Неугасимая звезда. К 75-летию заслуженной артистки РСФСР Евгении Салчак

На сегодняшний день развитие тувинского танца во многом определяется школой, которую выпускники Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола получили в классе Евгении Салчак.

На её уроках студенты в комбинациях, этюдах, танцах воплощали элементы традиционных игр, трудовых процессов, обычаев, обрядов, народных праздников тувинцев.

Тувинского сценического танца, как предмета, в учебной программе ранее не было. Евгения Мычыновна, фактически, стала основоположником учебной дисциплины. Своей целью ставила изучение сценического репертуара ансамбля «Саяны». Она была бессменным преподавателем этого курса на протяжении многих лет. Ею разработана программа, накоплен огромный практический опыт. Значительная часть программы – постановочные работы студентов. Педагогом собран богатый видеоматериал уроков, танцевальных комбинаций и постановок, который в какой-то мере компенсировал отсутствие методических пособий по тувинскому танцу.

Родилась Евгения Мычыновна 14 октября 1946 года в с. Сарыг-Сепе Каа-Хемского района, где родители, Мычын Санчатович и Нина Иннокентьевна Салчаки, работали зоотехниками после окончания Новосибирского института сельского хозяйства. В 1949 г. семья переехала в г. Кызыл. В 1954 г. Женя пошла в первый класс общеобразовательной школы № 1 города Кызыла, через год начала учебу в музыкальной школе по классу фортепиано.

С детства у девочки была страсть к танцам. Поэтому, кроме музыкальной школы, родители привели её в танцевальный и акробатический кружки городского Дома пионеров. Первой учительницей танца была Ида Михайловна Осадчева, которая привила девочке любовь к танцу и красоте движения.

В 1958 году по договоренности министерств культуры Тувы и Киргизии набиралась группа детей для обучения в Киргизском музыкально-хореографическом училище. Для набора одаренных детей приехала педагог хореографии Гульбара Бакировна Даниярова. Она ездила по районам, проверяла физические данные детей в школах, так нашла трех мальчиков и четырех девочек, в том числе и Женю Салчак.

В Киргизию, в город Фрунзе (ныне Бишкек), где находилось хореографическое училище, их сопровождали Леонид Борандаевич Чадамба и Сергей Бакизович Пюрбю. Все впервые уехали от родителей надолго и так далеко в большой и красивый город, который сразу же понравился, потому что в нем было «много солнца, фруктов и  мороженного».

Дети и воспитатели в интернате училища встретили их доброжелательно и тепло. Но распорядок дня был строгий и привыкнуть к нему получалось не у всех. Занятия хореографией проводились в первой половине дня, а общеобразовательные занятия проходили после обеда в городской школе № 28. Педагогами хореографии были: Г. Б. Даниярова, Р. Н. Чокоева, О. А. Жевакина и легенда киргизского балета Бибисара Бейшеналиева.

Закончили учебу в училище в 1964 году. Евгения Салчак и Галина Чооду гордятся, что их имена внесены в списки выдающихся выпускников Киргизского хореографического училища им. М. Куренкеева и в энциклопедию «БАЛЕТ» издания 1981 г.  Это был последний послевоенный выпуск, где программа обучения была рассчитана на шесть, а не восемь лет обучения.

 Все выпускники были направлены на работу в родной Кызыл в музыкально-драматический театр, но работы в нем по специальности «артист балета» не было, и они вынужденно играли в массовках драматических спектаклей. В январе 1965 г. Евгения вернулась в Киргизию и была зачислена артисткой балета в труппу Киргизского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета. В театре прошла отличную школу, исполняя партии во всех классических и киргизских национальных балетах и операх.

В 1969 году была открыта Тувинская государственная филармония и создан ансамбль песни и танца «Саяны». Евгения Салчак была приглашена на работу в танцевальную группу нового коллектива, где показала себя как знающий свое дело специалист.  Солировала в танцах «Оленеводы», в постановке балетмейстера Э. Мадемилова, бывшего педагога по классическому танцу в Киргизском музыкальном хореографическом училище, «Звенящая нежность» А. Шатина, «Проделки влюбленных» в постановке С. Гехт, «Пробуждение», «Танец с веерами» в постановке А. Ким, «Пробуждение Цветка» Д. Авдыша. Танцевала  в первом тувинском балете «Хая-Мерген» на музыку П. Геккера, балетмейстера В. Камкова и многих других.

