Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Год уходящий, год грядущий…

27 декабря 2016
1427

Министерство экономики республики совместно с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления разработало прогноз макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Тыва на 2016, 2017 годы и на плановый период 2018 и 2019 гг. Мы предлагаем выдержки из этого документа, который взят за основу при составлении бюджета республики на будущий год и среднесрочный период.

ПРОИЗВОДСТВО ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА

 В 2016 году валовой региональный продукт оценивается в объеме 52,7 млрд. рублей, на фоне сдержанных темпов роста инвестиций в основной капитал, инфляционных проявлений в экономике ожидается индекс физического объема валового регионального продукта на уровне 100,4 процента.

В структуре валового регионального продукта сохранится тенденция преобладания влияния нерыночных отраслей (образование, здравоохранение, государственное управление — 51 процент), объем валового регионального продукта в 2017 г. прогнозируется в объеме –55,7–55,9 млрд. рублей, к 2019 г. составит 62–63,5 млрд. рублей.

При развитии экономики по оптимистичному сценарию динамика потребительского и инвестиционного спросов будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется более быстрым восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью.

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В 2016 году объем промышленного производства оценивается в 14,0 млрд. рублей, индекс промышленного производства составит 103,2 процента. На увеличение объемов промышленной продукции повлияет добыча угля, полиметаллических руд, а также производство и распределение электрической энергии. Объем обрабатывающих производств в 2016 году составит 1240,6 млн. рублей.

Прогноз объема промышленного производства в 2017 году составит 15069,2–16415,1 млн. рублей. Индекс промышленного производства в 2017 году ожидается с ростом на 102,6–104,5 процента.

Рост промышленного производства в прогнозный период будет происходить за счет увеличения добычи полезных ископаемых. ООО «Лунсин» увеличит объем добычи полиметаллических руд на Кызыл-Таштыгском месторождении до 750 тыс. тонн. Также в республике ведется работа по освоению месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна. Активная инвестиционная деятельность ведется угледобывающими компаниями ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» по освоению Элегестского месторождения, ООО «Угольная компания «Межегейуголь» — Межегейского месторождения.

Добыча каменного угля в 2016 г. оценивается в объеме 1,2 млн. тонн, что на 17,5% больше, чем за прошлый год. За 2017-2019 годы добыча каменного угля увеличится в 1,6 раза с 1200 тыс.тонн до 1900 тыс.тонн.

Объем добычи золота в республике в базовом варианте прогноза сохранится на уровне 2015 года, во втором варианте — увеличится на 6,7 % за счет увеличения объемов добычи ООО «Тардан-Голд».

По оценке 2016 г. стоимость производства и распределение электроэнергии, газа и воды ожидается в сумме 3 880,9 млн. рублей, что на 3,7 % больше, чем за прошлый год. За 2017–2019 годы производство и распределение электроэнергии, газа и воды увеличится в действующих ценах на 14,0 процента.

Увеличение стоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг предприятиями топливно-энергетического комплекса связано с увеличением производства электроэнергии, в том числе АО «Кызылская ТЭЦ», ООО «Лунсин», муниципальные дизельные электростанции, а также с увеличением производства тепловой энергии АО «Кызылская ТЭЦ» и четырех крупных котельных республики (ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4»).

Потребление электроэнергии составило 765,4 млн. кВт.ч, в том числе населением — 178,3 млн. кВт.ч.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В 2015 году объем валовой продукции сельского хозяйства составил 6 413 млн. рублей. В 2016 г. при влиянии роста цен сельхозпроизводителей валовой объем сельскохозяйственной продукции составит 6,7 млрд. рублей и в сопоставимых ценах 100,2 процента. В прогнозный период 2017–2019 гг. рост будет обеспечен за счет увеличения производства животноводческой продукции (мясо, молоко), создание конкурентных условий на внутреннем рынке местных сельхозтоваропроизводителей, повышения продуктивности сельскохозяйственных животных, улучшения развития сельского хозяйства.

