Пираты интернета и бандиты мобильных просторов

В наше время чтобы быть ограбленным не обязательно ходить по дремучим лесам, большим дорогам или безлюдным пустырям.

Это раньше романтики ножа и топора выпрыгивали из засады с криком: «Жизнь или кошелёк», а после головорезы до нитки обирали испуганную жертву, а сегодня всё иначе. Люди, которые хотят завладеть вашими кровными, предельно вежливы, доброжелательны, изобретательны и обладают прекрасными знаниями психологии. Грабители из всемирной паутины и телефонные мошенники прекрасно обходятся без оружия и силового воздействия. Они умело играют на светлых чувствах: человеческой доверчивости, наивности или сострадании. Но также не забывают и привлекательные пороки: моментальное желание разбогатеть, всепоглощающую алчность или неутолимую жажду наживы.

Опасность реальная, а не виртуальная

Всего за восемь месяцев этого года в МВД по РТ зарегистрированы 332 кражи электронных денежных средств граждан и 247 дистанционных мошенничеств. Общий материальный ущерб, причиненный жителям Тувы преступными действиями мошенников, только по возбужденным уголовным делам составил более 26 миллионов рублей. Конечно же, правоохранители не сидят без дела и обезвреживают преступников, но зачастую профилактика действует эффективнее. Лучше предотвратить правонарушение и не допустить обмана людей, ведь если предупреждён, то защищён. На пресс-конференции в Министерстве внутренних дел РФ по РТ правоохранители и приглашённые банковские работники рассказали, как не лишиться сбережений и обезопасить себя от действий мошенников. Начальник отдела Следственного управления МВД по РТ Марина Черевко рассказала, почему люди с жизненным опытом зачастую так легко и просто отдают злоумышленникам крупные суммы денег:

– Зона комфорта и безопасности способствует усыплению бдительности. Зачастую мошенники звонят на мобильный телефон или связываются через Интернет в обеденное или вечернее время. Ждут, когда человек придёт с работы, удобно устроится в любимом кресле и настроится на отдых. Это максимальное расслабление играет на руку преступникам. Они могут представиться правоохранителями, работниками банков или налоговых органов. Разговаривают вежливо, приводят весомые аргументы и железные доводы, а кульминацией разговора становится новость, что у вас хотят украсть деньги, но они этого не допустят. И тут-то начинает срабатывать приступная схема. Напуганная кызылчанка по велению лже-сотрудников Следственного комитета и полиции, которые все время были с ней на связи, перевела со своего банковского счета на указанный ими номер карты 381 тысячу рублей, а также свыше 240 тысяч рублей с кредитной карты. Кроме того, запуганная женщина получила в банке кредит и эти деньги тоже отправила мошенникам. Потерпевшая в общей сумме потеряла более 868 тысяч рублей. И это лишь один из многих способов обмана, – уточнила Марина Валерьевна.

Не настоящие полковники

Бывает, что на жителей провинции завораживающе действует повышенное внимание и забота высоких столичных чинов. Не чистые на руку люди это прекрасно знают и охотно пользуются данной слабостью. Нашим землякам стали поступать звонки якобы от высокопоставленных правоохранителей из Москвы. С другого конца трубки приятный, хорошо поставленный и властный голос представляется полковником МВД России. Лже-полицейский сообщает, что ваши сбережения в опасности и их необходимо перевести на безопасный специальный счёт. Уверенно и аргументировано объясняет, что это абсолютно безопасно, а когда бандиты будут пойманы с поличным, то деньги в полном объёме вернутся на ваши счета и это не займёт много времени. Ведь операция в самом разгаре и вот-вот вся банда будет поймана с поличным. После этого триллера люди частенько выкладывают все свои банковские реквизиты и данные пластиковых карточек. Когда информация получена, то мошенники незамедлительно выводят всю наличность и опустошают счета несчастных людей.

