Трудно иметь громкую фамилию
Вот если совсем честно, никто из журналистов не предполагал, что увидит живого человека, когда ехали, как заранее сказали, посмотреть на «Чонар-Даша Тойбухаа». Не понимая всех слов, я, тем не менее вычленила из общего разговора именно знаменитую фамилию и название агальматолита. Оказалось, что не я одна. Те журналисты, которые в совершенстве владеют тувинским языком, тоже предполагали, что это может быть выставка, или какой-нибудь кружок имени знаменитого камнереза.
Всё оказалось просто, но и сложно. Есть в Бай-Тайге молодой человек, которого зовут Чонар-Даш Тойбухаа. Да, он из династии этих знаменных мастеров. И, конечно, ему нелегко живется с таким именем – надо соответствовать! Чонар-Даш тоже занимается резьбой по камню, он уже выставлял свои работы на разных выставках, в том числе и на фестивале «Серебряное Тесло» в Бай-тайге. Но повод для встречи, которая состоялась на минувшей неделе, был совсем другим.
Чонар-Даш стал участником пилотного проекта по социальным контрактам.
В соответствии с контактом он получил деньги на приобретение оборудования для столярного цеха. Что будет изготавливать? Все что потребуется. Он ведь и по образованию столяр. Может делать мебель, или оконные рамы. Это для выставки можно делать то, что подсказывают душа и фантазия, а на работе нужно делать то, что требуется заказчику.
Пилотный проект без пилота
Федеральная программа «Социальная поддержка граждан» предусматривает помощь малоимущим жителям на условиях социального контракта. Тува вошла в число 16 пилотных регионов, где с 2020 года начался эксперимент по внедрению этой программы.
Слово «пилотный» несколько напрягает. Но так называют проект, предназначенный для проверки жизнеспособности какого-нибудь уникального решения. По сути – обычный в последнее время англицизм. Если обратиться к английскому словарю, можно узнать, что слово «Pilot» многозначное. В том числе его переводят как: пробный; экспериментальный; предварительный; лоцманский; вспомогательный; контрольный.
А может, у кого-то ассоциации сработали: пилотный проект как бы «облетает» множество граней притирок и проработок, а возвращаясь к «месту запуска» представляет разработчикам поле для усовершенствования. Впрочем, это только фантазии, а так – просто англицизм.
Тут главное – что именно представляет этот проект. Суть новой программы в готовности государства помогать тем нуждающимся, кто сам приложит усилия, чтобы выйти из трудной жизненной ситуации.
Заявитель должен быть представителем малоимущей или многодетной семьи либо самостоятельным одиноким малоимущим человеком. Ему дается возможность предпринимать определенные действия, которые помогут ему преодолеть существующие тяжелые условия его жизни.
Чонар-Даш Чаныыевич вполне подходил по критериям. Он – сирота, но у него уже есть своя семья, двое детей. Деньги на оборудование он получил по этой программе соцконтракта. Арендовать помещение ему не надо – от бабушки ему достался крошечный домик, который, как кажется – один из первых домой в Тээли. Он стоит в центре села и выстроен как раз по тому плану строительства, который недавно экспонировался в Национальном музее Тувы – в плане-схеме объясняли, как можно быстро построить небольшой дом. Переход на оседлый образ жизни предполагал, что вместо юрт теперь люди будут жить вот в таких домах. Они были примерно такими, какие строят сейчас кыштаги. Очень скромный домик, но для мастерской вполне подходит.
Теперь остается только ждать заказы. Будем надеяться, что они не заставят себя долго ждать.
Самое востребованное направление соцконтракта
У соцконтракта много направлений, например, трудоустройство, обучение новой профессии и т.д. Но одним из наиболее востребованных направлений социального контракта стала предпринимательская деятельность. Еще в 2020 году двенадцать человек заключили контракт на организацию семейного предприятия по выделке шкур. Им перечислены денежные средства на общую сумму 2,6 млн. рублей. На эти деньги участники проекта приобрели необходимое оборудование – мездрильный станок, вышивальные и швейные машины, прочие станки.
В 2021 году было заключено 3697 социальных контрактов - на 59 больше, чем в 2020 году. Социальными контрактами воспользовались в общей сложности 14300 граждан, или 12,8 процента от общей численности малоимущих граждан, получающих социальную помощь. У более чем пяти тысяч участников проекта доходы превысили величину прожиточного минимума. Да, это не так уж много. Но они ведь только начали свое дело! Старт есть, можно развиваться дальше.
