Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Так был ли Айвазовский в Туве?

Выбор редакции
10 апреля 2022
276

По этой иллюстрации многие подумали, что Айвазовский был в Туве и нарисовал своего знакомого географа, путешественника в 1842 году в долине реки Алаш.

Но это не так, живописец-маринист Айвазовский никогда не был в Туве. Многие талантливые молодые российские художники всегда стремились в Европу, набираться опыта и знакомиться с шедеврами мирового изобразительного искусства. Географ, путешественник Чихачев в 1842 году проводил большую экспедицию по Восточному Алтаю и зашел на обратном пути в Урянхайский край, Западную Туву, захватив озеро Кара-Холь и реку Алаш. С ним был художник Е. Е. Мейер, который выполнял наброски, зарисовки акварелью, простым карандашом.

Позже во Франции Мейер нарисовал литографии: виды озера Кара-Холь и долины реки Алаш, позднее он напишет небольшие картины об этих замечательных и красивых местах. Чихачев, будучи во Франции, попросил молодого Айвазовского, который знакомился с музеями этой страны, сделать его графический портрет в долине реки Алаш, на что художник согласился и нарисовал литографский рисунок. Этот рисунок был включен в книгу П. Чихачева, изданную во Франции в 1845 году.

Айвазовский нарисовал рисунок на литографском камне. Литография — это вид графики, основанный на технике плоской печати. Наименование термина происходит от двух греческих слов «литос» — «камень» и «графо» — «пишу». Литографией также принято называть саму технику печати и произведение искусства, созданное на ее основе. В основе литографии лежит физико-химический процесс, подразумевающий получение оттиска с поверхности специального литографского камня, который благодаря соответствующей обработке приобретает свойство на отдельных участках принимать специальную краску.

Литографский камень подготавливают шлифованием водой с песком, добиваясь либо совершенно гладкой поверхности, либо фактурной с «корешком». Рисуют на камне специальным литографским карандашом и тушью, используя самые разные технические приёмы, либо фактурной с «корешком». Рисуют на камне специальным литографским карандашом и тушью, используя самые разные технические приёмы: заливку, штриховку, процарапывание (граттаж).

После подготовки (шлифования) литографского камня художник рисует на его поверхности задуманную композицию (в отдельных случаях подготовительный рисунок переносят с кальки под давлением на печатном литографском станке). «Корешок» (фактура) камня должна соответствовать выбранной технике. Художник использует специальный (жирный) литографский карандаш, литографскую тушь, кисть и иные инструменты и приспособления. После нанесения рисунка мастер-печатник протравливает поверхность камня на небольшую глубину слабым раствором серной и соляной кислот.

Затем камень обрабатывается декстрином и рисунок смывается. После этого валиком на камень наносится типографская краска. Участки камня, обработанные карандашом и тушью, слегка «зажириваются» и поэтому принимают краску. Там, где рисунка не было, краска не принимается и камень остаётся чистым. После этого проводится печать на специальном станке-прессе (офортный станок в литографской печати не используется). Сам литографский камень изготавливают из твердого известняка толщиной до 8 см. Как мы видим, литографский рисунок выполняется в специальных мастерских граверов.

Поэтому Айвазовский выполнил рисунок в мастерской по описанию Чихачева. На нем видно, что главный герой — это П. А. Чихачев, который опирается на большой валун, держа в левой руке сложенную подзорную трубу, на голове у него известная турецкая феска (головной убор военных турков), которая изначально имела византийское происхождение. Географ смотрит на урянхайцев, расположившихся слева от него, они курят длинные трубки, но их одежда мало напоминает одеяния урянхайцев того времени, по типу лица они напоминают крымских татар.

Расположенные сзади них деревья – лиственные, хотя Чихачев писал, что в долине Алаша растут сибирская лиственница, пихта и кустарники ивы. Айвазовский сам из Крыма, знаком с жизнью крымских татар и поэтому запомнил их натурные зарисовки.

Следует особо уделить внимание надписям на французском языке, слева – художник Айвазовский, справа литограф-печатник Байоль, в центре – мастерская Лемерсье. Мастер-печатник – это основной человек в производстве литографии. Он производит разные протирки кислотами и другое, затем на специальной бумаге выполняет оттиск печатного рисунка.

Таким образом мы видим, что Чихачев заказал рисунок Айвазовскому с его портретом, и художник во Франции изобразил на литографском камне сцену привала в долине реки Алаша Западной Бай-Тайги. И не случайно нарисовав крымских татар, вместо западных урянхайцев, которых он вообще не видел. Тогда молодой малоизвестный российский живописец-маринист взялся за столь не соответствующую для него творческую работу – рисование литографическим карандашом таежного пейзажа с портретом. А имя Айвазовского станет всемирно известным в 1850 году после открытия в Санкт-Петербурге выставки, на которой экспонировалась его знаменитая картина «Девятый вал».

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, методист ОКИРК, член СХ России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Иллюстрации из архива автора