Сотрудники полиции никогда не звонят гражданам с просьбой совершить какие-либо действия и, тем более, не спрашивают данные, при помощи которых можно получить доступ к банковскому счету. Получив такой звонок от незнакомого человека, даже если тот утверждает, что звонит из полиции или из банка, такую информацию следует перепроверить. Ни в коем случае нельзя в телефонном режиме следовать поступающим от незнакомцев инструкциям и переводить деньги неизвестным лицам. Мошенники используют специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер органа государственной власти, организации или банка. Бдительность терять ни в коем случае нельзя.

А бесплатный сыр, он самый дорогой

Ещё один способ, который с удовольствием эксплуатируют кибер-бандиты, базируется на жажде денег и желании быстрого обогащения. По-прежнему в республике регистрируются факты мошенничества под предлогом получения дополнительного заработка на инвестиционных платформах. От подобных действий интернет-пиратов пострадала жительница Тувы. Девушка потеряла более трёх миллионов рублей, вложив деньги в онлайн-площадку аферистов. В указанных случаях злоумышленники предлагают гражданам заманчивую перспективу – выгодно вложить деньги и без особых усилий извлекать баснословные доходы. А начинается всё с копеечных сумм, которые маги финансового дела обещают превратить в значительный капитал. После внесения минимального депозита на подконтрольный мошенникам счет и регистрации в личном кабинете инвестиционной платформы, лже-брокеры предоставляют клиентам информацию о том, что вклад якобы начал расти, как на дрожжах. Таким образом злоумышленники побуждают граждан продолжать инвестировать. О том, что инвестиционная платформа является мошеннической, клиенты узнают после неудачных попыток вывести деньги со счета.

Грабители под прикрытием

Заместитель управляющего отделением Национальным банком по РТ Банка России Тамир Монгуш рассказал, что банковские сделки по телефону не проводятся и к такому предложению необходимо относиться с осторожностью:

–  Распространены и случаи телефонных звонков от лже-работников банка о том, что можно получить якобы накопившиеся бонусы в денежном эквиваленте. О подобном случае рассказал житель республики, который подвергся действиям мошенников. Мужчина сообщил, что ему позвонили якобы сотрудники банковской организации, клиентом которой он является, и обрадовали новостью о начислении бонусов в размере 8900 рублей на его счет. Однако, чтобы получить причитающийся кешбэк, мужчина должен был продиктовать трехзначный код на обратной стороне его банковской карты. После того, как потерпевший выполнил просьбу собеседников, с его банковского счета произошло списание денежных средств в сумме 12000 рублей. Ещё бывают случаи, что людям звонят якобы сотрудники Банка России. Не честные люди часто пользуются этим высоким званием, но работники Центробанка ведут деятельность лишь с юридическими лицами, а с физическими дело не имеют. Вот ещё один способ распознать злоумышленников, – сообщил Тамир Монгуш.

Работы мало, а деньги большие

Отмечаются и случаи, когда злоумышленники звонят гражданам с заманчивыми предложениями о дистанционной работе с достойной заработной платой. Так, подвергшаяся обману 60-летняя пенсионерка сообщила, что ей поступил звонок от незнакомого гражданина. Мужчина предложил ей работу из дома с гарантированной заработной платой в размере 30-40 тысяч рублей. Потерпевшая согласилась на заманчивое предложение, после чего собеседник порекомендовал ей скачать на мобильный телефон приложение «Skype», через которое с ней должны связаться операторы. Женщина последовала инструкциям незнакомца и в режиме аудиозвонка общалась с «помощниками». Под диктовку аферистов потерпевшая зашла в свой мобильный банк и провела различные манипуляции, в результате которых с ее банковского счета были незаконно списаны 10 тысяч рублей и еще 25 тысяч рублей – с кредитной карты. Со слов потерпевшей, она была введена в заблуждение и не помнит, куда именно заходила и нажимала.

По всем указанными фактам возбуждены уголовные дела, в рамках которых проводятся соответствующие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Участники брифинга отметили, что во избежание подобных случаев следует быть внимательными и не следовать инструкциям незнакомых граждан, полученных в ходе телефонных разговоров, кем бы они не представлялись. Также обращено внимание на важность хранения конфиденциальной информации по банковским счетам и уточнения полученной информации только при личном обращении в банковское учреждение.

Кирилл САМОХВАЛОВ

"Тувинская правда" №50 от 2 октября 2021 года.