Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Дороги жизни

23 сентября 2017
779

Начало деятельности дорожного отдела Каа-Хемского района по ремонту и постройке дорог относится к 1948 году. Дорожный отдел осуществлял контроль над гужевой повинностью, которая возлагалась в колхозах и организациях на конный транспорт, автомашины и трудоспособное население (ремонт грунтовых дорог и мостов).

Отдел был при исполкоме районного совета депутатов трудящихся. В нем трудились заведующий отделом Иван Васильевич Глушков, мастера Николай Афанасьевич Дроздов и Алексей Иванович Решетников.

В 1965 году отдел реорганизован в дорожный участок № 1471. В штате состояли: начальник, бухгалтер, инженер, 4 дорожных мастера и 8 ремонтеров (дорожных рабочих) — всего 15 человек. Из колхоза «Путь к коммунизму» была передана Дерзиг-Аксынская паромная переправа с тремя паромщиками. Начальником ДУ был Леонид Сергеевич Камзалаков, который работал в период становления организации и по 1977 год. Участок был наделен одним трактором ДТ-54 с прицепным грейдером, который зимовал под открытым небом.

Под производственное помещение была передана контора скотоприемного пункта. План на 1965 год был определен в 28,3 тысячи рублей, который был выполнен на 25,8 тысячи, или 91,1 процента. В 1966 году план был доведен до 74,4 тысячи рублей. Стал вопрос, как и каким путем его выполнять? «В руках» ДУ только люди и указ 1957 года. Начали собирать старую списанную технику по колхозам района. Шофер Анатолий Романович Горшков собрал самосвал «Урал» из трех списанных автомашин РТС, на которую поставили комбайнерский бункер вместо кузова. Таким же путем в 1966 — 1967 годах были собраны два самосвала «ЗИЛ-585» и две автомашины «ГАЗ-51» с самосвальным кузовом. Из совхоза «Победа» был взят списанный трактор «С-100», из которого сделали бульдозер. Это уже было что-то, и коллектив начал приводить автодороги района в порядок.

В 1968 году за ДУ было закреплено 90 километров гравийной дороги областного значения. Была передана вторая паромная переправа в м. Кок-Тей с деревянным паромом. План 1968 года был увеличен до 192 тысяч рублей. К этому времени коллектив состоял из 46 рабочих и инженерно-технических работников. Техника пополнилась одним трактором «С-100», тремя «ДТ-54», тремя прицепными грейдерами, двумя автогрейдерами. Был приобретен экскаватор «Беларусь». Вопрос стал о том, где ставить технику, мастерские, который был решен за счет гаражей при ликвидации Сизимского леспромхоза. Два гаража были разобраны и на плотах сплавлены до с. Сарыг-Сепа. Гаражи были построены с печным отоплением. Одно помещение служит и поныне.

Со временем ДУ-1471 набрал темпы, стал справляться с производственной программой. В середине 1970-х годов это был работоспособный коллектив, насчитывающий 75 человек. Дорожный участок стал не только содержать дороги, но и строить новые. Так, были построены дорога Сарыг-Сеп — Бурен-Бай-Хаак (40 км), мосты через р. Бурен (55 п/м) и р. Дерзиг (75 п/м).

Коллектив в это время мог выполнять и более сложные задачи. Так, по заданию «Туваавтодора», РК КПСС и РИКа была проложена трасса до с. Кунгуртуга протяженностью 260 км, которая шла по тайге, рекам, горам. Строили при больших морозах. Рейд длился полтора месяца. За успехи в работе коллектив был награжден Почетной грамотой РК КПСС, РИК, Переходящим Красным Знаменем и Дипломом Министерства автомобильных дорог СССР.

С 1975 до 1980 годов была улучшена производственная база: построены РММ, котельная, расширено помещение конторы. Руководил предприятием Николай Николаевич Котов, затем начальником был назначен Петр Георгиевич Самороков.

С октября 1980 года ДУ преобразован в ДРСУ. Численность коллектива доходила до 100 человек. Обслуживали 67 км областной дороги и 99 км местных дорог. Приступили к реконструкции дороги Кызыл — Сарыг-Сеп (капитальный ремонт и покрытие). Обновилась и увеличилась численность техники. Создан Бурен-Бай-Хаакский дорожный участок, где было построено два гаража, четыре двухквартирных дома. Кроме линейных, в райцентре имелись 33 ведомственные квартиры. Завели подсобное хозяйство. Построен асфальто-бетонный завод, который в девяностых годах закрылся.

С мая 1999 года ДРСУ реорганизовано в ООО «Сарыг-Сепский ДРСУ». Коллектив составляет 40 человек. Более двадцати лет предприятие возглавляет Михаил Васильевич Хабаров. Большим уважением в коллективе пользуются ветераны Иван Петрович Поминов, Николай Степанович Полев, Петр Семенович Калашников и многие другие. Не прерывается связь поколений: растет мастерство молодых дорожников. В новых условиях хозяйствования сохранены оснащенная производственная база, техника, поддерживается рентабельность. Предприятие имеет стабильное экономическое положение.

В 2018 году у коллектива юбилей — 70-летие создания дорожного участка.

Людмила ЛАГБА