Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Готовить людей государственных

29 сентября 2018
515

Востребованность кадетского образования в России в последние годы выросла в разы. На окружном совещании по вопросам развития системы кадетского образования в субъектах Сибирского федерального округа, прошедшем в Туве на этой неделе, причинами назвали высокое качество такого образования и его престиж. Но сегодня, к сожалению, кадетское образование представляется если и системой, то довольно разрозненной. Сказывается как большое количество типов кадетских учебных заведений: от спецклассов в школах до Президентских кадетских училищ, так и отсутствие концепции такого образования, четко сформулированного видения и миссии.

Мы уже писали, что выбор Тувы в качестве площадки для проведения окружного совещания по вопросам развития кадетского образования в Сибири далеко не случаен. Республика — единственный на сегодня субъект округа, в котором, помимо кадетских классов в общеобразовательных школах и лицеях, регионального кадетского корпуса, с недавнего времени наличествует и Президентское кадетское училище. Мало того, но за свой довольно короткий срок существования, даже если не сравнивать его с Суворовским или Нахимовским училищами, обладающими длинной историей, тувинское ПКУ уже успело себя хорошо зарекомендовать. На окружном совещании еще раз было озвучено, что Кызылское ПКУ вошло в сотню лучших учебных заведений России, а, как подчеркнула, общаясь с прессой, министр образования и науки РТ Татьяна Санчаа, педагоги училища постоянно внедряют новые методики в образовательный процесс, причем, многие из них являются авторскими.

— Это, — сказала она, — конечно же, заслуга наших тувинских педагогов.

Наверное, поэтому, помимо ребятишек из Тувы в ПКУ обучаются также кадеты из других регионов России и даже из Монголии. Касаемо последнего, на совещании подчеркнули, что наше ПКУ — единственное в России, где учатся иностранцы. Все это говорит и о престиже училища, и о востребованности кадетского образования. К примеру, полпред президента РФ в СФО Сергей Меняйло, приветствуя участников совещания по селектору, отметил, что на сегодня в Сибири 17 кадетских корпусов, в которых образование получают около 19 тыс. воспитанников. Однако желающих приобщиться к традициям кадетства значительно больше, и имеющихся учреждений не хватает.

При этом сегодня не существует единой концепции кадетского образования. Сейчас в России она только разрабатывается. Ситуацию осложняет еще и то, что кадетские учреждения бывают разных типов: от специализированных классов в общеобразовательных школах, лицеях и гимназия (в Туве, например, такие есть почти в каждой школе) до Суворовских, Нахимовских училищ и, разумеется, ПКУ. Концепции нет, но у каждого такого учреждения есть наработанная база, своя методология преподавания, согласующаяся с видением такого направления образования, контрольные точки которого известны, но вопрос миссии и предназначения все же еще остается дискуссионным.

Такие заведения, как ПКУ, подчас обладают внушительной материально-технической базой и сильным преподавательским составом, что позволяет им давать лучшее образование своим воспитанникам. Меняйло, например, прямо отметил, что в таких учебных заведениях качество образования выше, нежели в обычных образовательных школах. На примере армии и военной истории страны кадетов воспитывают в духе патриотизма и духовных ценностей, которым в последнее время так много уделяется внимания в нашей стране. Что касается именно отсутствия концепции системы кадетского образования, то это, конечно, не значит, что система «не знает, куда движется».

— Нет единого концептуального документа, но есть представление и понимание о системе на уровне регионов, — объяснил Сергей Пилипенко, заместитель начальника департамента государственной политики в сфере общего образования министерства просвещения РФ. — Но сейчас важно разработать единый документ, чтобы была общая рамка для всех. Какое содержание, какое наполнение, какие особенности должны быть при организации воспитательной, учебной и внеучебной деятельности.

Пилипенко убежден, что обмен опытом между регионами и руководителями кадетских и схожих по специфике с кадетскими (у участников совещания была возможность ознакомиться с практическими аспектами деятельности, например, Мариинских женских гимназий в Красноярске) позволит внести серьезный вклад в разработку концепции, обозначить опорные точки в стандартах образовательной и воспитательной деятельности.

На совещании этого прямо не озвучивалось, но исходя из контекста встречи было очевидно, что образцом для выработки концепции может быть взята практика именно Президентских кадетских училищ, их методика организации образовательной и воспитательной деятельности. В Туве, к примеру, как заметила первый вице-премьер Органа Натсак, появление своего ПКУ подняло на новый уровень все кадетское образование.

