Тувинская правда 12+

«Я живу жизнью тех, кого рисую…»

3 апреля 2022
93

Почетные гости

Благодаря платформе Zoom присутствовали (виртуально) почетные гости из музеев России и Монголии: Курагинский краеведческий музей, Национальный музей Республики Бурятии, Таймырский краеведческий музей, Хакасский Национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей-заповедник Судакская крепость Республики Крым, Елабужский государственный музей-заповедник Республика Татарстан, музей аймака УВС, г. Улангом, Монголия, Дом-музей им. Г. Жукова г. Улан-Батора, Монголия и другие.

На открытии выступили К. Бичелдей, министр культуры и туризма Тувы В. Чигжит, руководитель комитета по образованию, культуре, молодёжной политике и спорту Верховного Хурала РТ А. Монгуш, директор благотворительного фонда им. Нади Рушевой Х. Бадарчи, друг семьи Рушевых, преподаватель ТувГУ, кандидат философских наук Н. Ондар. Они говорили много теплых слов о семье, творчестве и графических листах Нади Рушевой. Директор музея напомнил, что в этом году выйдет научный каталог с рисунками и полным списком графики нашей землячки, хранящейся в наших фондах. Х. Бадарчи сказал, что в районе Кызыла «Спутник» будет разбит сквер семьи Рушевых и там поставят памятник знаменитой художнице, выполненный тувинским скульптором Б. Ондаром. Между этими выступлениями прозвучали музыкальные номера учащихся ДШИ им. Нади Рушевой и РШИ им. Р. Кенденбиля. В конце наградили победителей творческого конкурса из школьных музеев, среди них: из Солчурской СОШ Овюрского района, руководитель О. Сат, гимназии № 5 г. Кызыла, руководитель С. Монгуш, СОШ № 2 с. Сарыг-Сепа им. С. К. Токи Каа-Хемкого района, Л. Ооржак, Сесерлигской СОШ Пий-Хема, руководитель С. Бадарчи, Эрзинской СОШ им. С. Чакара, Эрзин, Ч. Кужугет, музей-кабинет ДО ЦДОД «Авырал» с. Тээли Бай-Тайги, руководитель Ч. Хертек.

Только подлинники

На выставке экспонированы более 130 подлинных рисунка из таких известных серий, как «Ранние рисунки», «Балет, танцы», «Сказки, фантазии», «Античность», «Народы мира», «Современность», «Пушкиниана», «Восток», «Литературные герои», выполненные в различных техниках и материалах. Графические произведения художницы показывают ее удивительное дарование – рисовать по воображению.

Надя Рушева – это неповторимый мир ярких образов, гибкие линии, неиссякаемая фантазия и тонкий юмор, которые воплотились в более десяти тысяч рисунках. В ее работах поражают творческая интуиция, умение вжиться в эпоху, природное чувство ритма и гармонии.

Она почти не рисовала с натуры. Ее композиции рождались мгновенно, набело. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», – говорила Надя. Многое художница рисовала «для себя», считая это заготовками для будущего «взрослого» творчества. Однако судьба распорядилась иначе – Надя навсегда осталась юной.

В экспозиции представлены одни из первых рисунков, изображающих танцующих детей, собирающих грибы, автопортрет с героями сказок. На них видны еще неуверенные линии, но композиционно сюжеты развернуты ярко и повествовательно – «Дети собирают грибы». Из серии «Ранние рисунки». 1958. Серия «Автопортрет». «Автопортрет с любимыми героями», когда автор нарисовала себя центре и вокруг неё круг любимых героев. 1959. Серия «Современность». «Наталка-Полтавка в сопровождении хора и фортепиано», показывает, как её любимая Полтавка играет на фортепьяно в окружении детей. Другая серия сказок собственного сочинения изображает молодожёнов в их кругу, на отдыхе, с детьми.

Новые техники

В 1963 году юная художница овладевает новыми техниками: фломастерами, пастелью, тушью с пером, акварелью; которые применяются на различных видах бумаги и картона. Чуть повзрослев, Надя рисует на разные темы – это «Под водой», «Космос», «Сайгаки», «Японки», в которых она рассказывает о воображаемом, и прочитанном, и услышанном. Замечательные рисунки «Певица», «Художница», в котором она изобразила себя. Буквально тонкой линией она нарисовала образ молодой художницы, задумчиво смотрящей на зрителя.

Тема истории отражена в графических листах «Эллада. Танцовщица с браслетами и прозрачном одеянии». Интересен рисунок «Кентавры», о которых она слышала и читала в мифах Древней Греции. Тут Надя изобразила разных по типу кентавров – один громадный, другой худой, третий маленький с легким юмором, то, чего не было в мифах о кентаврах. Она рисует много на современную тему – серия «Скульпторы, художники», «К юной художнице пришли друзья», 1967. Часто она любила изображать костюмы к школьным карнавалам – три рисунка «Эскизы костюмов к школьному карнавалу», «Редиска», «Котенок», «Кенгуру». 1966. Школьница пробовала себя в теневой, силуэтной технике рисования, так она изобразила графический лист «Кавалер и дама». Из серии «Надя учится у Э. Ремарка». 1966-1967. В «Изошутке» Надя показывает себя хорошим психологом, с наблюдательностью, в композиции мы видим, как реагирует семья королевских львов на посетителей, один из них маленький похож на зайца, другой в стороне – бравый кот в сапогах. Об этом сюжете можно написать целый рассказ. В других рисунках она не сторонится от африканской темы – «Женщина в Африке», её интересует современная молодежь, её мода, танцы, игры, пение. Очень острым по значению у нее получилось изображение «Сирийская мать и дитя», 1967, это время, когда Израиль напал на Египет и Сирию, мы видим в рисунке переживание матери за маленького ребенка.