Базовым предприятием мясного кластера в республике будет являться мясокомбинат в с. Сукпаке Кызылского района с предубойной базой на 10 тысяч голов крупного и 30 тысяч мелкого рогатого скота, который начал производственную деятельность в 2016 году. Новый мясокомбинат является одним из проектов, сформированных по кластерному принципу в рамках губернаторского проекта «Одно село — один продукт».

В 2019 г. объем сельскохозяйственной продукции составит 7,7–8,2 млрд. рублей и в сопоставимых ценах к 2015 г. рост составит на 4,5 — 6,8 процента.

В прогнозном периоде приоритетами агропромышленного комплекса будут являться развитие мясного и молочного скотоводства, переработка сельскохозяйственной продукции. Для выполнения поставленных задач будут применяться меры, предусматривающие ввод дополнительных производственных мощностей с учетом применения кластерного подхода в организации агропромышленного комплекса республики.

ТРАНСПОРТ

Протяженность автомобильных дорог к 2018 году в сравнении с 2015 г. увеличится на 38,7 км. При изменении направления трассы федерального значения М-54 «Енисей» по маршруту Кызыл–Чадан–Хандагайты–госграница с Монголией протяженность автодорог федерального значения увеличится на 30 км (с 378 до 408 км).

В 2016 году ведется строительство автомобильной дороги «Подъезд к мараловодческому хозяйству «Туран» — 18,5 км. Для участия в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 –2017 гг. и на период до 2020 г.» представлен в Минсельхоз России пакет документов на строительство автодороги «Подъезд к Мараловодческому хозяйству «Туран».

В настоящее время строительство автодороги «Подъезд к Мараловодческому хозяйству «Туран» предусмотрено за счет выделения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Республики Тыва, предусматривающих приведение в нормативное состояние, а также развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) или местного значений.

В прогнозном периоде объем грузоперевозок увеличится на 25,9–46,9 т-км. к 2015 году и составит по оценке в 2016 году — 235 млн. т-км. В 2019 году положительная динамика планируется за счет реализации крупных инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых.

СВЯЗЬ

По предварительным оценкам в 2016 году ожидается рост объема услуг связи на 7 процентов. Рост будет обеспечен за счет реализации соглашения между Правительством Республики Тыва и ООО «Т2 Мобайл» на реализацию инвестиционных проектов в сфере подвижной радиотелефонной связи. Кроме того, операторами связи планируется обеспечить установку базовых станций стандарта 4G в г. Шагонаре, г. Чадане, г. Кызыле. Всего планируется ввести в эксплуатацию 37 базовых станций.

Объем услуг связи на 2017 год запланирован с увеличением на 6 процентов, в 2018 году — на 6,5 процента, 2019 году — на 7 процентов. В 2017–2019 годах операторами сотовой связи продолжится работа по повышению качества услуг связи путем внедрения базовых станций стандарта 4G. Продолжится также работа по повышению качества предоставления почтовых услуг путем проведения реконструкции, капитального и текущего ремонтов почтовых отделений, установлением в них пандусов.

В рамках Соглашения о сотрудничестве в области развития телевидения и радиовещания в Республике Тыва между Правительством Республики Тыва и федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» будет продолжена работа по строительству на территории Республики Тыва сетей цифрового эфирного наземного вещания в целях распространения и трансляции телевизионных и радиоканалов, получивших право на осуществление цифрового эфирного наземного вещания. В рамках Соглашения к 2019 году планируется достичь значения показателя по охвату населения цифровым телерадиовещанием в соответствии с целевыми индикаторами и показателями, установленными федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы».

ИНВЕСТИЦИИ

В 2017–2019 гг. объем инвестиций по республике возрастет на 4,9 процента в сопоставимых ценах и достигнет от 7349,5 до 10 073 млн. рублей к 2019 году.

