Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Урана Хомушку: «Музыка в спектакле «Янтарные бусы» – важный участник действия, но не главный»

1 марта 2021
76

Одним из них является постановка музыкального спектакля «Хуннун дамды чинчилери» (“Янтарные бусы”) Саяны Ондур, премьера которого пройдет в начале марта 2021 года в Национальном музыкально-драматическом театре им. В. Кок-оола. Спектакль является работой калмыцкого режиссёра Бориса Манджиева, заслуженного деятеля искусств России, Калмыкии и Азербайджана. Музыка к спектаклю написана тувинским композитором, членом Союза композиторов России Ураной Хомушку.

В преддверии премьеры хотелось бы обсудить важные вопросы музыкального творчества молодого композитора, востребованности профессиональных музыкантов в культурном пространстве республики, а также развития академической музыки в Туве.

- Урана, расскажите о том, как возникла идея создания данного проекта?

- Проект родился по инициативе Министерства культуры Республики Тыва в честь празднования юбилея ТНР. Хотя сюжет спектакля далёк от исторических реалий, автор — известная  в Туве журналистка и писатель Саяна Ондур, вдохновлённая найденными царскими захоронениями при раскопке кургана Аржаан-2, создаёт романтическую легенду о влюблённых. 

Обычно спектакль — детище не одного автора, а целой группы единомышленников: режиссёра-постановщика, актёров, композитора, художника, балетмейстера, звукорежиссёра, аранжировщика. На начальном этапе спектакль задумывался как мюзикл, то есть произведение, в котором главенствует музыка. В процессе работы проект все же превратился в музыкальный спектакль, где музыка – важный участник действия, но не главный, и замысел сюжета передаёт драматическая игра актёров.

- Вы уже создавали ранее музыкальные произведения, связанные с театром?

- Музыку к драматическому спектаклю я писала впервые, но работа над театральными жанрами для меня не в новинку. Было несколько произведений, среди них балет «Маугли», который был поставлен в 2014 году, а также совместный проект молодых композиторов Тувы — балет «Шыяан ам». Эти балеты были поставлены режиссёром-балетмейстером Раисой Стал-оол, а исполнители — ученики Детской хореографической школы г. Кызыла и студенты колледжа искусств. Кроме того, я входила в группу композиторов, которые создали оперу «Монге аялга» в 2004 году. Это произведение, к сожалению, так и не было поставлено в республике, только некоторые фрагменты прозвучали в 2010 году в Москве в одном из концертов «Панорама музыки России». Первая же проба пера в области театральной музыки — моя дипломная работа, балет «Оскус-оол и Дангына».

- Вы являетесь профессиональным музыкантом, композитором, педагогом. Какую музыку Вы более всего любите сочинять?

- Наверное, ту, которую исполняют. Если серьезно, то часто пишу по просьбе преподавателей Республиканской школы искусств или колледжа искусств, где я работаю на протяжении более 15-ти лет. Это музыка для различных инструментов — фортепиано, чадагана, игила, бызаанчы, а также инструментальные ансамбли и хоровые произведения. Плод моей композиторской работы для детей — издание в 2019 году  сборника «Фортепианные ансамбли». Конечно, хотелось бы писать крупные симфонические сочинения, но, к сожалению, в настоящее время исполнять их некому.

- Расскажите, как Вы стали композитором.

- В детстве я училась музыке в школе искусств с. Хандагайты и недолго обучалась в республиканской школе искусств по классу фортепиано. Мой отец Болат-оол Хомушку — баянист, самодеятельный композитор, это и определило мой дальнейший путь. Правда в колледже искусств я начала обучение как дирижёр-хоровик, но перешла на отделение теории музыки и моим преподавателем стала Екатерина Константиновна Карелина, доктор искусствоведения, ныне профессор Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки. Именно её влияние считаю важным при выборе моей профессии: она умела мотивировать, объясняла значимость теоретической подготовки, «заразить» любовью к музыке и её сочинению. Продолжила обучение уже как композитор в Красноярской академии музыки и театра в 1998 году, обучалась у замечательного педагога, композитора Проститова Олега Леонидовича, который воспитал целую плеяду молодых композиторов Тувы. К сожалению, месяц назад он умер на 66-м году жизни, и эта скорбная весть очень меня огорчила.

- Как Вы считаете, творчество композиторов, которые сейчас работают в республике, востребовано в обществе?

- Мне кажется, композиторы не должны писать музыку, которая никому не интересна. С другой стороны, у нас в Туве нет оперного театра, классического балета, симфонический оркестр также ограничен в своих возможностях. А именно эти области творчества дают возможность максимального самовыражения композитору.

Есть прекрасные коллективы, которые могут исполнять сложную музыку, но их немного. Я и мои коллеги сотрудничают с этими коллективами — ансамблем «Саяны», Духовым оркестром Правительства РТ, Тувинским национальным оркестром, с драматическим и кукольным театрами. На большие юбилейные мероприятия республиканского масштаба композиторам поступают государственные заказы. Таким и был наш спектакль.

- Возвращаясь к предстоящей премьере музыкального спектакля, хотелось бы узнать, как он создавался, какие были трудности при создании музыки.

- Работа над проектом осуществлялась в небольшие сроки, всего полгода. За это время менялся сценарий, вносились коррективы в общую концепцию спектакля. Не все ранее сочинённые мной музыкальные номера вошли в окончательный вариант пьесы. Первоначальная задумка спектакля как мюзикла требовала от исполнителей-артистов несколько другого уровня вокальной подготовки, а позже режиссёр Б. Манджиев, решив сделать главный акцент на драматической игре актёров, потребовал от меня создавать музыки, приближенную к эстрадной манере. Возможно, такой поворот оправдан тем, что спектакль предназначается широкому кругу зрителей и должен быть более демократичен в музыкальном смысле. Отмечу, что большое удовольствие работать со всей рабочей группой постановки, а также режиссёром, который точно знает, что нужно зрителю.

В целом, на мой взгляд, работа удалась, и зритель должен быть доволен.

Хочется пожелать успеха новому проекту и творческих высот композитору Уране Хомушку.

Наталья БАРКОВА,

музыковед