Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Кан-оол ДАВАА: «Тувинский парламент — старейший законодательный орган России»

26 апреля 2016
1215

27 апреля — 110 лет российскому парламентаризму. На вопросы «Тувинской правды» отвечает председатель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Кан-оол Двааа.

Кан-оол Тимурович, 27 апреля в Российской Федерации отмечается День российского парламентаризма. Когда и с какой целью установлен этот день?

— 27 апреля 1906 года начала работу первая Государственная Дума Российской Империи — первый в истории страны демократический институт. Поэтому в июне 2012 года законодательно было принято решение об установлении 27 апреля Дня российского парламентаризма.

В этом году страна отмечает памятную дату — 110-летие российскому парламентаризму. В этой связи хочу поздравить своих коллег депутатов всех уровней с этим праздником.

Представительный институт власти России свое начало берет еще с Киевской Руси. Это народное вече орган государственного управления и самоуправления того времени.

— Действительно, российский парламентаризм имеет многовековую историю. С момента зарождения России на местах действовали органы самоуправления. Они в основном существовали в городах Новгород, Ростов, Суздаль, Киев, Галицкий, Звенигород и во многих других. На вечах обсуж­дались в том числе дела, касающиеся всего общества в целом, включая во­просы мира и войны, вопросы с соседствующими го­сударствами. Решения принимались по принципу большинства голосов присутст­вующих. Вече, по сути, явилось прообразом су­ществующего ныне российского парламента.

Во времена правления Ивана Грозного и Бориса Годунова, а это XVI — XVII века, ученые утверждают, образовались пред­ставительные органы сословного характера — Земские соборы и Боярские думы. Данные органы отражали и защищали местные интересы и выполняли функ­ции представительства сил общественности. С образованием Русского центра­лизованного государства Боярская дума приобрела вид постоянного совеща­тельного органа, находящегося при верховной власти. Она контролировала процесс созда­ния приказов, назначения на важные государственные посты и другие вопросы.

К концу XVII века главенствующую роль получает самодержавие. Институты Боярских дум и Земских соборов ликвидируются.

Во времена царствования императрицы Екатерины формируются институты представительства дворянства и купечества. Затем Александр II проводит формирование земств — представительств уездов или губерний. В 1870 году в России образуются органы городского самоуправления.

Вы согласны с утверждением о том, что полноценное становление парламентаризма в России началось в самом начале ХХ века?

— Да, конечно. Предпосылками для его становления и дальнейшего развития являлось, во-первых, издание и подписание 17 октября 1905 года Николаем II Манифеста — своеобразной декларации о намерениях самодержавной власти, где содержались основные положения по совершенствованию государственного порядка, а также регламентировалось формирование Государственной Думы как основы законодательной ветви власти.

Во-вторых, 23 апреля 1906 года был принят свод Основных законов Российской империи. В своде содержались конституционные положения, со­гласно которым царь осуществлял законодательную власть в единении с Гос­ударственным Советом и Государственной Думой. Любой за­конопроект обсуждался сначала Государственной Думой, затем Государствен­ным Советом (членов назначал император), а только потом уже поступал на подпись самодержцу.

Можно ли считать, что нынешняя структура Федерального Собрания заимствована со структуры представительного органа царской России?

— Частично, да. Только две палаты современного российского парламента — Государственную Думу и Совет Федерации — объединяет Федеральное Собрание Российской Федерации. В настоящее время при­нятые Государственной Думой федеральные законы также получают одобрение у сенаторов и только потом направляются Президенту России на подпись.

Вернемся к первой Государственной Думе Российской империи. Она начала свою работу 27 апреля 1906 года и проработала чуть более двух ме­сяцев…

— С первых дней своей деятельности первая Государственная Дума активно занималась реформированием земельных вопросов. Возникло противоречие между позициями Государственной Думы и кабинета министров. Тогда император принимает решение о роспуске той Государственной Думы.

В состав второй Государственной Думы в большинстве избираются выходцы из крестьян, они также выступают за изъятие помещичьих земель и их передачу во владение крестьянам. Это повлекло очередной роспуск Государственной Думы. Только третья Госдума проработала полный пятилетний избирательный срок. Следующая, четвертая Государственная Дума, проработает также пять лет до 1917 года. Тогда в России сформировалась оппозиция царизму, к чему это движение привело, мы хорошо знаем из истории России. В годы СССР в стране более 70 лет существовала другая форма народовластия — Советы разных уровней.

После распада Советского Союза с декабря 1991 года Россия вновь вступила на путь самостоятельного развития парламентаризма. Первые годы его возрождения были не простыми, тем не менее начало 90-х открыло новый яркий этап развития народовластия в стране.

Как Верховный Хурал Тувы сотрудничает с Федеральным Собранием Российской Федерации?

— Хочу напомнить, что в 2014 году в Совете Федерации прошли Дни Республики Тыва. В них активное участие приняли депутаты республиканского парламента. По итогам «тувинских» дней в верхней палате было принято постановление о социально-экономическом развитии Республики Тыва. Также нужно подчеркнуть, что Верховный Хурал активно взаимодействует с Государственной Думой, в частности с нашим депутатом Л.К. Шойгу.