Продолжится строительство военного городка отдельной мотострелковой бригады (горной) и путевого железнодорожного батальона, комплекса зданий для размещения военного комиссариата Республики Тыва. В рамках государственных программ на территории республики продолжится строительство следующих объектов в 2017 г.: автодорог федерального и регионального значений; многоквартирных жилых домов, жилых домов для детей-сирот; спортивно-культурного центра в птг. Каа-Хеме, дворца молодежи со стеларием в г. Кызыле; общеобразовательных школ и детских садов, завершение строительства терапевтического корпуса в г. Кызыле, плавательного бассейна в г. Ак-Довураке, реконструкция аэропортового комплекса в г. Кызыле, завершение реконструкции здания ТИГИ, строительство скважин на чабанских стоянках; строительство и реконструкция локальных систем водоснабжения, строительство водоповысительной насосной станции и инженерных сетей в мкрн. «Спутник» г. Кызыла, расширение очистных сооружений до мощности 48 тыс. м куб. г. Кызыла (2-й пусковой комплекс), котельных в гг. Ак-Довураке, Шагонаре. Планируется проектирование очистных сооружений в г. Шагонаре, г. Ак-Довураке и г. Кызыле (II очередь).

В 2017 г. на территории Республики Тыва крупные инвесторы продолжат реализацию проектов с учетом ограничения их финансирования в условиях кризисных явлений в Российской Федерации:

— на горно-обогатительном комбинате Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд инвестор «Хэйлунцзянская горнорудная компания», КНР, и дочерняя компания в Туве ООО «Лунсин» планируют увеличить объемы добычи полиметаллических руд;

— на угледобывающем комплексе Межегейского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна инвестор ООО «Евраз-Холдинг» и дочерняя компания в Туве ООО «УК «Межегейуголь» планируют приступить к шахтной добыче каменного угля;

— на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении инвестор ООО «УК «Интергео» и дочерняя компания ООО «Голевская горнорудная компания» продолжат разведку месторождения меди, молибдена и попутных компонентов. В течение 2017–2019 гг. будет осуществляться разработка проектно-сметной документации комбината по обогащению руд;

— на бетонном заводе в г. Кызыле инвестор ООО «Бенконс», Республика Азербайджан, планирует увеличить объемы производства товарного бетона. Гостиница на набережной в г. Кызыле будет введена в эксплуатацию в 2016 г. На условиях государственно-частного партнерства в 2017 г. завершит строительство детских садов в мкрн. левобережных дач, на ул. Дружбы, 1/1 г. Кызыла.

В 2017–2019 гг. за счет привлечения средств инвесторов запланирована реализация таких инвестиционных проектов, как строительство кирпичного, асфальтового заводов, строительство лесоперерабатывающих предприятий.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Объем выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности «Строительство» в 2016 г. оценивается в объеме 3280 млн. рублей, что на уровне прошлого года.

В прогнозный период будет продолжено строительство плавательного бассейна в г. Ак-Довураке, военного комиссариата в Кызыле, военного городка отдельной мотострелковой бригады (горной) и путевого железнодорожного батальона в г. Кызыле, объектов инженерной инфраструктуры и дорожного хозяйства, общеобразовательной школы в Кызыл-Мажалыке.

В 2016 г. ввод жилья оценивается в объеме 90 тыс. кв. м. За период с 2017 г. по 2019 г. планируется ввести 331–364 тыс. кв. метров жилья, в 2019 г. — 121–131 тыс. кв. метров, что превышает показатель 2015 г. в 1,1–1,2 раза.

Жилищное строительство преимущественно будет вестись за счет индивидуального жилищного строительства (до 80%), со стороны органов местного самоуправления будут выполнены мероприятия по оказанию содействия развития индивидуального строительства — обеспечение завершения разработки и утверждения градостроительных документов территорий, снижение административных барьеров, стимулирование инвестиционной активности на рынке жилья.