В ансамбле «Саяны», параллельно с основной народной программой, была классическая программа: испанский танец из балета «Раймонда», адажио из балета «Корсар», постановщиком которых выступал И. Шкрабов, дуэты «Утренний свет» и «Грезы», «Па-де-катр» в постановке  Б. Сторожкова и др.  Классический танец – это строгая красота положений, это преодоление плоти, земной тяжести, материальности видимого мира, это абсолютность вертикали, устремленная к идеальному. Классический танец – это искусственно созданные отточенные позы, переход которых от одной к другой ясен и завершен и, как замечено исследователями классического балета, акцент ставится на завершении движения. Поэтому работа над этими номерами занимала много времени и отнимала много сил. Но от них никогда не отказывались, по ним тосковали, их постановки ждали как праздника. Более десяти лет, помимо танцевальной деятельности, Евгения Мычыновна являлась педагогом-репетитором в ансамбле.

За период работы Евгении Салчак, с 1969 по 1990 г.г., ансамбль объездил с гастролями почти весь Советский Союз, познакомил с  искусством  Тувы любителей танца Монголии, Болгарии, Кубы, Чехословакии и  Японии.

С 1-го сентября 1990 г., по предложению Т. В. Бочкаревой, преподавателя хореографии Кызылского училища искусств, Евгения Мычыновна начала педагогическую работу на отделении хореографии, где преподавала классический и тувинский сценические танцы, сразу зарекомендовав себя профессионалом своего дела.

Т. В. Бочкаревой на базе отделения был создан ансамбль танца «Азас», в дальнейшем руководителями которого стали Светлана Монгуш (Тогочиева) и Евгения Салчак. Для коллектива Евгения Мычыновна поставила целый ряд тувинских сценических танцев, вошедших в «золотой фонд» не только учебного ансамбля, но и «Саян», а также самодеятельных коллективов Тувы: лирический танец на музыку Владимира Токи «Наши девушки», «Молодость Тувы», танцевальные сюиты «Дук-салыр» и «Приветственный танец». Благодаря этим композициям ансамбль неоднократно занимал призовые места на международных и всероссийских конкурсах.

В 2004 году, к 90-летию единения Тувы и России и юбилею города Кызыла, Евгении Мычыновне и ее коллеге Ирине Олеговне Ондар было предложено подготовить одноактный балет «Шопениана». Преподаватели  взяли на себя ответственную работу по подготовке кордебалета и   солистов. «Шопениана» имела большой успех и была отмечена в 2005 г. премией, а ее исполнители удостоены почетного звания «Лауреат премии Председателя правительства Республики Тува в области хореографического искусства им. Николая Кысыгбая».

Общий трудовой стаж преподавателя Евгении Мычыновны Салчак составляет более 50 лет, из которых 25 лет посвящены Кызылскому училищу, а затем колледжу им. А. Б. Чыргал-оола.

За все время добросовестной работы Евгения Мычыновна Салчак имеет многочисленные благодарности, отмечена почетными званиями «Заслуженная артистка Тувинской АССР», «Заслуженная артистка РСФСР», медалью «Ветеран труда». Она – лауреат государственной премии имени Ленинского комсомола Тувинской АССР.

Неравнодушная, энергичная, болеющая за судьбу танцевального искусства на протяжении многих лет. Это Евгения Салчак. Зрители ее помнят, как хрупкую солистку. Например, в бессмертной «Звенящей нежности». Кредо – выверенность движений и поз, завершенность и яркие точки в танцах. Горит, горит ее Звезда… 

Последнее время педагог живет в столице Хакасии городе Абакане, но постоянно поддерживает связь с коллегами и бывшими учениками, потому что любовь к профессии и танцу не угасает в ней никогда!!!

По материалам архива Кызылского колледжа искусств.

Фото ККИ

"Тувинская правда" № 50 от 2 октября 2021 года.