Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Языком рок-оперы

Выбор редакции
23 апреля 2022
83

Прошли два премьерных показа фолк-рок-оперы «Кайгал». Праздник, праздник, праздник! Впервые именно в этом жанре, оправдывая своё название (это про музыку), поработала часть коллектива артистов. И опять же впервые за многие десятилетия «распечатали» оркестровую яму, для симфонического оркестра имени В. Токи, который вживую около полутора часов исполнял музыку Буяна-Маадыра Тулуша.

В атмосфере торжества

Организаторы сумели создать атмосферу торжества. Один из «маленьких» штрихов – распечатали красочную программку, где и короткая аннотация-либретто, и полная информация о создателях спектакля, что правильно и достойно. Как и должно быть в храме культуры. Не забыли и о синхронном переводе, звук и аппаратура отлажены в нормальном режиме, текст – поэтичный, обо всем происходящем коротко и ясно сказано. А вела синхрон наша народная любимица заслуженная артистка России и Тувы Галина Мунзук, прекрасно передавая нюансы сюжета (ее дикция, знание тонкостей русской речи, талант чтеца – всё в актив, причем, практически постоянно она этим занимается в родных стенах, да и конкурентов у нее, увы, нет). Так что разноязычный зритель – милости просим! Ощутима была и поддержка Министерства культуры и туризма РТ, курировали процесс, его сотрудники занимались разным, в том числе – и приглашением гостей, среди них – даже засаянские.

Много пришло молодежи. Для юношей и девушек, да и не только для них, получилась своеобразная экскурсия… к первому ряду. Все-все хотели посмотреть вниз, на ту самую оркестровую яму, уже задолго до начала премьеры заполненную музыкантами. Диковинка! (Будем надеяться, что такое станет обыденностью.) Нашли и интересный ход: внизу подключили камеру, на потолок около сцены вывели видеокартинку оркестрантов. Мы их лицезрели во время зачина – звучания увертюры. Здорово продумали!

Вдохновители-создатели

За основу взяли поэму народного писателя РТ Э. Мижита «Песни кайгалов» – «Кайгалдын ырылары», он же написал удачное либретто, сюжет динамичен. Вроде бы прост, но полон философской глубины. В тоже время напоминает историческое прошлое (моменты Кобдинского сражения), перекликаясь с днем нынешним. Развивается по нарастающей.

Композитор корпел несколько месяцев над такой большой формой произведения. Видимо, пандемийная ситуация пошла на пользу, Буян-Маадыр Ирбен-оолович в эту паузу полностью погрузился в столь им любимый мир звуков, так проникся и «сросся» с сюжетом, что история давно минувших лет стала для него родной и близкой. Отсюда и роскошный результат у творца, получилась Музыка! Побывавшая на премьере доктор искусствоведения известный музыковед Зоя Кыргыс коротко и точно сказала: «Буян-Маадыр – молодец!» Опера продумана по законам жанра, не убавить, не прибавить, тонкости и нюансы, да еще и национальный колорит. Автор войдет в историю развития музыкального искусства в Туве как создатель первой фолк-рок-оперы. Правда, опыт соприкосновения с большой формой произведений уже был, напомним: он возглавлял творческую группу по созданию оперы «Монге аялга». Вполне зрелый и сложившийся творец, член Союза композиторов России с 2007 года.

Оркестр блистал

Композитор сейчас – художественный руководитель филармонии. Видимо, потому мог и сам участвовать в процессе работы оркестра, что прописан в этих стенах, над партитурой. Коллектив во главе с заслуженным артистом РТ Эресом Тартан-оолом превзошел самого себя, заслуживает только большой похвалы. Оказывается, могут поразить, если постараются. Тут выкладывались упорно и с энтузиазмом, это чувствуется. Видимо, и самих исполнителей произведение захватило и затронуло, да и хотелось доказать: мы – можем! Браво, оркестр! Звучало мощно, красиво, сочно, в одном порыве. Творили. Создавали, если хотите, историю. Достойно и как того требует жанр, звучали хоры, соло-арии, дуэты, ансамбли. Никаких заминок и лишних пауз. Музыка в подаче оркестра стала одним из самых главных действующих лиц постановки. Если не самым главным.

