От «Центра Азии» до «Укротителя»

Когда говорят о совместной работе архитекторов и художников, то чаще всего речь идет о монументально-декоративном оформлении одного из объектов, градостроительного комплекса либо города в целом.

Я хочу рассказать об этой важной работе и по объектам, и по городу Кызылу.

Первой монументально-декоративной работой в Кызыле стало сооружение обелиска «Центр Азии». В 50-х годах прошлого века я, будучи мальчишкой, с друзьями бегал по берегу Енисея. И у одноэтажного здания, где размещается Агентство ЖКХ, рядом с бывшим Речпортом, я увидел столбик из бетона, высотой около метра, шириной у основания в пределах 50 - 60 см. На нем было написано «Центр Азии». Позже от взрослых услышал рассказ о том, что в Кызыле тогда гостил какой-то важный генерал. Увидев скромный столбик, он возмутился: «Как это так! Такая известная географическая точка обозначена каким-то маленьким столбиком». Вернувшись к себе, он написал об этом в журнале «Крокодил». Тогда было дано срочное задание построить красивый обелиск «Центр Азии», что и было сделано по проекту художника Василия Демина.

Первое упоминание об обелиске «Центр Азии» можно найти у инженера путей сообщения, начальника партии по исследованию Верхнего Енисея В. М. Родевича. В 1910 году он опубликовал в Санкт-Петербурге книгу «Очерк Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисей)». В разделе о туристах В. М. Родевич упоминает: «В 90-х годах, однако, приехал в Урянхай английский путешественник со специальной целью увидеть центр Азии, который, по его определению, пришелся возле усадьбы Г. П. Сафьянова в Салдаме, на Енисее. Столб в садике усадьбы знаменует этот примечательный пункт. Англичанин, по его словам, уже посетил центры Европы, Африки и Австралии».

Усадьба Г. П. Сафьянова стояла на левом берегу Улуг-Хема в 23 верстах ниже слияния Бий-Хема и Каа-Хема. Позже знак «Центр Азии» в виде небольшой усеченной пирамиды был установлен в Кызыле у здания электростанции (речпорт) на берегу Улуг-Хема.

В 1964 году, когда отмечалось 20-летие добровольного вхождения Тувы в состав СССР, на берегу Енисея был установлен бетонный обелиск в виде земного шара на двухметровом квадратном постаменте с устремленным ввысь трёхгранным шпилем, проект которого разработал старейший художник Тувы Василий Фадеевич Дёмин по предложению исполкома горсовета. Двенадцатиметровый обелиск был возведен на левом берегу Улуг-Хема. Первоначально карта Тувы на обелиске была выложена драгоценными и полудрагоценными камнями, а сам Центр Азии был отмечен позолоченным камнем. Но, к сожалению, время и люди не сохранили эту красоту. Технический расчет конструкции сделан инженером Валерием Бажиным. От обелиска начинается улица Комсомольская. Отсюда видны сливающиеся Бий-Хем и Каа-Хем.

Двадцать лет спустя, к 40-летию Советской Тувы, территория вокруг памятника была благоустроена, а сам обелиск и его постамент облицованы гранитом. Впоследствии, в начале аллеи, ведущей к обелиску, были поставлены скульптурные изображения арзыланов.

В 2014 году, к 100-летию единения Тувы с Россией, проведена реконструкция набережной, а вместе с ней и обелиска. Была не только облагорожена территория, но и заменён сам обелиск. Новый обелиск построен по проекту бурятского художника Даши Намдакова. Он представлен ансамблем из трёх львов, которые держат земной шар, увенчанный шпилем. Внешне памятник похож на предыдущий обелиск. На нём изображены грандиозные фигуры восточных драконов и высокая стела, декор которой выполнен в виде символических животных, переплетающихся в порыве восхождения к небу. Кроме того, люди видят двенадцать космогонических анималистических образов, которые составляют буддийский гороскоп.

Сегодня новый обелиск «Центр Азии» является главной достопримечательностью Кызыла. Он уже фигурирует на многочисленных поздравительных и пригласительных открытках, ознакомительных буклетах.

