Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ЦЕНИТЬ НОВИЗНУ, ЧТИТЬ ЗАВЕТЫ ПРЕДКОВ

30 апреля 2020
31

Так считает Хонук-оол Монгуш – председатель Совета при Главе РТ по поддержке гражданских инициатив и по совместительству председатель правления Совета мужчин Тувы.

– Была проделана колоссальная подготовительная работа, которая позволила учесть все нюансы и чётко наметить наиболее перспективные направления. Глава республики Шолбан Валерьевич Кара-оол в Москве неоднократно обсуждал и прорабатывал на самом высоком уровне пути реализации этого грандиозного проекта. К нам в Туву дважды приезжала авторитетная комиссия, которая на месте намного лучше смогла понять, что нашему региону нужен стремительный прорыв в экономической сфере. Мы готовы к реализации этих не простых, но перспективных направлений. Я как кандидат экономических наук считаю, что нужно развивать промышленность. Ведь одного сельского хозяйства мало для построения современного региона, но и этому направлению тоже необходимо уделять внимание. Для промышленного прогресса необходима железная дорога, которая станет ключевым пунктом в этом начинании.

– Станет ли железная дорога катализатором в развитии Тувы?

– Недавно я работал с архивными документами, которые датируются ещё 1929 годом. Уже в те далёкие времена основоположник тувинской государственности Монгуш Буян-Бадыргы обсуждал план по строительству железной дороги на тувинской земле с представителями и экспертами из Советского Союза. Специалисты из СССР выдвинули предложение проложить железнодорожное полотно до города Ак-Довурака, но Буян-Бадыргы категорически высказал свое продуманное мнение, что железный путь должен непременно дойти и до Кызыла. Однако бурно развивающиеся исторические события, а позже и Великая Отечественная война не позволили тогда осуществить эти по-революционному грандиозные планы. Ещё железная дорога необходима для развития горного дела в Туве. Злые языки в социальных сетях всё время твердят, что если её построят, то всё ценное из республики вывезут, а нам лишь останется безжизненная земля. Это далеко не так, ведь если всё делать по уму, современными методами и технологиями, то и результат будет превосходный. Тува богата запасами угля, а в полной мере воспользоваться ими мы не можем, так как сильно ограничены отсутствием необходимой инфраструктуры, да к тому же железная магистраль даст новые рабочие места и перевернет новую главу в жизни нашей республики. Нам надо оставить в наследство будущим поколениям сильную, динамично развивающуюся и современную республику, в которой ценят новизну и чтут заветы предков.

– А не разрушат ли эти перемены хрупкий баланс в нашем регионе?

– Конечно же, прошлое и традиции своего народа надо ценить, но всё же необходимо быть дальновидными, анализировать настоящее и стараться прогнозировать будущее. Святые и заповедные места Тувы надо сохранить, но и о достатке и благополучии людей думать необходимо. Данный баланс непросто соблюсти, надо и о душе народа, его обычаях всегда помнить. Всё это целиком и полностью зависит от нас, как мы будем хранить свою многовековую культуру, так она и будет сохраняться и развиваться. Застоя не должно быть во всех сферах жизни, от него пострадаем не только мы, но и будущие поколения, а они не простят нам наше бездействие.

– На что ещё необходимо обратить внимание?

– Второй важный момент – это возрождение строительной индустрии в республике. Почему-то некоторые люди думают, что изготовление стройматериалов – процесс неимоверно вредный для здоровья людей и загрязняющий окружающую среду. И тут тоже на помощь приходят современные разработки и технологии. Если всё делать грамотно, то ущерба природе можно будет избежать. У меня есть пример из жизни, когда я находился в рабочей поездке по Германии, то меня пригласили на ознакомительную экскурсию по цементному заводу. Если верить стереотипам, то там должно быть грязно, пыльно и неимоверно шумно. Но всё обстояло совершенно иначе, мы подъехали к комплексу зданий в самом центре ухоженного и цветущего города. Кругом царили образцовая чистота и порядок, а я сначала подумал, что мы не туда приехали. Но наша делегация покинула машины и пошла к входу, и я за ними. Когда вошли в главный цех, то трудно было скрыть удивление от того, как грамотно был выстроен технологический процесс. Потенциал сырья вырабатывают по максимуму, а отходов производства остается по минимуму или их вообще нет. Тут главное – следовать современным методам и технологиям, тогда и экология не пострадает.

– А на какие ещё аспекты экономики должна быть нацелена Индивидуальная программа развития Тувы?

– Ещё необходимо позаботиться о продовольственной безопасности, а точнее, о переработке мяса и молока. Становление целого экономического кластера принесет неоспоримую выгоду. Одним из значимых пунктов программы развития является социальная инфраструктура нашей республики. Сюда входит и возведение современных больниц, тубдиспансера, а ещё необходимо уделить внимание строительству дорог. Наш регион стабильно лидирует по демографическим показателям, а значит, требуются новые детские сады и школы. Ведь особенно на селе много общеобразовательных учебных заведений было построено ещё в 30-е и 40-е годы ХХ века. Отрадно, что Индивидуальная программа развития серьезно касается сельской местности и её населения. Этих людей нельзя забывать, ведь они занимаются сложным и уважаемым аграрным трудом. Если посмотреть философски на Индивидуальную программу развития Тувы, то она поможет нашей республике воплотить в себе прошлое, настоящее и будущее. Этот могучий сплав позволит жить в гармонии с наследием предков, но и не забывать о перспективных и новаторских проектах, которые возможно воплотить в жизнь в нашем стремительном и динамичном ХХI веке.

Беседовал Кирилл САМОХВАЛОВ