Семейные реликвии

В большой витрине можно увидеть семейный фотографии, подлинные вещи Нади Рушевой – этюдник, акварельные краски, кисточки, цветные карандаши, теннисную ракетку, Диплом лауреата премии комсомола Тувы за 1978, памятный знак «Линия», свитер и сарафан, который Надя носила в последнее время.

Богатое наследие

У неё много рисунков на различные сюжеты, это литературные образы, исторические личности, школьной карнавал, модницы. Интересен рисунок «Тувинская мать перед рассветом», в котором видно, что молодая женщина в теплой одежде задумалась о дальнейшей судьбе своих детей.

Много рисунков она выполнила к литературным произведениям русской и мировой зарубежной классики. В сюжетах Надя умело использует цвет бумаги, например, «Балет на льду». Интересен ряд графических листов, где показаны в различных психологических ситуациях литературные герои – это «Гамлет», «Офелия перед гибелью», «Ричард III и типажи», «Маленький принц с цветком», «Княжна Лиза» и многие другие. «Ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира», – писал академик В. Ватагин.

Надины рисунки – это огромный многообразный мир образов, чувств, идей, интересов. Важный для художника момент – отбор действовал и работал у Нади строго и безошибочно. И что отбирала юная художница, что ей было ближе и по душе: она любила поэтические мифы. Мифологическим мотивам посвящены многие ее сюжеты, среди них есть самые ранние. Восьмилетней девочкой она рисует «Подвиги Геракла», это цикл из ста маленьких этюдов. «Папа читал, а я рисовала в это время. Просто то, что чувствую в данный момент. Свое отношение к этой вещи. Сначала были рисунки к сказкам Пушкина, а потом, когда сама научилась читать – рисовала к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», «Русалке», «Бахчисарайскому фонтану», – рассказывала Надя о своем раннем творчестве (Н. К. Рушев, «Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери»). «Пушкиниана» – самая значительная серия в графике школьницы, в экспозиции представлены портреты Пушкина, его супруги, друзей.

Трудолюбие и начитанность

Тематическое многообразие и богатство Надиного творчества безгранично. Она была настоящей труженицей, Труженицей с большой буквы. И почти каждая из прочитанных книг рождает новых героев, новые мысли и жажду воплотить всех на бумаге зримо. Чтобы подтвердить этот факт и дальше хочется продолжить список имен великих, известных, но в тоже время разных писателей, разных эпох, авторов разных по жанру произведений.

В сериях «Балет, танцы», «Современность», «Жанры», «Космос», «Костюмы к школьным карнавалам» Надя Рушева изображает девушек, танцующих разные танцы народов мира, портреты своих ровесников, друзей художницы, космонавтов, прилетающих на другие планеты. Выставка «Я живу жизнью тех, кого рисую» раскрывает небольшую часть огромного творческого наследия гениальной художницы, но в полной мере отражает ее художественный метод изображения воображаемого мировидения и окружающей действительности современной жизни.

Интересна пристенная витрина с первыми рисунками. Это изображения в более 30 маленьких блокнотах, которые её покупал отец Николай Рушев. Первый блокнотик с рисунками «Сказки о царе Салтане» показывает правителя, который идет вдоль окна и подслушивает разговор трех девиц. И так более 15 рисунков, выполненных пером с тушью. В некоторых блокнотах по завершению изображений маленькая Надя рисует автопортрет с ручкой в правой руке.

Надины часы

В другой витрине мы видим часы мамы, отца и Нади. Родители купили их 1 марта, 2 марта она уехала с отцом в Ленинград на съемки документального фильма «Тебя, как первую любовь…», 5 она вечером возвратилась в Москву, а 6-го, собираясь в школу, вдруг упала без сознания. В больнице умерла от обширного кровоизлияния в мозг. Так получилось, подарок Надя ни разу не надела, и мать эти часы передала в дар школьному музею в селе Сесерлиге Пий-Хемского района в 2006 году.

Эскиз памятника

В центре перегородки стоит небольшой эскиз памятника Нади Рушевой, выполненный в пластилине Б. Б. Ондаром, племянником тувинского скульптора Т. Ондара. Эта модель выиграла первое место в конкурсе среди ваятелей Тувы на тему о талантливой девочке. Сам памятник будет сооружен в сквере Рушевых в МЖК «Спутник».

Экспозиция выставки стационарная, будет демонстрироваться постоянно на протяжении нескольких лет. И всегда рисунки, личные вещи Нади Рушевой будут вызывать большой интерес, их увидеть захотят и молодое, и старшее поколения.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, член Союза художников России, Заслуженный работник культуры РФ.

Фото из архива автора

Редакция «ТП»