Следующей монументально-декоративной работой нужно назвать панно «Спорт» на торце спортзала «Херел». Панно выполнено в классической технике «Сграфито» (Многослойная штукатурка, каждый слой окрашен в разный цвет, вырезанные по рисунку слои необходимого цвета создают нужное по теме панно). На панно изображены тувинские борцы-хурешисты и лучники. К сожалению, сейчас красивая картина закрыта не менее красивыми елями. Но любознательные читатели, знатоки высокого искусства при большом желании могут рассмотреть это замечательное творение. Автор работы народный художник Тувы Эрес  Байынды.

В такой же технике выполнил красивое монументальное панно «Тува» Вячеслав Самыя, на торце 9-этажного панельного дома на улице Московской. Эта «картина» оформляет въезд в город со стороны аэропорта.

Главным примером монументально-декоративного оформления объекта в Кызыле является деревянное оформление Муздрамтеатра, его сценической коробки и боковых фасадов. Выполненное с использованием национальных мотивов, это произведение искусства стало украшением не только театра, но и всего центра города. Считаю, что благодаря именно этой работе строительство театра получило в свое время премию Совета Министров СССР. Автор – Заслуженный художник СССР Андрей Владимирович Васнецов. Исполнители – художники по дереву Московского комбината монументального декоративного искусства Дмитрий Шаховской, Валентин Двоскин, Владимир Ковалев. Архитектурной частью оформления руководил Заслуженный архитектор РСФСР Марк Петрович Бубнов.

Перед театром, за барабаном «Мани», перед зданием Правительства Республики Тыва находится большой фонтан с прекрасным оформлением в виде каменных фигур животных, из которых струится вода. Он является ярким образцом монументально-декоративного оформления. Авторы работы – архитектор М. К. Куулар и камнерез, народный художник Российской Федерации Дондук Дойбуха.

Здесь, в большом городском масштабе, в чистом классическом виде (в который мы влюблены неимоверно) исполнены в бетоне фигуры, какие в малой форме создают наши камнерезы из агальматолита.

К монументально-декоративному оформлению города следует отнести и сооружение бюста Салчака Тока, размещенного в сквере за театром. Авторами бюста и площадки, является скульптор О. Ч. Товарищтай. Он же создал памятники «Непокоренный» на улице Щетинкина и Кравченко, а также «Пастух» на горе, при выезде из города в сторону Эрзина.

Одной из замечательных работ в этом направлении является построенная совсем недавно скульптура «Укротитель», стоящая перед южным фасадом нового музея, со стороны улицы Кочетова. Это – дипломная работа скульптора-монументалиста члена Союза художников СССР X. Б. Донгака. Авторами постамента и места размещения являются архитекторы Б. Д. Байыр-оол и Ю. Н. Минаев (институт «Тувагражданпроект»). Скульптура «Укротитель» органично вписывается в ансамбль площади перед музеем, южная стена которого стала красивым фоном для нее. Постамент, со скошенной задней стеной, подчеркивает динамичное движение всей скульптурной композиции вперед.

В соответствии с общей градостроительной идеей формирования площади вокруг музея, с северной стороны, на улице Ленина, симметрично «Укротителю», установлена грандиозная скульптура «Буян-Бадыргы». С этим произведением с завершением строительства «Дома молодежи» за музеем, можно считать, что большой архитектурно градостроительный комплекс, замкнутый с юго-востока полукруглым зданием Арбитражного суда, окончательно оформлен.

Рассказывая об истории развития архитектуры и градостроительства в Кызыле, нужно обязательно вспомнить и назвать главных архитекторов города, которые руководили этим процессом, обеспечивали его реализацию. В их числе: В. А. Харламов, В. П. Япрынцев, Б. Д. Байыр-оол, М. К. Куулар, О. В. Байыр-оол, О. О. Донгак.

Борис БАЙЫР-ООЛ,

заслуженный архитектор России

Фото из архива Юрия Косарькова.

Полностью подборку писем читайте в субботнем номере газеты "Тувинская парвда" от 23 января 2021 года.