Первое единение Тувы с Россией состоялось во время работы последней четвертой Государственной Думы Российской империи. Но после Октябрьской революции Тува была разлучена с Россией и как отдельное суверенное государство образовалась в годы советской России.

— Что касается истории становления и развития тувинского парламентаризма, то первое официальное оформление он получил 15 августа 1921 года на Всетувинском Учредительном Хурале. Тогда было про­возглашено создание тувинского государства — Республики Танну-Тува Улус (Тувинская Народная Республика), и принята первая Конституция Тувы. На этом основании I Учредительный Хурал можно назвать прообразом первого парламента Тувы.

Тувинский парламент имеет свою интересную историю. Он от других региональных парламентов России отличается тем, что имеет свой суверенный этап развития. Вы согласны с таким утверждением?

— Тувинский парламент — старейший законодательный орган в России. Действительно, Тува свой первый парламент учредила еще будучи молодым суверенным государством — ТНР. Первую Конституцию Тува приняла до образования СССР.

Тува как государство исторически зарождалась и изначально формировалась как парламентская республика.

В годы существования ТНР верховной властью наделялся съезд всех кожуунов республики — Великий Хурал (парламент), а в промежутках между его заседаниями — Малый Хурал (предпарламент), который избирался на Великом Хурале. Постоянным рабочим органом между сессиями Великого Хурала являлся его Президиум.

Большой импульс развитию тувинского государства придавали Великие Хуралы. Например, состоявшийся в октябре 1924 года Великий Хурал принял новую Конституцию ТНР, которой были внесены изменения в избирательную систему, более четко определена структура центральных и местных органов власти.

Какие вопросы входили в полномочия Великого Хурала?

— Исследователи отмечают, что в ведении Великого Хурала ТНР были такие вопросы, как утверждение и изменение Конституции, внешняя и внутренняя политика, избрание членов Малого Хурала, который, в свою очередь, работал между съездами Великого Хурала. Кроме того, Малый Хурал формировал Правительство ТНР.

Великий Хурал созывался один раз в год, Малый — не реже двух раз в год. На заседаниях Хуралов обсуждались и принимались общегосударственные вопросы: и Великий, и Малый Хуралы имели право отменять постановления местных органов власти, входящих в противоречие с постановлениями верховных органов власти.

В целом в отношении данного периода можно сделать вывод, что депутаты Великого Хурала ТНР, по сути, не имея соответствующего опыта, успешно справились с поставленными перед ними задачами. Ими были разработаны и приняты основные законы, обеспечившие образование и дальнейшее развитие молодой республики. Конечно, в те годы в конституционном строительстве молодого государства широко использовался советский опыт.

После добровольного вхождения Тувы в состав СССР тувинский парламент прошел не менее интересный путь развития…

— С принятием в 1944 году Тувы в братскую семью народов Советского Союза Малый Хурал трудящихся ТНР был преобразован в областной Совет депутатов трудящихся Тувинской автономной области. С преобразованием Тувинской АО в Тувинскую АССР в республике сформирован Верховный Совет автономии. Конечно, в советский период развития Тувы каждый созыв Советов разных уровней внес большой законодательный вклад в развитие республики.

Современный парламент республики свое начало берет с декабря 1993 года. Тогда состоялись выборы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва. Затем в 2002 году, впервые в истории тувинского законодательного органа, был избран громоздкий двухпалатный парламент — Великий Хурал. Он включал палату представителей и Законодательную палату. По итогам референдума, который прошел в республике в 2010 году, он был упразднен. С того периода в республике образован Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва.

Расскажите, пожалуйста, о работе нынешнего состава Верховного Хурала.

— Гражданская зрелость и ответственность, высокий профессионализм и работоспособность, сплоченность и конструктивизм состава Верховного Хурала стали определяющими в работе как в первом созыве, так и в нынешнем. Только за 2015 парламентский год Верховный Хурал принял 111 законов Республики Тыва. В парламенте образовано семь комитетов, из 32 депутатов только девять избранников работают на постоянной профессиональной основе. Сформированы фракции ТРО ВПП «Единая Россия» и ТРО ВПП «Справедливая Россия».

Нужно отметить, что полномочия Верховного Хурала чрезвычайно разнообразны и обширны. Только в Конституции Тувы установлено 25 вопросов, относящихся к исключительной компетенции парламента. И этот перечень является открытым. При этом главным в деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти было и остается законотворчество. А приоритетами правотворчества были и остаются интересы человека, его здоровье, улучшение условий жизни, повышение благополучия и защищенности населения.

В условиях не простого социально-экономического периода развития страны Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва работает в тесном контакте с Главой Республики Тыва и Правительством Республики Тыва. Руководство высшего исполнительного органа государственной власти республики — это участники разных парламентских мероприятий. Ежеквартально проводится совместный Совет парламента и правительства республики, где определяются цели и задачи законотворчества на ближайшее время. Такое взаимодействие идет только на пользу республике, так как перед парламентом и правительством республики стоит одна задача — экономическое процветание региона, закрепленное законами Республики Тыва.

Юрий КОК-ООЛ