— Региональный кадетский корпус, в котором обучаются дети-сироты, а также и дети из районов нашей республики, тоже стал ориентироваться на стандарты Президентского кадедского училища, его программа корректируется с учетом образовательной практики ПКУ, — рассказала она.

На совещании было подчеркнуто, что заведения типа ПКУ, действительно, «дают дорогу в жизнь» детям из неблагополучных, неполных семей или семей с низким достатком. В этом ключе Органа Натсак поделилась с участниками совещания практикой, применяемой в республике, которая, наверняка, на встрече заинтересовала многих. Она отметила, что с момента, когда стало известно, что в Туве появится учреждение такого уровня, как ПКУ, глава региона Шолбан Кара-оол сразу отметил, что оно должно стать «элитным».

— «Элитным» в образовательном и воспитательном смысле, при этом выполнять социально значимые задачи, чтобы доступ к элитному образованию получили, дети из бедных или социально неблагополучных семей, — объяснила позицию главы региона Органа Натсак. — По требованию главы республики был объявлен конкурс среди директоров школ, кто больше подготовит детей для поступления в ПКУ. В первую очередь уделялось внимание детям из малообеспеченных, многодетных, неполных семей и детей, чьи родители не отличались социальной ответственностью. Мы составляли список таких детей, определяли кураторов, и начиналась адресная точечная работа с каждым из них по подготовке к поступлению в ПКУ.

По ее словам, дети, обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях города Кызыла, имеют целый ряд преимуществ перед детьми из семей, названных Натсак категорий. Дети, родители которых имеют постоянный высокий доход, имеют и возможность дополнительно заниматься с репетиторами. Чтобы уровнять возможности, и были организованы дополнительные осенние, зимние и весенние школы.

— Подобный подход, действительно, позволил детям из таких семей получить шанс учиться в столь престижном учебном заведении, — подчеркнула Натсак.

Возможно, что такая практика, применяемая в Туве с подачи правительства республики, также будет учтена компетентными органами при разработке всероссийской стратегии кадетского образования.

В департаменте государственной политики в сфере общего образования министерства просвещения России сутью кадетского образования считают воспитание «людей государственных» — лидеров в любых отраслях, прекрасно образованных и воспитанных в традициях патриотизма и любви к Родине. Сергей Пилипенко, замначальника департамент Минпроса России, участвовавший в совещании, подчеркнул, что нельзя рассматривать кадетское образование только как начальную подготовку для будущих офицеров.

— В кадетских учреждениях должны готовить лидеров в любых отраслях — это и есть миссия таких учебных заведений, — подчеркнул он. — Если рассматривать кадетские учреждения только в качестве подготовки будущих офицеров, мы сильно ограничим, поставим в жесткие рамки эту систему.

Итогом двухдневной работы министров образования Сибири стало торжественное подписание соглашений о сотрудничестве 27 сентября в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак». Много лестных слов и благопожеланий было высказано в адрес нашей республики. Министр образования и науки Республики Бурятия Баир Жалсанов отметил, что прием делегации из Сибири был организован на самом высоком уровне.

— Я впечатлен, это встреча была очень плодотворной. Мы должны стать посланниками Республики Тыва, принять эстафету по организации таких мероприятий.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры практической и специальной психологии Новосибирского педуниверситета Ирина Федосеева:

— Честно говоря, я думала, что можно посмотреть там, в Туве? Я много видела, меня сложно удивить, но то, что я увидела здесь, меня поразило. Здесь хорошая содержательная часть образования, низкий вам поклон. Мы готовы с вами сотрудничать.

Заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Наталия Шибанова:

— Меня эти два дня преследовали два чувства — чувство гордости за Туву и Сибирь.

Республика Тыва стала первым регионом, организовавшим окружное совещание по развитию кадетского образования в Сибири. Стороны заключили Соглашение о стремлении обеспечить эффективное взаимодействие образовательных организаций, обмен опытом и постоянное информационное сотрудничество в сфере образования и науки, развивая свои отношения в соответствии с принципами доверия, равноправия, партнерства, уважения, взаимной выгоды, обоюдной ответственности за выполнение положений Соглашения и достигнутых договоренностей.

Владимир АНТОНОВ