Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Общественно-политическая газета Республики Тува
Кызыл
18 мая, ср

Наставник молодых учителей

6 марта 2022
6

Отличник народного просвещения РФ, ветеран труда, учитель высшей категории, награждена медалью за развитие города Кызыла, Почётными грамотами Верховного Хурала (Парламента) и Министерства образования Республики Тыва, до сих пор продолжает работать в школе № 17 г. Кызыла. Стаж – 50 лет.

Она родилась 20 февраля 1950 года в деревне Николаевке Шушенского района Красноярского края. В 1960 году ее семья переехала жить в город Кызыл к старшему брату Валентины Юрию, который отслужив в армии, поселился в Туве. Так, жизнь связала их с Тувой, с городом Кызылом. В 1965 году, после окончания школы, она поступила в Кызылское педагогическое училище, которое окончила в 1969 году по специальности – учитель начальных классов. В 1971 году начала свою трудовую деятельность воспитателем и параллельно училась в Кызылском педагогическом институте на биологическом факультете. В 1976 году получила высшее образование. Исполнилась ее мечта детства – стать учителем.

В том же году Валентина Алексеевна вышла замуж за Бориса Николаевича Шеховцева. Вскоре у них родилась дочь Наталья, а позже – сын Максим. У дочери среднее специальное образование по специальности фельдшер-акушер, окончила Кызылское медицинское училище. Сын получил диплом Кызылского политехнического института.

С 1977 года ее жизнь тесно связана с педагогической деятельностью в школе № 14, которую окончили ее дети и внуки.

Пробудить интерес к знаниям

Шли годы. Менялись времена, но не менялись задачи учителя: дать учащимся прочные и глубокие знания, пробудить у ребенка интерес к знаниям, научить его мыслить, иметь собственное мнение, воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, веру в себя. Стать детям другом, раскрыть богатство их души.

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники, директора учебных учреждений, методисты. Но остается проблема: как привлечь грамотных молодых специалистов в школу и удержать их там? Согласно статистике, из выпускников педагогических училищ и вузов только половина идёт работать по специальности. Каким учителем станет молодой специалист, зависит, прежде всего, от учителя-наставника. Учить учителя – это почётно и хлопотно. Необходима методическая подготовка грамотного специалиста, надо создать эмоционально благоприятную атмосферу в коллективе.

Чтобы молодые специалисты с первых дней в школе чувствовали себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарования в своей профессии, необходимо грамотно построить работу по их адаптации. Цель наставничества – ускорение процесса становления молодого специалиста, как квалифицированного педагога, обладающего необходимыми профессиональными и нравственными качествами. Для организации психологической поддержки и методической помощи молодому специалисту за ним закрепляется учитель-наставник, который проводит с ним постоянную работу и оказывает ту помощь, которая требуется в процессе учебного года.

Анализ и самоанализ

В 2016 – 2017 учебном году Валентина Алексеевна была наставником молодого учителя Т. А. Успун. Ею и молодым специалистом был разработан план работы на три учебных года. В плане указывались основные профессиональные трудности, этапы работы, основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки. Валентиной Алексеевной проводились консультации и инструктажи по ведению школьной документации, по учёту материально-технической базы кабинета, по составлению рабочих программ, календарно-тематического и поурочного планирования, об обязанностях классного руководителя и разработке плана воспитательной работы в классе.

Молодые специалисты привлекались к организации и проведению внеурочных мероприятий. Было организовано посещение молодыми специалистами уроков учителей-наставников с целью обмена опытом и обучения профессиональной деятельности. Был предложен самоанализ урока молодым специалистам и анализ уроков наставника. Уроки молодых специалистов посещали заместитель директора по учебно-воспитательной работе И. Н. Александрова и учитель-наставник. В своей работе с молодым педагогом Валентина Алексеевна применяет наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», умение аргументировано формулировать мысли.

Ученик превзошёл учителя

Большую эффективность имеют новые нетрадиционные формы работы с молодыми учителями: психологические тренинги, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, защита творческих работ. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые учителя смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Так Т. А. Успун успешно провела открытые уроки на секциях заместителей директоров и директоров, на курсах для учителей республики. В результате она заняла первое место в школьном этапе конкурса «Учитель года 2018 – 2019» и первое место в муниципальном конкурсе «Учитель года».

Другой молодой учитель О. В. Кымысова, студентка 4 курса Кызылского педагогического университета в 2021 году в школьном этапе конкурса «Учитель года» заняла первое место и в октябре этого же года была выбрана преподавателями ТГУ для проведения Всероссийских уроков, посвящённых тематике «Россия – моя семья».

Наставничество – эффективный способ передачи опыта молодым учителям. Польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. И молодой задор, креативность, энтузиазм являются подспорьем в данном процессе.

Раиса ОНДАР,

Отличник образования РФ, Заслуженный работник образования Республики Тыва, член союза журналистов РФ и союза писателей Тувы.