Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Для бренда нужна легенда

24 сентября 2016
1674

В Туву съехались специалисты в области туризма из соседних областей и краев, чтобы принять участие в межрегиональной научно-практической конференции, которая проходила 22 и 23 сентября.

Республика уникальна своей природой, историей, искусством. Ей есть чем завлечь, удивить гостей. Каким образом сделать свой регион привлекательным, как развивать туриндустрию — как раз об этом и говорили на конференции «Туризм как фактор регионального развития».

Открыл конференцию в Центре развития тувинской культуры и ремесел и.о. министра культуры Алдар Тамдын. Он выразил признательность гостям республики за интерес к конференции, ведь туризм — мощный аккумулятор экономического роста, его развитие позволит повысить доходные виды бюджета.

Первым на пленарном заседании было выступление и.о. руководителя службы по охране памятников культурного наследия РТ Омака Ондара. В республике, сказал он, на 1 сентября этого года 954 объекта культурного наследия, из них 730 — археологические. Но в сферу туриндустрии вовлечен очень малый их процент. В Кызыле это скульптурный комплекс «Центр Азии», историческая часть города от парка до площади Арата.

Наиболее перспективным в развитии туризма он видит создание историко-культурных музеев-заповедников. Например, разработка долгосрочного проекта, основанного на быте и культуре старообрядцев в верховьях Каа-Хема, архитектуре их поселений. Сослался на музей под открытым небом «Казановка» в Хакасии, в деятельности которого в качестве экскурсоводов принимают участие и старшеклассники. Всего в соседней республике 15 подобных музеев. И туристический поток туда только увеличивается.

Еще одно направление — туристические комплексы. А также сохранение и развитие традиционных промыслов, самобытность которых определяют технологические особенности. В Туве есть свои бренды. Например, изделия из агальматолита бай-тайгинских камнерезов. Традиционные способы изготовления юрты в Хорум-Даге Дзун-Хемчикского района. Каждому муниципалитету неплохо разработать хотя бы по одному бизнес-проекту по созданию своего неповторимого бренда.

Тува богата историко-культурным наследием. Обслуживание туристов — это целый комплекс: транспортная составляющая, сфера обслуживания, сувенирная продукция и т.д. Необходима инфраструктура. В республике, в основном, развивается экологический и природный туризм.

Заместитель министра культуры Красноярского края Ольга Василенко напомнила о четырехстороннем соглашении в сфере развития туризма между Тувой, Хакасией, Алтаем и Красноярским краем, о музее-заповеднике «Шушенский» с комплексом «Новая деревня», в котором дома сибирского казачества XVIII века имеют удобства XXI века.

Ольга Василенко поделилась с коллегами опытом развития отрасли края. В регионе 330 турфирм, 640 туристических туров, 38 туроператоров, число которых растет. С 2015 года муниципалитеты впервые стали получать субсидии на развитие своих проектов. ыВ прошлом году их получили Сухобузимский (связан с памятью живописца Василия Сурикова), Шушенский и Шарыповский районы. В этом году, кроме Сухобузимского, субсидии получили еще три района: Туруханский, Краснотуранский, Ермаковский (граничащий с Тувой) и г. Дивногорск.

Ольга Василенкко отметила, что в рамках Красноярского экономического форума впервые работала площадка «Туризм». Предложила создать туристический маршрут, объединяющий Туву, Хакасию и Красноярский край.

В секции «Событийный туризм» выступили преподаватели Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета (Красноярск) Мария Павловна и Полина Владимировна Куликовы. Их рассказ о создании брендов, с демонстрацией видеоролика, вызвал живой интерес. Бренд — это ментальная оболочка продукта, для брендирования нужна легенда, подход. Над символикой работает целая команда художников, дизайнеров. Они погружаются в историю, изучают огромное количество материала. Самое главное — создать положительный образ региона. Уже выполнены заказы по изготовлению десяти брендов: Чукотки, Горной Адыгеи, городов «Серебряного ожерелья России», Северного Кавказа (в последнем слове буквы «А» в виде двух горных вершин Эльбруса с черточками-облаками). В символике Великого Новгорода главенствует знак «жива» из древней руны. В цветовом плане использованы красный и золотой цвета, как на новгородских иконах. К слову, дизайнерами разработан и бренд Тувы, с бубном, слоганом «Земля живых традиций».

В рамках конференции в Доме туризма представлена фотовыставка «Тува, открытая миру» с работами красноярских художников Михаила Маклакова и Евгения Горбунова, и наших авторов: Виталия Шайфулина, Виктории Лачугиной, Анны Хадаханэ. На фотокартинах — неповторимая природа Тувы, ее жители, знаменательные события, философия тувинца-кочевника: «Взгляд шаманки», «Таинство заваривания тувинского чая», «Рождение Улуг-Хема», «Услада глаз кочевника» (в дверном проеме юрты видна лошадь, мирно пощипывающая траву). Выставка еще будет работать не менее месяца.

Там же проходила работа секции «Экологический туризм», в которой приняла участие главный эксперт Госкомитета туризма Хакасии Алена Сиорпас. О санаторно-туристическом комплексе «Алтан» рассказал Виктор Мантыков, мэр Осинского района Иркутской области. С фирмой «Мистер Фикс Турс», что тоже в Иркутской области, познакомила ее генеральный директор Анжелика Токарева, уроженка Кызыла. Встреча с малой родиной, призналась, вызвала ностальгические строки: «Нет красивее края, чем Тува моя родная».

Елена ЧАДАМБА