В первую очередь для этого надо провести реконструкцию автомобильного пункта пропуска Хандагайты-Боршоо для его перезагрузки из двустороннего (Монголии и России) в многосторонний. Но причем тут душ для собак?
Правила и стандарты
Буквально с каждым годом в мире увеличивается число санитарных и прочих правил, увеличивающих безопасность и комфорт. Порой, они нас раздражают: детям нельзя купаться в реках, где они захотят, как это было лет сорок-пятьдесят назад – нужны оборудованные пляжи. Нельзя с одним вожатым пойти группе школьников в лес – нужны специальные автобусы, и чтобы у водителя было специальное разрешение, и не один вожатый – а несколько взрослых… Конечно, всё это для безопасности. Есть новые требования к зданиям школ и других учреждений. Это – для комфорта. Так же, как и требования к помещениям для библиотек – статус модельной библиотеки и финансирование на оборудование и новый книжный фонд может получить только библиотека, в которой сделан ремонт, соблюдены все санитарно-гигиенические нормы.
Ну, и, конечно, есть новые правила к оборудованию контрольно-пропускных пунктов. В Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу прописано абсолютно все. В том числе есть Перечень площадей и помещений пункта пропуска. Типов помещений – 18. В их числе и вольеры для служебных собак, и оружейная, и «помещения для временной изоляции лиц с подозрением на инфекционные болезни».
Под пунктом д) (пятым номером) идут «залы (места) для пассажиров (лиц), необходимые для проведения государственного контроля, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям». Ну вот. Опять мы спотыкаемся на санитарно-гигиенических требованиях. Ну а проще говоря – благоустроенные помещения. С туалетами. Когда есть горячая и холодная вода.
Пункт пропуска Хандагайты-Боршоо
Это очень симпатичное место. Но большая часть «симпатичности» приходится, увы, на природу. Сам пункт пропуска был вполне пригоден в прежние времена. Когда никого особо не заботили санитарные нормы в степи. Ну правда! Ну, есть некоторые помещения (очень важные и официальные) прямо в степи, далеко от города с его инфраструктурой. Можно ведь там работать? Сейчас, оказывается, нельзя.
Не только людям, но и собакам, оказывается, надо создавать комфортные условия. Для собак будут специальные помещения и вольеры. Для собак будет специальный душ – гигиену надо соблюдать! Для людей комфортабельные условия и санитарные нормы надо соблюдать еще более тщательно: помещения для приготовления, приема пищи и отдыха; санитарно-бытовые помещения и т.д.
Пока, к сожалению, Хандагайты-Боршоо похож больше на пункт пропуска между Овюрским кожууном и ближайшими монгольскими аймаками, а не на международный пункт пропуска. Впрочем, не совсем – на «Боршоо» монголы уже провели ремонт. Вот за то время, пока из-за карантинных мероприятий всё было закрыто, они привели помещения в надлежащий вид. Но об этом пункте пропуска мы ничего не можем сказать – чего не видели, того не видели.
А что видели?
А видели, как проходят согласования по строительству нового пункта пропуска в Туве. На эти согласования кроме сенатора от Тувы Дины Оюн приехали многочисленные официальные лица. Но главное: заказчик – руководитель Новосибирского филиала Росгранстроя Александр Сирчук, подрядчик, который будет строить новый комплекс пропускного пункта и те, кто там будет работать представители Погранслужбы, Таможни, Россельхознадзора, Роспотребнадзора. Предполагается, что все мнения, все пожелания будут учтены.
Несмотря на перечисление всего, чем должен будет оборудован обновленный пропускной пункт, были и некоторые моменты, которые не слишком понравились присутствующим. Ничего не поделаешь, но серьезных лабораторий здесь не будет. Любую продукцию животноводства и растениеводства придется отправлять в Кемерово. Говорят, что за сутки анализы доставят. Но все-таки это может существенно замедлить работу.
Сейчас официально через пункт пропуска могут проходить сто машин в сутки. А в новых условиях пропускная способность повысится вдвое. Но, между нами, как сказали неофициально, обычно в сутки проходят меньше машин, а если по разным причинам, их бывает гораздо больше, то тоже справляются и с такой нагрузкой. Другой вопрос, что это требует больше времени, больше усилий.