Наибольшую долю расходов денег, выделенных на пилотный проект, составили как раз средства на открытие предпринимательской деятельности - 215 млн. рублей, или 52,4 процента от общей суммы. Они пошли на помощь 862 семьям. На втором месте (16,25 процента) – меры по преодолению трудной жизненной ситуации, на финансирование которых 955 малоимущим семьям было выделено 64,6 млн. рублей. Около 16 процентов средств (64,3 млн. рублей) потребовались на переобучение и трудоустройство 1240 граждан. Примерно на такую же сумму была оказана помощь 640 гражданам на развитие личного подсобного хозяйства.
Всего на реализацию этой меры государственной поддержки направлено более четырехсот миллионов рублей. Это - из федерального бюджета, из бюджета республики – более четырех миллионов рублей.
В разных кожуунах жители сел выбирают разные направления приложения своих сил. В Бай-Тайге, например, на средства, выделенные п соцконтракту будут заниматься: сваркой, пошивом одежды, выпечкой пиццы, изготовлением войлока. Один человек приобрел пилораму.
Вот, кстати, это – очень востребовано везде: пилорамы. И пекарни тоже востребованы. В прошлом году открылись пекарни в Кызыл-даге и Кара-Холе. Хотя, именно печь пиццу – это уже некоторый изыск. Это не в каждом кожууне бывает, на пиццмейкера еще надо обучиться.
Не часто люди приобретают такое оборудование, как например, картофелекопалку. В Бай-Тайге один участник проекта собирается серьезно заняться картофелеводством. Картофелекопалку тоже купил по соцконтракту. Говорят, что в Бай-Таге очень хорошо растет картофель – средний огородник с одного мешка получает десять.
Есть проблемы
К сожалению, все проекты продвигаются хоть и по плану, и даже с определенным перевыполнением, проблема бедности еще не отступила. Впрочем, мы это и так видим. А некоторые испытывают на себе. Но чтобы не быть голословными – посмотрим на это в цифрах.
Поставлена цель к 2024 году сократить уровень бедности до 25,2 процентов. Точных цифр за 2021 год еще нет, но предварительные данные свидетельствуют, что уровень бедности по сравнению 2020 годом снизился на 2,4 процентных пункта и составил 31,7 процента. В соотношении с 2006 годом (40,4%) количество бедного населения уменьшилось на 18,6 тыс. человек, или на 17,9 процента.
Вот то, что бедных людей уже стало на 18,6 тыс. человек меньше – это здорово. Но все равно маловато будет.
Кроме выплат по социальному контракту на снижение уровня бедности повлияли другие виды социальной помощи – выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей, выплаты на детей от 3 до 7 лет, организация огородничества, льготы в обеспечении углем и т.д.
С 1 января 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 473-ФЗ повышен минимальный размер оплаты труда до 12 792 рублей. С учетом районных и северных надбавок в Туве МРОТ составил 24 305 рублей.
Есть такие сферы экономической деятельности, где средняя зарплата очень хорошая: добыча полезных ископаемых – 91035,7 рубля, финансовая и страховая деятельность – 76613,7 рубля, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение – 66504 рубля, деятельность в области информации и связи – 46596,6 рубля. Но это средняя зарплата, как известно, это – как средняя температура в больнице. Все равно некоторые работники даже в этих отраслях получают небольшую зарплату.
В среднем по республике пока маловато выходит: среднедушевые денежные доходы в 2021 году составили 19847,3 рубля. Но если кто-то получает много больше, значит, что несколько людей получают гораздо меньше. Так что в этом направлении будут работать более серьезно. По сравнению с 2020 годом (18972,1 рубля) среднедушевые доходы увеличились на 4,6 процентов.
Прожиточный минимум (а это – стоимость условной потребительской корзины) составил в среднем 12781 рубль на душу населения и по сравнению с 2020 годом (11041 рубль) увеличился на 15,7 процентов. К уровню 2006 года (3289 рублей) прожиточный минимум вырос в 3,8 раза. Конечно, прожиточный минимум меньше среднедушевых доходов, но не настолько, как бы хотелось.
Поэтому продолжается адресная помощь в рамках разных проектов «Корова-кормилица», «Социальный уголь», «Социальный картофель» и т.д., цель которых - поддержка многодетных и малоимущих семей.
Делаем вывод: жить можно. Но – трудно. Опять же стратегически важный проект, в котором участвует республика, – повышение реальных доходов граждан и снижение уровня бедности в два раза еще не окончен. Работа над снижением уровня бедности продолжается.
Ирина КАЧАН