По государственным обязательствам будут проводиться работы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фондов, обеспечению жильем детей-сирот и отдельных категорий граждан. Планируется внедрять механизм жилищных кооперативов для молодых семей.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В 2016 году среднемесячная заработная плата оценивается в размере 29085 руб., с ростом на 2,8 процента. К 2017 году средняя заработная плата прогнозируется с ростом на 3,1–3,9 процента по первому и второму вариантам. В прогнозируемый период продолжится реализация мер по повышению заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с «майскими» Указами Президента Российской Федерации 2012 года. В реальном секторе экономики росту зарплаты способствует активизация горнодобывающей деятельности за счет введенного в эксплуатацию горно-обогатительного комбината по выпуску медного, свинцового, цинкового концентратов, роста объемов добычи угля и золота. Фонд оплаты труда может достигнуть к 2017 году 25090 млн. руб., к 2019 году — 27200 млн. руб.

Оптимизация сети бюджетных учреждений, проводимая в рамках реализации планов мероприятий («дорожных карт»), также способствует снижению неэффективных бюджетных затрат, а также росту оплаты труда работников учреждений социальной сферы. Продолжится реализация Плана мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда работников, а также мониторинг соблюдения бюджетными учреждениями уровня соотношения заработной платы руководителей и работников. Соответствующий нормативный правовой акт Правительством Республики Тыва принят.

В прогнозируемый период темпы роста средней заработной платы по республике ниже темпов роста индекса потребительских цен, что скажется на снижении уровня реальных доходов населения. Также ожидается рост величины прожиточного минимума, так, в 2016 году ожидается рост на 13 процентов и составит 11078 рублей, к 2019 году возрастет к уровню 2016 года на 28 и 29 процентов по первому и второму вариантам (14270 –14203рублей к 2019 году). Таким образом, прогнозируется рост доли населения с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума: в 2016 году — 38,5 процента, к 2019 году ожидается некоторое улучшение ситуации или снижение доли бедного населения до 37–36,5 процента по первому и второму вариантам за счет оптимизации индекса потребительских цен и роста денежных доходов населения.

На повышение уровня жизни населения также повлияет реализация губернаторских проектов «Корова-кормилица», «Кыштаг для молодой семьи», «Одно село — один продукт», предполагающих занятость населения на сельскохозяйственном производстве. В рамках проекта «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием» ежегодно осуществляется обучение лиц из малообеспеченных семей, не имеющих членов семей с высшим образованием в трех поколениях, что также повлияет на улучшение качества жизни населения.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

В 2016 году численность безработных граждан оценивается в 22,5 тыс. чел., со снижением к уровню 2015 года на 3 процента (2015 г. — 23,2 тыс. человек), соответственно уровень общей безработицы составит 18 процентов со снижением на 0,6 процент­ных пунктов к уровню 2015 года (2014 г. — 19,1 процента, 2015 г. — 18,6 процента).

В 2016 году в рамках реализации мероприятий подпрограмм «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва», «Содействие занятости населения Республики Тыва» государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 2017–2019 годы» планируется:

трудоустройство на постоянные рабочие места граждан, обратившихся в органы занятости населения республики (2029 человек);

содействие в трудоустройстве многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на созданные рабочие места (19 человек);

стажировка выпускников образовательных организаций (60 человек).

организация общественных работ (5000 человек);

организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (2000 человек);

профессиональное обучение безработных граждан (1116 человек);

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (120 человек);

организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (50 единиц).

Дополнительной мерой по снижению безработицы в 2016 году является снижение неформальной занятости в Республике Тыва. Также продолжится мониторинг создания рабочих мест предпринимателями, получившими государственную поддержку на развитие или создание собственного производства. В 2015 году 67 получателями поддержки по состоянию на 1 июля 2016 г. создано 432 рабочих места.