Тандем единомышленников

Сценография и костюмы – заслуженного работника культуры РФ, народного художника РТ, почетного работника культуры Монголии Начына Шалыка, директора театра. Приверженец минимализма и лаконизма, он и здесь придерживается своих идей (видимо, исходя и из финансовых возможностей). В основном следует этнографическим реалиям. Но в костюмах кайгалов «порезвился», прослеживается тенденция… индейских мотивов. И некоторый модернизм. Это уж точно молодежи понравится. Чувствуется, сцена для задумок маловата, что-то и происходит на втором плане за конструкциями юрт, не совсем заметно для зрителя. Тут вместе с режиссером есть над чем подумать.

Постановщик – заслуженный артист РТ Сайдаш Монгуш, главный режиссер театра. Человек поющий, голосистый, ему как никому другому близка идея новинки. Во вступительном слове (в светлой шляпе, прикрывающей «чистую» от волос голову) он представил сюжет рок-оперы. Подчеркнул, что это не только история более вековой давности, но и дань уважения нашим героям, что сейчас участвуют в спецоперации на Украине. Действительно, сюжет вечен, есть порой прямые отсылки в день нынешний. Используется квадратура сцены и в высоту, получается своеобразная трехмерность пространства. Немного задействован вращающийся элемент площадки. Но особых изысков в сценографии постановка не предлагает. Может, сюжет того и не требует. Хотя… Удачно на заднике смотрятся видеокартинки (особенно впечатляет гроза), придавая выразительности сценам, усиливая их воздействие на зал. Даже есть сценки, где удачно используется площадка в зале, ближе к зрителям.

Долгой жизни, спектакль!

Оказывается, не было времени долго репетировать, получилось полностью собраться только четыре раза. Этого, конечно, недостаточно, что пока и чувствуется. Надеемся, спешка со временем сгладится, движения будут более отлаженными. Особенно у молодых артистов-кайгалов, танцы требуют пристального внимания и больших тренингов, сыроваты пока. Сейчас отточенности движений не особо заметно. На это обратила внимание и Зоя Кыргыс. Но – стараются. Потенциал есть. Надо реализовывать.

Актерский ансамбль подобран удачно. Много новых молодых лиц задействовано. Режиссер говорит каждому: давай, раскройся, покажи себя, даю тебе шанс! Но, главное, надо уметь петь. Думаю, подопечные Сайдаша Монгуша воплотили его чаяния, не подвели, оправдали оказанное доверие. Старались все, создавали образы. Представлены несколько поколений поющих лицедеев. Даже есть момент а’капельного исполнения, это уже высокое мастерство. На финальных поклонах всех создателей спектакля представили, были и корзина цветов, и большой торт, и фото на память. Что добавляло красочных штрихов в атмосферу праздника.

Роли, роли…

Самая яркая роль – Мама, народная артистка РТ Луиза Мортай-оол. Точно выверенная драматургия, не только замечательно исполняет все свои партии, но и прекрасно играет, создает запоминающийся образ. Заметен кропотливый черновой труд над ролью, что дал прекрасные всходы. Актрисе подвластно всё! И думаешь: как жаль, что мало ей довелось в творческой биографии сочетать все свои таланты, как на этот раз. Человеку дали шанс – она его использовала на все сто.

Сквозь весь сюжет проходит образ Ирея, Айдыс Даржай замечательно перевоплотился, это такой собирательный былинный персонаж. Представитель тувинского народа, в котором сохранена традиция. Живой Вечный Дед, пока он жив – живы люди и история его племени. Вспоминается киногерой Павла Кадочникова, в любое время и эпоху – убеленный сединами Старец, в эпопее «Сибириада» А. Михалкова-Кончаловского. Эти фигуры из одного ряда. Наш артист прекрасно воплотил образ драматургически, прекрасно исполняет вокальные партии, даже горловое пение звучит. Каждое движение выверено и точно.

Запоминаются молодые Ачыты Салчак (Хеймер), Чаяна Монгуш (Таныжы). Достойно смотрятся массовые сцены, хоры и ансамбли выводят партии – за душу берет. По-особому тепло зрители встречают образы кайгалов, где у каждого есть хотя бы маленькое, но – соло, коротенькая ария.

Удача труппы

Успех у постановки будет длительный, на многие годы. И – славная история.

Потому что Добро и Зло, Любовь и Смерть, Захватничество и Заступничество, Патриотизм и Героизм на сцене всегда востребованы. Такие сюжеты держат зрителя в напряжении, помогают лучше узнавать себя и окружающий мир, задумываться о вечном. Да, музыкальная премьера ставит многие вопросы о чести, долге, совести. Языком оперы!

Несомненная удача творческой группы.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из Интернета