В бой идут одни частники?

В пятницу утром мне удалось каким-то чудом втиснуться в маршрутку. Пассажиры - как сельди в бочке, пальцем не пошевельнуть.

Мне повезло - успею на работу вовремя. А успеют ли на работу вот те, оставшиеся стоять по утреннему морозцу на остановке? Что же происходит с пассажироперевозками в Кызыле, я решил проверить на личном опыте. Для исследования ситуации выбрал понедельник и пятницу. Начало и конец рабочей недели.

 

                                                  Пятница. 8.40. Штурм за штурмом

Остановка «Детский мир».  Маршрутные «Газели» идут набитые до предела. За 40 минут проехало 11 автобусов «ПАЗ». Идут с интервалом 4-6 минут, только совершенно не ясно, частный едет автобус или муниципальный? Так и не дождавшись автобуса с муниципальной табличкой «Кызылгортранс» (хотел воспользоваться своим правом на льготный проезд, как участник локальной войны), - штурмом усаживаюсь в «Газель». Штурм повторился и к обеду, когда с дочерью поехали в детскую стоматологию на «Востоке». «ПАЗ» № 6 оказался частным – проезд 15 рублей. Только почему об этом нужно выпытывать у кондуктора? Не соблюдается масочный режим. Возле «Монгулека» автобус останавливает наряд ГАИ. После недолгих препирательств, один паренек без маски добровольно покинул автобус, едем дальше. Сам кондуктор и водитель абсолютно безразличны, есть или нет маски у пассажиров.  О том, чтобы уступить место человеку, зашедшему с маленьким ребенком на руках, видимо, никогда не слышала девушка в наушниках – мою дочку взяла на руки пожилая женщина, сидевшая с ней рядом. Когда ехали из стоматологии обратно, то пришлось заплатить уже 20 рублей в таком же частном автобусе.

                                          Пятница. 18.15. Размахивай руками и бегай по дороге 

Остановка «Пассажирское АТП». Мороз крепчает, хочется залезть в первую же маршрутку, но план такой – дождаться муниципального автобуса. Через 12 минут (о, чудо!) уже в темноте подъезжает «ПАЗ» № 13, едущий на ЛДО. Чуда не произошло, мимо меня, одного стоящего на остановке, автобус, не остановившись, проехал мимо!

На следующий день на предприятии «Кызылгортранс» заверили, что этот маршрут обслуживается полностью их предприятием. Только не сказали, что одиноко стоявшему на остановке человеку, обязательно надо выбегать чуть-ли не на проезжую часть, и размахивать руками, чтобы водитель остановился!

Именно так и сделал подошедший в 18.42 мужчина, когда подъехал автобус № 17, идущий с дальнего Каа-Хема. Сел с ним и я. Цена за проезд – 20 рублей. Удивляет, что в салоне всего несколько пассажиров, чего не скажешь о маршрутных «Газелях». Автобусы следуют по маршруту более-менее регулярно, но почему же наполовину пустые и без опознавательных табличек?

Комментарий директора МУП «Кызылгортранс» Даш-Моге Куулара:

«Каждый день предприятие выпускает на городские и пригородные маршруты 30-32 автобусов марки «ПАЗ». Отсутствие фирменной таблички «Кызылгортранс» на автобусах объясняется тем, что, по требованию Роспотребнадзора, водители часто производят в гараже дезинфекцию автобусов, и, видимо, не успевают получить новые таблички. Это, конечно, недопустимо, и мы примем меры, чтобы таблички были.  А отсутствие объявлений у частников, что льгот нет, по-моему, всё делается специально, с целью завлечения пассажиров».   

 В беседу вступает главный диспетчер МУП «Кызылгортранс» Елена Корчевая: «Сегодня у нашего предприятия в наличии 61 автобус марки                                                                                                                                                                                                    «ПАЗ», рабочих- 42 автобуса, 6 водителей на самоизоляции. Много автобусов нуждается в ремонте. Большая проблема с кадрами, нам очень нужны водители категории «Д» и кондукторы. Есть текучесть – работа тяжелая, хотя достаточно хорошо оплачиваемая. Водитель может в зависимости от графика заработать от 30-ти до 50 тысяч в месяц. Кондуктор – 20-30 тысяч.  Тем не менее места вакантны. После создания нашего предприятия в 2016 году и  по сегодняшний день правительство республики закупило и передало нам 60 автобусов марки «ПАЗ» для улучшения пассажироперевозок в Кызыле и по республике. Мы наладили маршруты в кожууны – Тээли, Ак-Довурак, Бай-Хаак, Сарыг-Сеп и Туран. Рейсы были очень востребованы, но в связи с большой конкуренцией попутчиков в интернете, мы были вынуждены снять рейсы как убыточные. По моему мнению, для хорошей работы муниципального транспорта в Кызыле необходимо выставить на городские маршруты не менее 70-80 автобусов марки «ПАЗ» и 10-15 автобусов «НефАЗ». В таких условиях был бы баланс между МУП и частными извозчиками. А сегодня доминируют частники, которые ездят по маршрутам без всякого расписания, часто с перегрузом и нарушениями. В начале 2000 годов было вовсе плохо, когда ездили только 10-12 автобусов на весь Кызыл.  Сегодня из-за пандемии и проблем с кадрами работают 32 автобуса на маршрутах «Вавилинский Затон» – 6 ед, № 11 «Звероферма –ТЭЦ» – 4 ед, по одному автобусу на маршрутах «мкр. Спутник» - 5а, 6а. и 14 автобусов обслуживают маршрут левобережных дач №13».

