Жизнь на угле

Протяжный гудок разносится над карьером, длинная стрела шагающего экскаватора начинает движение и десячтикубовый ковш с утробным гулом вгрызается в песчаный пласт.

На дне гигантской 75-метровой выработки,  словно муравьи, снуют 55-тонные БЕЛАЗы, высота колес которых выше человеческого роста в полтора раза. Именно здесь понимаешь, сколько тяжелого труда приложено, чтобы поднять тысячи тонн породы дабы добраться до очередного угольного пласта. Вот в этом и заключается невероятная сложность и трудоемкость добычи этого вида топлива, которым с 1970 года начал заниматься Каа-Хемский угольный разрез, а с 2010 года Тувинская горнорудная компания (ТГРК). Сегодня компания — один из крупнейших поставщиков угля для нужд республики. Ежегодный объем добычи на Каа-Хемском и Чаданском угольных разрезах составляет порядка 600 тыс. тонн угля.  ТГРК   управляется ООО «Компания «Востсибуголь».

500-летний уголь

Для вскрытия угля, вывоза горной массы (породы) в отвалы требуется много затрат: бурение, взрывные работы, перемещение породы шагающими экскаваторами, далее снова бурение и проведение взрывных работ двадцати метрового слоя суперкрепких пород над углем, погрузка горной массы в БЕЛАЗы и вывоз за пределы забоя, и только потом погрузка угля в машины.    Чем глубже залегание, тем больше затрат на добычу угля и выше его себестоимость.

- Мы проводим шесть операций прежде, чем добраться до угля.  Работа занимает минимум три месяца, то есть у нас очень длинный цикл.  Самая страда — это лето. Наша задача заключается в том, чтобы максимально обнажить уголь. Тогда даже зимой в минус 40 будем работать в нормальных условиях, — рассказывает генеральный директор ООО «Компания «Востсибуголь» Евгений Мастернак. —  Тувинскому углю как минимум от 300 до 500 млн. лет. Есть такая закономерность: чем глубже он лежит, тем выше его качество. Это мы и видим здесь. У местного угля высокая теплота сгорания. Вы можете гордиться своим углем.

Хитрая арифметика

Республика потребляет в год, как минимум, 450 тысяч тонн угля. Из них 120 тысяч тонн приходится на население. Однако, в этом году эта цифра «перешагнула» неимоверные 200 тысяч. Первым делом покупать уголь ринулись перекупщики, арифметика которых проста: купи задешево, продай задорого.

- Снижение цены угля для населения привело к нетипичному для осеннего периода ажиотажному спросу. Мы видим на разрезе одни и те же лица и машины. Ясно, что это перекупщики, которые перепродают уголь с наценкой порядка 600 рублей за одну тонну. То есть получается, что жители не почувствовали снижение цены. С этим надо что-то делать, — говорит Мастернак.

В пиковые сутки в день отгружали более 400 машин. Такая ситуация существенно затрудняет работу весовых и ТГРК в целом.

Одинаковый уголь

Неудобства доставляет и желание покупателей приобретать уголь непосредственно в самом карьере, в то время как его можно спокойно, без очередей купить на складе, который находится на территории разреза.  Это один и тот же уголь, между ними нет никакой разницу. Для удобства населения в этом году компания приобрела погрузчик, который за считанные минуты может загрузить кузов небольшого грузовика. Кроме того, для увеличения объема отгрузок угля населению и нивелирования проблемы ожидания в очереди продлен график работы весовых, включая выходные дни.

- Люди почему-то не хотят получать уголь со склада. Думают, что там он плохого качества. Рвутся в забой любой ценой. А ведь мы именно отсюда БЕЛАЗами доставляем уголь на склад. Многие думают, что в забое он лучше, но уверяю вас, это совершенно не так. На складе такой же уголь, как и в карьере, — сообщает Евгений Анатольевич.

И налоги, и соцпакет

ТГРК — является одним из крупнейших налогоплательщиков республики.  Так, за прошлый год и шесть месяцев нынешнего года компания перечислила в бюджет региона более 150 млн. рублей. Понятие «социально ответственная компания» тоже про ТГРК. Согласно отраслевому соглашению с профильным профсоюзом, компания на одного сотрудника ежегодно тратит порядка 26 тыс. рублей. Это и материальная помощь, и путевки на оздоровление, и пособие в связи с уходом на пенсию, и выделение льготного угля.  На разрезе трудятся 454 человека, что отрадно, 98 процентов —  это местные жители.

- С 2002 года работаю здесь, начинал охранником, дорос до технического директора, — делится Андрей Видуто. — Коллектив у нас очень сплоченный. Трудности в работе, конечно, есть, но мы решаем их по мере поступления. Работникам предоставляют полный соцпакет. В коллективном договоре прописано, что ежегодно по 8 тонн угля бесплатно выдается работающим сотрудникам и ветеранам. В последние годы нам на выбор предлагают несколько санаториев.

Бурный рост

В 2020 году в России произошел резкий скачок цен на основные виды сырья.  Потребление ресурсов в пандемию привело к росту до 100 процентов стоимости металлопроката, нефти, топлива, базовых масел, запчастей, техники и пиломатериала. По словам генерального директора ООО «Компания «Востсибуголь» Евгения Мастернака, затраты ГСМ на добытую тонну угля в 2016 году составляли 32 тыс. рублей, а в 2020 году уже 47, 3 тыс. рублей. Сегодня затраты возросли до 50,9 тыс. рублей.

Основные затраты - это дизтопливо, электроэнергия и взрывчатка, которая делается из селитры, ее цена во всем мире выросла на 65%. Есть еще расходы на запчасти для экскаваторов, самосвалов и буровых установок, которые не производятся на территории республики. Их приходится везти из-за Саян.

Инвестиции в 105 млн. рублей

Однако, для ТГРК повышенные расходы - не повод для уныния. В 2022 году запланированы инвестиции в 105 млн. рублей, на которые закупят  БЕЛАЗы и буровую установку. Горная техника требует регулярного обновления. Мастернак сообщил, что в ближайшие пять лет инвестиции будут только увеличиваться.

Юлия САТ.

Фото Буяна ООРЖАКА

"Тувинская правда" № 56 от 23 октября 2021 года.