Будет ли машин больше? Да почти наверняка. Возьмем произвольный пример. Приехали ученые на конференцию. Ну, что-нибудь, связанное с культурой, историей, геологией – с чем угодно – в центре Азии. Побывали в Туве, прослушали-зачитали доклады. Теперь – в Монголию. Нет. Не получится. Сейчас, чтобы проехать из России в Монголию не россиянам и не монголам придется ехать другим путем. Может быть, через Новосибирск – на самолете. Или на поезде – через Забайкальский край. То же самое касается артистов, предпринимателей, да и всех остальных. А через многосторонний пункт пропуска можно будет и через Туву. Европейских гостей, вероятно будет очень немного. Но есть ведь и Азия!
Что везти будем?
Вот это – тоже больной вопрос. Пункт пропуска сделают новый, современный. Но вот так сразу большой грузопоток вряд ли будет. Что можно везти из Монголии? Не так уж и много. Основные статьи экспорта у наших соседей: медь и концентрат молибдена, флюорит, кашемир, шерсть, кожа, одежда, кожаные изделия, мясо.
Почти все это есть и у нас. В Россию идет только три процента экспорта. В Китай – 82 процента. С импортом наоборот: из Россия - 34,5 процента, из Китая - 27,4. На экспорт из Монголии идет много мяса – в Китай, Иран, Гонконг и Вьетнам. Можно же там закупать мясо-молоко и нам? Нет, нельзя. Не позволяют санитарные нормы – ящур и разные другие болезни скота. Россия уже начала направлять в Монголию бесплатную вакцину для животных, но до санитарных норм еще далеко.
Пока штат сотрудников разных ведомств, которые работают на этом пропускном пункте увеличивать не будут. Но как только появится необходимость, здесь сразу станет больше и пограничников, и таможенников, и представителей Россельхознадзора, Роспотребнадзора.
Другой вопрос – как скоро понадобится увеличение штата. Есть давно испытанная и надежная связь России с Монголией через пункт пропуска в Забайкалье. Там и железная дорога есть, и до Улан-Батора много ближе. Что делать? Есть ли шанс «перетянуть одеяло» на себя?
Реальные «ворота»
Дина Ивановна считает, что шанс всегда есть. Абсолютно всегда. Это ее слова: «Тува в условиях западных санкций может стать реальными «воротами» Сибири в Юго-Восточную Азию».
Да санкции. И что? В Азии живет намного больше человек. И производства разных товаров там больше. Если идет переориентирование, то нужно ведь и больше различных пунктов пропуска. И больше автомобильных и железнодорожных трасс, связывающих Россию со странами Азии. Ладно, железная дорога у нас опять под вопросом. Но фуры тоже могут вполне справляться с перевозкой грузов.
А для этого что надо? Ничего, кроме хороших дорог. Любой, кто ездил в недавнее время в западном направлении видел, как быстро идет реконструкция автомобильных дорог, мостов. Министр дорожно-транспортного комплекса Шораан Чыргал-оол уверен, что дорожники смогут и построить, и поддерживать в надлежащем порядке дорогу для перевозки разных грузов. Если уж одна из ветвей Великого шелкового пути проходила где-то здесь, то с помощью современных средств вполне можно наладить сообщение. По сути, Тува получит еще одну «удочку». И все будет зависеть от республиканских властей, от местных предпринимателей
Сейчас и в Республике Алтай обсуждают реконструкцию пункта пропуска «Ташанта» (тоже в Монголию). Значит, и они на что-то рассчитывают. Как кажется, у Тувы больше шансов на развитие в этом направлении. Еще 1 января 2017 года на Хандагайты была перенаправлена федеральная трасса М54. Пункт пропуска начнут строить практически сейчас. При этом работа по пропуску граждан и грузов не будет останавливаться. Более того, на вот этом общем собрании решали и некоторые относительно небольшие, частные детали, например, о переносе выходного дня. Сейчас – выходной в воскресенье, когда желающих проехать немало. Но решено сделать выходным понедельник, когда нагрузка ниже. А реализация проекта реконструкции позволит перевести погранпереход на круглосуточный режим работы (сегодня пункт пропуска работает с 8:00 до 18:00) без выходных.
В ближайшее время рядом с пунктом пропуска будет создана новая часть погранперехода, потом приступят к модернизации существующей части, а транспортные потоки перейдут на построенный участок. Полностью реконструкция будет завершена в 2023 году.
Аяс Монге руководитель Торгово-промышленная палаты РТ говорит, что монгольская сторона заинтересована в дальнейшем увеличении импорта. Они готовы закупать фрукты и овощи, готовую кисломолочную и хлебобулочную продукцию, российский текстиль и строительные материалы. Так что, Тува готова стать «воротами». И реконструкция международный пункта пропуска сейчас очень важна.
Ирина КАЧАН