                               Понедельник. 7.40.  На остановке полно военных

Стою напротив Центра русской культуры на остановке «Предмостная». Пассажиры рвутся на правый берег. Двое мужчин в военной форме и женщина торопливо усаживаются в такси. Через пять минут подъехала еще одна машина, и в нее тоже садятся военнослужащие 55 -ой бригады. В 7.50 подъехала маршрутка № 7а, в нее смогли втиснуться только гражданские пассажиры. В 8.01 подъехала маршрутка № 18 - уехали все, кроме военнослужащих, которых на этой остановке, оказывается, абсолютное большинство. Стою еще полчаса, подъезжает автобус №11 «ТЭЦ –Звероферма» без таблички МУП «Кызылгортранс». У одного из военных спросил, каким же образом он добирается до места службы, если автобус по маршруту «Вавилинский затон» едет с таким большим интервалом, а маршрутки до остановки «Войсковая часть» не ходят?  «Утренний развод в 8.30. Если еще через 10 минут не подойдет, придется вызывать такси или добираться до части на попутке». За 30 минут проехало всего три маршрутки и один автобус в направлении целого микрорайона в утренний час пик. Было такое ощущение, что стоишь на стоянке частных таксистов. Военнослужащие благополучно уезжали на такси или на машинах сослуживцев, любезно тормозивших на остановке.

                                          Понедельник. 17.15. Где-то пусто, где-то густо

Теперь я на остановке «Почта». В сторону «Востока» «Газели» набиваются так, что машина ложится на задние рессоры. И ведь не отъезжает, водитель надеется затащить еще хотя бы одного пассажира. Но внутри громко протестуют – в салоне не менее 30 человек, и частник с очень недовольным видом вынужден дать газ. Судя по возгласам, не будь пассажиры так утрамбованы, недалеко и до взаимного рукоприкладства. Такая же «утрамбованная» ситуация в маршрутках, идущих в дальний Каа-Хем: № 1а, 30а, 3, на МЖК.  А «ПАЗы» идут полупустые. И муниципальный № 11 до ТЭЦ, и частный № 17. Может, дело в цене?  Однако, с 12 октября в Кызыле введена одна цена на проезд и на общественном муниципальном транспорте, и на частном – 20 рублей!  За полчаса проехало 5 автобусов марки «ПАЗ». А пассажиры предпочитают трамбоваться в маршрутках. Неужели уже настолько укоренилась в массовом сознании мысль, что кроме «Газели», все равно никто другой не приедет?

Перехожу через улицу и через заднюю маленькую дверь автобуса «ПАЗ», втискиваюсь в маршрут № 13, что идет на ЛДО. Вот тут народу полно. Еду, прижатый к стеклу двери. На повороте кондуктор предупреждает, что дверь неисправная, может внезапно открыться. Машинально хватаюсь за плечо соседа – инстинкт самосохранения. Похоже, вот на этом, достаточно популярном маршруте, давно привыкли к давке. На левобережных дачах живет немало народа, ведь это почти спутник столицы! На «Машзаводе» решил выйти, поскольку на следующей остановке - «45 магазин», похоже, что выйти будет невозможно. Еле выпал и пошел пешком до остановки «45 магазин». И что же? Вереница частных такси. Были бы деньги! Разговорился с женщиной. «Работаю в Кызыле, а живу на ЛДО. Каждый день штурмую автобусы. Или попутку ловлю. Стоимость попутного такси от магазина № 45 до дач ЛДО – 30 рублей. Просто такси – дорого».

Буян Шойжун, начальник транспортного отдела Департамента городского хозяйства мэрии: «Сегодня в Кызыле действует 18 городских маршрутов.  Пять из них обслуживает МУП «Кызылгортранс»: № 5а, 6а, 11, 13, «Вавилинский затон». Один маршрут обслуживают индивидуальные предприниматели автобусами марки «ПАЗ» (№6). 12 маршрутов обслуживают предприниматели маршрутками «Газель» (№2, 4,4а,6а, 7а, 9,12,18,20, 25,30,1а). Всего транспортных средств, занятых на городских маршрутах в соответствии с заключенными контрактами с мэрией Кызыла, – 238 единиц. Из них МУП» Кызылгортранс» обслуживает 30 единиц автобусов марки «Паз» и 1 автобус марки «НефАЗ».

 На маршруты ежедневно выходят в среднем 190-200 машин, из них 30 – автобусы МУП «Кызылгортанс», остальные – частные перевозчики».

Ай-Демир Кадыг-оол

Фото автора

От редакции: Автор материала захватил всего два дня, побывав в потоке пассажироперевозок, но и они оказались показательными. Вы же, наши читатели, каждый день ездите, да еще по несколько раз. Каково ваше мнение? Что можно изменить, чтобы люди не утрамбовывались, а в часы «пик» можно было спокойно уехать туда, куда нужно? Ждем ваших писем по адресу: 667000 г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100, Дом печати, редакция газеты «Тувинская правда». Телефон: 2-20-02.

 "Тувинская правда", № 87 от 14 ноября 2020 года.