ВЫЖИТЬ ТАЁЖНИКАМ ПОМОГЛИ ОЛЕНИ

Оленеводческие народы Севера, Сибири и Дальнего Востока всегда приносили доход государству, поставляли шкуры, ценную пушнину, мясо, рыбу. Оленеводство было крупной доходной отраслью сельского хозяйства.

Оленеводы, на свою беду, открыли свои территории геологам, способствовали промышленному освоению регионов и недропользованию в виде добычи нефти и газа, других полезных ископаемых. Промышленники и оленеводы стали антагонистами. Нужно было принимать обоюдно приемлемые правовые решения, компенсировать убытки оленеводам, восстанавливать ущерб, причиненный экосистеме, сохранять в регионе биогеоценоз. Биогеоценоз – это особый взаимообусловленный комплекс на определенном участке земной поверхности, с присущим ему геологическим строением, почвенным и водным режимами, микроклиматом, растительным сообществом и населяющим его миром животных и микроорганизмов. Все входящие в состав этого комплекса элементы находятся в специфическом взаимодействии между собой и с остальными явлениями окружающей природы, образуя устойчивую во времени экосистему.

Одна из важных, не до конца раскрытых тем – доместикация или одомашнивание северного оленя в Азии. Таежное, северное, тундровое оленеводство – образующий вид социально-экономической и этнической деятельности коренных народов России.

Исследователи темы одомашнивания оленей определяют локальные зоны Южной Сибири – территории Республики Тыва и Забайкальского края. Географические данные обитания диких таежных оленей идентичны в Восточных Саянах. Примерами приручения диких животных номадами в степной зоне Монголии являются собаки, овцы, козы, лошади, верблюды. Раскрытие темы одомашнивания северного оленя очень важно, поскольку будет способствовать единению истории коренных малочисленных народов, сохранению их культурного наследия.

Ключевую роль в раскрытии темы доместикации оленя могут сыграть Центр российского оленеводства и Ассоциация «Оленеводы мира», заинтересованные совместно с Русским географическим обществом в создании научно-познавательного фильма об одомашнивании оленя в Саянах. Для Республики Тыва – это одна из первостепенных тем в плане утверждения и защиты в научной среде истории становления оленеводческой цивилизации в Тоджинском районе.

Научная полемика о таежных оленях и оленеводстве имеет отношение к миграции населения из Алтае-Саянского региона в Корею и Японию. Известный корейский профессор Дю Че Хёк утверждает, что другое древнее название страны «Чосон» происходит от названия Саянских гор, которое на Востоке закрепилось в названии Священной Горы протомонгольского племени сяньби – Сяньбишань. На это Н. В. Абаев отметил, что, возможно, Чосон происходит от двойного «Чаа+Соян//Суган», где «Суган» – тюркское «Оленуха», или «Олень-Гора», а «Чаа» – сокращение от монгольского «Чаа-бух» – изюбр (бык). Профессор Дю Че Хёк добавил, что «оленные» урянхайцы еще в скифскую эпоху двигались и на Запад, и на Восток по Пути Мха.

Первая волна миграции Алтай - Саяны произошла 45 – 25 тысяч лет назад. «Саянинды» (автор термина А.-Б. А. Соскал), которые придерживались солярного мировоззрения, дошли до берегов Аляски и, ступив на земли Северной Америки, превратились в америндов. Исследование митохондриального ДНК по женской линии американских индейцев и жителей Тувы (сойотов) дало совпадение, соответственно, в 72 и 79 процентов, значительно большее, чем у индейцев и казахов, хакасов, алтайцев, монголов, бурятов и якутов.

Новейшие исследования, проведенные в 2000 году Институтом общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН в городе Москве, соединили все данные генетиков в одну общую базу. Выяснилось, что автохтонное проявление дает право утверждать: индейцы первой волны произошли от четных женщин Анай, Чачый, Дарый, Борбак.

Руководствуясь исследованиями по доместикации оленя и митохондриальному ДНК саяниндов, в Туве следует на эту тему провести форумы.

 

Ай-бек СОСКАЛ, член координационного совета

Ассоциации коренных малочисленных народов

Сибири и Дальнего Востока

Фото Владимира САВИНЫХ