На снижение напряженности на рынке труда в прогнозный период повлияет и реализация мероприятий государственной программы Республики Тыва «Труд и занятость на 2014–2016 годы». Всего на реализацию государственной программы занятости населения будет направлено 286191,7 тыс. рублей, из них из федерального бюджета — 189624,7 тыс. рублей (66,3 процента) и республиканского — 96567,0 тыс. рублей (33,7 процента).

Также гражданам из числа безработных будет оказана государственная поддержка за счет реализации губернаторских проектов «Корова-кормилица» — 369 человек и «Кыштаг для молодой семьи» — 105 человек.

Снижение числа безработных граждан в прогнозный период будет достигаться также за счет трудоустройства безработных граждан в ходе реализации государственных программ «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014–2016 годы», «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014–2020 годы», «Развитие образования и науки на 2014–2020 годы», «Развитие здравоохранения на 2013–2020 годы», «Развитие физической культуры и спорта до 2020 года», «Развитие культуры и туризма на 2014–2020 годы», в рамках которых продолжится строительство и ввод объектов и проведение мероприятий, посвященных Году тувинского гостеприимства. Соответственно будет расширяться спектр услуг в области туризма. Всего за счет всех государственных программ планируется трудоустроить около 1000 безработных граждан.

К 2019 году численность безработных граждан планируется снизить до 21,7–21,4 тыс. человек по первому и второму вариантам прогноза, а численность граждан, официально зарегистрированных в органах занятости, — до 5,3 тыс. человек.

ДЕМОГРАФИЯ

Согласно оценке, в 2016 году среднегодовая численность населения Республики Тыва увеличится на 0,6 процента и будет составлять 316,5 тыс. человек. На долю городских жителей придется 54,2 процента, сельских — 45,8 процента. В республике сохраняется устойчивая тенденция к увеличению численности населения, в основном за счет естественного прироста. К 2019 году, учитывая первый и второй варианты прогноза, планируется довести численность населения республики до 322,0-323,0 тыс. человек соответственно.

На протяжении последних пяти лет в республике наблюдается снижение рождаемости, обусловленное сокращением числа женщин репродуктивного возраста. В 2015 году показатель рождаемости составил 23,8 на 1000 населения, что на 5,9 процента ниже уровня 2014 года.

Тем не менее показатель рождаемости остается высоким, занимает лидирующее место среди российских регионов и превышает среднероссийский показатель в 1,8 раза. По итогам 2016 года ожидается снижение показателя рождаемости до 23,0 на 1000 населения. В прогнозном периоде значение данного показателя планируется сохранить на уровне 23,4 на 1000 населения на период до 2019 года за счет проводимой активной работы по профилактике и снижению числа абортов, прежде всего за счет укрепления психологической службы и доабортного консультирования, реализации комплекса мер, демографической политики, а также мер принимаемых в рамках борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями и злокачественными новообразованиями.

В 2015 году показатель смертности составил 10,3 на 1000 населения, что на 5,5 процента ниже уровня 2014 года. К 2019 году показатель смертности планируется снизить до 10,0–9,8 на 1000 населения. Этому будут способствовать основные меры по снижению смертности, направленные на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально-значимых болезней, формирование здорового образа жизни.

По предварительным данным, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2015 г. составила: оба пола — 63,13 лет, что на 1,3 года выше уровня 2014 года. В последующие годы повышение уровня социальной поддержки и качества жизни населения, реализация мероприятий по модернизации здравоохранения, мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения будут способствовать увеличению данного показателя, план на 2019 год — 64,4 года.

В республике сохраняется отрицательное сальдо внешней миграции, т. е. выезжает из Тувы больше, чем въезжает. В 2015 году коэффициент миграционной убыли составил 75,6 на 10 тыс. населения. Удельный вес внутренней миграции в республике в общем миграционном обороте составил 61,3 процента, основное направление — «село–город». Большая часть внешней миграции приходится на Республику Хакасия, Красноярский край, Новосибирскую и Томскую области. Для республики также характерна образовательная межрегиональная миграция.