заплывов» в океан книг я и познакомилась с романом Жюля Верна «Таинственный остров». Наверное, это была первая книга, которую я читала с таким упоением. Каждые слово, абзац, главу — впитывала в себя, как губка. Я сопереживала Сайрусу Смиту, Набу, Гедеону Спилету, словом — всем героям. Вместе с ними я то боялась опасностей, то радовалась находке нового жилища, удивлялась их смекалистости и находчивости. Кажется, потом я уже не испытывала такой щемящей тоски оттого, что книга подходит к финалу. А тогда я даже всплакнула — не хотелось расставаться с героями. Именно тогда я поняла выражение «хочется стереть себе память и начать снова». «Таинственный остров» побудил меня к тому, чтобы прочитать все произведения цикла «Необыкновенные путешествия». С тех пор Жюль Верн для меня стал очень родным и близким по духу писателем.

Пребывая на той же волне тяги к приключениям, я наткнулась на не менее завораживающий своим сюжетом роман Майна Рида «Всадник без головы». Сначала мне думалось, что это должен быть роман мистический с элементами эзотерики. Но, к моему великому удивлению, это оказалась очень увлекательная и интригующая история, в основе которой — несчастный случай. Автор виртуозно продержал интригу до конца, чем изрядно потрепал нервишки любопытным читателям.

Как вы уже поняли, я очень люблю приключенческий жанр. Моя преподавательница в университете считает, что это вполне естественно. «Пора юности, — говорит она, — это тот период, когда душа и интересы требуют приключений. Если у вас нет возможности самим эти приключения создавать, то для этого есть литература». Я полностью согласна с этим мнением.

Сейчас я в таком возрасте, когда несколько затянувшееся детство закономерно трансформируется. Впереди — жизнь взрослая. Само собой, это трудное время, и не раз в голове встаёт вопрос — а что делать дальше? Один из ответов на мой риторический вопрос дал роман Николая Чернышевского «Что делать?». Для себя я нашла в этом романе много новых идей, увидела свежие взгляды на взаимоотношения между людьми, мысли о духовной свободе человека. Вместе с главной героиней Верой Павловной Розальской я размышляла над многими вопросами, где-то соглашалась с ней, а где-то наши мнения расходились. Но самое главное — роман «Что делать?» дал мне реальные ответы, которые я искала, задал некий вектор, по которому я иду сейчас.

Как студентка филологического факультета и просто любитель литературы, я всегда буду убеждена, что нет ничего полезнее для человека, чем чтение. Правда, читать лучше «правильную» литературу, проверенную временем. Такую, которая не только займёт часы вашего досуга, но и тронет вашу душу.

Помимо того, что чтение — это лучшее, по моему мнению, занятие, я также убеждена в том, что количество прочтенных произведений со временем перейдёт в качество — в качество личности человека. Начитанного человека всегда видно».

ВОЛШЕБСТВО — НЕ ГЛАВНОЕ

Любимые книжки есть и у самых маленьких наших читателей. Все открытия у них ещё впереди и даже далеко впереди — но уже сегодня, пусть список их самостоятельного чтения не превышает ещё число пальцев одной руки, эти ребята имеют, чем поделиться.

Дугар Саая и Алдын-Сай Эрендей — одноклассники. Учатся во втором классе школы №2 и вместе ходят в одну городскую библиотеку — в «чуковку». Они пока ещё начинающие пользователи библиотеки.

Дугар — юноша современный, продвинутый: любит, чтобы книга была в новом формате. Желательно, цифровая, на экране планшета или ноутбука. Читать его научили в школе, но дома с самого раннего возраста слушал чтение мамы. Поэтому и самая любимая его книжка — разумеется, сказки — сначала была прослушана. Потом начал складывать буквы сам. И выделил из всего прослушанного самую интересную, с точки зрения взрослеющего мальчугана, историю: сказку о стойком оловянном солдатике Ганса Христиана Андерсена.

— Мне нравится, — отметил Дугар, — как оловянный солдатик проходит испытания и как путешествует. И нравится, — добавил, подумав, — что главный герой — игрушечный солдатик.

Все, кто был когда-то маленьким и об этом ещё помнит, с мальчиком согласятся.

Но читал Дугар не только Андерсена. Родители купили ему великолепную книжку с цветными картинками, в которой просто и занимательно рассказываются буддийские притчи. Эту книжку, поручается мама Дугара, мальчик прочёл самостоятельно.

У ровесницы Дугара Алдын-Сай читательский опыт немного побольше: девочка пошла в школу, уже умея читать. Постаралась мама. Мама же, по всей видимости, подбирала своей девочке и книжки для чтения: в первую очередь, девчачьи, которые должны оказаться ближе всего восприятию ребёнка. Поэтому к своим восьми годам девочка хорошо знает и Красную шапочку, и Дюймовочку. Но самая любимая её героиня всё же — Золушка, которую детям мира подарил сказочник Шарль Перро. Интересно, что маленькую читательницу больше всего занимают не чудесные превращения, которые сопровождают главную героиню и в конечном итоге складываются в сказочный финал, и даже не преображение замарашки в принцессу, а — многочисленные таланты Золушки как хозяйки.

— Золушка добрая и трудолюбивая, она всё умеет, — Алдын-Сай перечисляет: — Она шьёт, стирает, вкусно готовит. И я тоже уже многое умею, — поясняет девочка, — например, помогаю маме мыть посуду. Умею стирать.

Но и волшебства бы тоже хотелось, соглашается юная читательница.

Алдын-Сай, в отличие от Дугара, с удовольствием листает бумажные книжки и внимательно рассматривает красочные иллюстрации. Электронные книги трепета в ней не вызывают.

Виктория КОНДРАШОВА