Тувинская правда 12+

Красавица с неженским характером

20 апреля 2022
186

В Пий-Хемском районе, как, вероятно, и в других районах нашей республики немало замечательных женщин, которые здесь жили и трудились, или хотя бы здесь родились, провели свое детство, о которых можно написать много хороших слов. Но я остановлюсь только на одной, возможно, самой значимой.

Байская козопаска

Еще лет 20 тому назад о ней знала вся Тува, сейчас помнит лишь старшее поколение, которое тоже постепенно уходит. Молодежь, скорее, не знает и вовсе. Поэтому считаю нужным вспомнить, напомнить, а кому-то узнать впервые о судьбе, жизненном пути удивительнейшей женщины, прошедшей путь от байской козопаски до председателя Президиума Верховного Совета Тувинской АССР, депутата Верховного Совета СССР, РСФСР и Тувинской АССР, кавалера орденов Октябрьской революции, Дружбы народов, Знак Почета. Это о ней, приветствуя в день ее 85-летия, сказал тогдашний председатель Верховного Хурала РТ Шолбан Кара-оол: «Вы принадлежите к тем первым женщинам Тувы, которые открыли молодой республике новые общественно-значимые грани и возможности вчерашней аратки».

Речь идет, конечно, о Долчанме Байкара Шожульбеевне, которая, как в известной сказке для детей и взрослых, превратилась из маленького гадкого утенка в прекрасного лебедя. Оказывается, так бывает не только в сказках, но и в жизни.

Родилась Долчанмаа (вообще-то это ее имя, только при паспортизации оно превратилось в фамилию, так в те времена бывало очень часто) 15 марта 1916 года в местечке Суг-Бажы Баян-Кольского сумона. Когда девочке исполнилось два года, ее родная мать Бичекей, по каким-то причинам отдала ее в семью своей родной сестры Сиренмаа Байкара и ее мужа Шожульбея Донгака.

Когда Долчанме было четыре года, ее новая семья переехала в местечко Оюн-Шиви, неподалеку от русского села Уюк, там они все трое работали у зажиточного русского крестьянина Жирнова: отец пас коров, мать работала дояркой, а маленькая Долчанмаа сначала помогала отцу, а с семи лет пасла скот уже самостоятельно. Потом семья вновь вернулась в родные края и уже 11-летняя Долчанмаа стала пасти овец и коз у зажиточных соседей: Серээ Байкара, Начинака Байкара и Бошка Балдана.

Все изменилось в 1930 году, когда у тувинцев появилась своя письменность и началась большая работа по ликвидации неграмотности. Открывались летние школы, красные юрты, школы ликбеза Долчанмаа одной из первых в Туве освоила азы грамоты и для нее началась новая, доселе совершенно неизвестная жизнь: ее, 15-летнюю девчонку избрали сначала председателем арбана, потом сумона. Она активно участвовала в переписи населения и скота, в работе комиссии по конфискации имущества и скота у богатых баев, у которых раньше ей приходилось этот скот пасти.

Осенью 1932 года ее направили на учебу в Кызыл, где она закончила партшколу при Кызылском объединенном учебном комбинате. Потом была учеба в специальной сельхозшколе на Алтае. По окончании ее, Байкара Шожульбеевна (теперь это ее официальное имя) вернулась в Кызыл и ее определили на работу секретарем Верховного суда ТНР. Как-то немного странно – сельхозшкола и Верховный суд, но такое было время. Грамотных было мало, а они нужны были везде и всюду.

С 1940 по 1951 годы работала в органах МВД, потом КГБ, имела офицерское звание, говорят, была единственной в Туве женщиной–офицером внутренних войск. Потом много лет работа в аппарате Тувинского обкома партии, по большей части заведующей отделом по работе среди женщин. По сути она стала одним из основателей женского движения в Туве.

Пик карьеры

В январе 1962 года ее карьерный рост достиг своего пика – на первой сессии Верховного Совета Тувинской АССР Байкара Шожульбеевна была избрана председателем Президиума Верховного Совета ТАССР и на этой должности она пробыла около 16 лет, одновременно являлась заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Она, как руководитель такого ранга, тем более женщина, которых в великом Советском Союзе, были единицы, имела возможность часто встречаться с первыми лицами великого государства и добиваться тех или иных благ для своей республики.

По ее собственному рассказу, в 1962 году, когда она приехала на утверждение к председателю Совета Министров СССР Косыгину, она краснела и бледнела, тряслась и нервничала в приемной, пока ждала своей очереди. Но все оказалось совсем не так страшно, как ожидалось.

Алексей Николаевич встретил ее у дверей, проводил к столу, угостил чаем с конфетами и стал обо всем расспрашивать, в том числе, в чем нуждается Тува в первую очередь. Оказалось, что нужно было приданое для новорожденных, мебель для детских садов, ковры и дорожки для колхозных яслей. Здесь сказалась ее длительная работа с женщинами и их проблемами. Косыгин тут же спросил: сколько вагонов нужно, и позвонил Брежневу. Когда узнал, что тувинские учителя нуждаются в повышении зарплаты, тут же решил и этот вопрос, позвонив Яснову. Все происходило, как в сказке, все решалось по первому желанию.

Но и позже, когда Байкара Шожульбеевна окончательно освоилась со своей работой и смотрела на проблемы Тувы гораздо шире, то по ее просьбе Алексей Николаевич помогал Туве с тракторами и комбайнами, и даже в приоритетном финансировании строительства комбинатов в Ак-Довураке и Хову-Аксы.

Завалила медведя одним выстрелом

И так было не только в общении с Косыгиным, очень большую помощь оказывала министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева, при обращении к ней Долчанмы. В Туву отправлялись театральные кресла, новые станки для типографии, оборудование для сцен театра и филармонии, инструменты для симфонического оркестра, кинопередвижки.

Байкара Шожульбеевна отличалась личным обаянием и ей всегда шли навстречу, этим иногда пользовался и Салчак Тока. Однажды, с присущим ему юмором, он рассказал Косыгину и Микояну, в присутствии самой Долчанмы, что был такой случай, когда она спасла членов правительства от нападения на них медведей, уложив выстрелом из винтовки сразу несколько косолапых. Это надо было для того, чтобы решить какой-то очень трудно решаемый вопрос.

Хотя случай такой, действительно, был, Долчанмаа убила медведя–шатуна, но членов правительства при этом не было. И медведь был в единственном числе. Это было в 1945, голодном для медведей, году. Тем не менее, это свидетельствует о смелости и мужестве маленькой женщины, которая еще раз подтвердила это качество своего характера в 1951 году, когда она решила проверить себя Хутинским порогом. До этого никогда женщин-лоцманов не было, и ее очень не хотели брать с собой на плот мужчины, не видя в том ничего хорошего. Но она добилась своего, и сумела управлять плотом наравне с сильным полом, еще раз доказав себе и другим, что женщина способна на многое.

Вот такая неординарная личность - красивая и обаятельная женщина, с неженским твердым характером, и большим государственным умом родилась в нашем Пий-Хеме. И мы можем этим гордиться. Но прежде всего знать и помнить.

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА

Редакция «ТП»